НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Пока слышен рокот трактора. Из истории деревни Морьевки

В 1907 -1908 годах в Кулунду прибыло несколько больших групп переселенцев из Украины, в результате чего возникли поселения: Метелёво, Митрофановка, Березовка, Морьевка, Михайловка и другие. Образование этих населённых пунктов зафиксировано в протоколе заседания Временной переселенческой комиссии по вопросам, связанным с образованием переселенческих участков в Купинской, Юдинской и Казаткульской волостях, Каинского уезда, Томской губернии от 5-6 июля, и от 12-13 июля 1908 года.

А.А. Панасюк, учитель истории Веселокутской школы, на основании личных записей встреч с селянами, попытался восстановить историю рождения деревни Морьевка. Вот что рассказали очевидцы о деревенской жизни.

Панасюк Анастасия Пантелеевна, 1885 г.р.: «Жили мы в д.Замшаны, Ковельского уезда, Волынской губернии. Когда вышел указ Столыпина о земельной реформе, мой отец Артемук Пантелей Фёдорович засобирался в Сибирь. Туда уже уехали несколько семей из нашей деревни. Мать отговаривала, но отец непреклонен был. Он не только сам поехал, но и своего друга, соседа –бедняка Парача Кирилла на казённые деньги в новые места увёз. Это было ещё в 1907 году. Приехали, обустроились. Место называлось 2Волынские избушки». Кроме нас здесь жили семьи Мажула, Хатынских, Литко, Панасюк, Тарасенко, Дудко, Киндер, Дьячук, Каряк и другие…»

Орлова Евгения Сепановна, 1880 г.р.: «…Приехала наша семья: муж Поликарп Иванович, я и сын (шести лет) в Сибирь из д. Леонтьево, Мантуровской волости, костромской губернии. Добрались только к осени. Остановились в д.Зятьковке у дальних родственников. Перезимовали. А весной 1908 года вместе с новоприбывшими семьями Гладышевых, Серовых, Смирновых, Красновых, Хухаревых, Кузнецовых, Поповых, Гусевых, Дубовых, Соколовых… поселились на месте, где сейчас Морьевка стоит. Тут на гриве кладбище переселенцев с Волыни уже было. Рядом с нашими землями был отруб камышинского крестьянина Морева.

Он нам много помогал, и в благодарность деревню мы назвали по его фамилии. К Юрьеву дню все сошли в избы. (Историческая справка: согласно Списку населённых мест Томской губернии за 1911 год» в переселенческом посёлке Морьевском находилось 18 дворов, проживало 79 душ мужского пола и 55 душ женского пола. Они пользовались 2625 десятинами земли»).Только обжились, война началась с Германией – за веру, царя и Отечество. С десяток мужиков ушли в солдаты. Забрали и моего мужа. Письма приходили редко, а потом вообще не стало. Позже пришла весть, что погиб. Не вернулись также Иосиф Мажула, Фёдор Хатынский…».

Орлова Анфиса Петровна, 1899 г.р.: «…В гражданской войне всё помешалось, так и в моей родне. Мой муж Александр Поликарпович служил у красных ,в армии М.В.Фрунзе. Воевал в Крыму, переходил Сиваш. А брат Николай Петрович Хухарев попал к белым. Когда Колчак отступал вдоль железной дороги, он дезертировал. Вернулся домой. Но в деревне узнали. Пришёл указ из волостного Совета везти его в г.Татарск. Там трибунал был. Тятя Пётр Иванович, повёз его туда. На железной дороге тиф повсюду был. Тятя заболел, а потом помер. А брат позднее вернулся. Невиновен был. Простили…».

Орлов Александр Поликарпович, 1901 г.р.: «…После Гражданской войны власть перешла к Советам. В деревне был образован крестьком (крестьянский комитет). Председателем избрали Мажула Сергея. Ему активно помогала жена Настасья. Звали их в деревне «Политурки». Кто –то однажды слышал, как Настя кричала мужу, уходившему на «службу»: «Политурку (бутылочку с чернилами) забыл!» Прозвище надолго прилипло к семье. Крестьком ведал деревенскими делами: занимался переделом земель, следил за выплатой налогов, сдачей зерна государству…»

Мажула Фома Иосифович, 1912 г.р.: «…При новой политике (НЭПе) крестьянину хорошо жилось. В нашей семье трое работников было: приёмный отец, я и сестра Пелагея. Отец в империалистическую был ранен в ноги, мать часто болела. Мне ещё и 20 лет не было, а я уже полным хозяином стал. В хозяйстве имелось две пары быков, пара лошадей. Из инвентаря –плуг бокарь (двухлемешной), сенокосилка, конные грабли, камень –молотилка. Земли хватало, при желании ещё арендовали. Хорошо многие жили. Недалеко от нас Соколовы жили. У них много сынов –работников было. Всё своим трудом делали. Имели свою кузню, мельницу, маслозавод…».

Кузнецов Сергей Васильевич, 1916 г.р. : «…Помню, как колхозы создавались. В нашей деревне их даже два было: на украинском конце –имени Крыленко, на «расейском» -имени Марти. Потом, после сталинской статьи про перегибы, расформировались. Дальше опять сошлись, только в один –им.Марти. Большим событием было, когда первый трактор в деревне появился. Из деревни Барбаши (там отделение Купинской МТС стояло) наш тракторист Серов Пётр приехал. Вся деревня следом бежала на чудо посмотреть»…

Орлов Михаил Александрович, 1923 г.р. : «Великая Отечественная война грянула неожиданно. Из нашей семьи воевали трое: отец, я и сестра Юлия. Все живы остались. А из деревни больше половины солдат не вернулось. Их имена на местном обелиске. Сам я прошёл путь от Сталинграда до Прибалтики, через Крым. До 1947г. служил в г. Потсдам. Награждён орденами и медалями. Война –это самое страшное. Никому не желаю такой беды. Но наши односельчане и их потомки всегда честно выполняли свой долг…».

Панасюк Алексей Андреевич, 1924 г.р. : «В 1947 году демобилизовался из армии. Время было очень непростое. Вся страна находилась в страхе. На войне это как –то незаметно происходило, а в мирное время сразу почувствовал. Поругался с председателем колхоза А.Маевским, тот сразу донос в НКВД. Чтобы не попасть в «места не столь отдалённые вы- нужден был бежать из деревни. В Новосибирске работал завхозом в ДК Оловокомбината. И там произошёл казус, который мог плохо кончиться. А было так: рабочие заколотили чердачное окно старым портретом Сталина. Снаружи были видны его характерные усы. Спасибо случайному прохожему (настоящему человеку!), который указал на оплошность. А то могло пострадать много людей…».

Орлова Мария Пахомовна, 1929 г.р. «..Летом 1953 г. ездила в составе делегации от Новосибирской области на ВДНХ. Это заслужила хорошей работой. Я бойкая была, всё в руках горело. За год выработала почти 2,5 нормы трудодней. Хотя на руках ещё маленький ребёнок был. Работать должны были все. Тех, кто не отрабатывал положенное количество «палочек», считали тунеядцами, наказывали. Очень высокие налоги приходилось платить –с одной овцы полторы овчины сдать. Зарплата низкая была, денег практически не видели. В это время начали укрупнять колхозы. Наш колхоз им. Марти объединили с зятьковским «Пятилетка Ильича». Сюда вошли ещё деревни –Барск, Барбаши. Новое хозяйство назвали им. Андреева, позднее переименовали в колхоз «Культура»…

Панасюк Мария Алесандровна, 1927 г.р. «…Почему время при Брежневе называют застоем, мне непонятно. В селе все старались работать, чтобы повысить надои, вырастить хорошее стадо, собрать больше хлеба. И люди трудились, получали заслуженные награды. Товары в магазинах были дешёвые. Только автомобили, другая техника в дефиците были. Но и это передовикам в порядке очереди выделяли. Наши четверо детей получили образование бесплатно. Медицинское обслуживание было лучше. Но только, считаю, ошибку сделали с Афганистаном. Много солдат там сложили головы зазря. Племянник Саша Дубов там воевал, Миша Кравченко, Коля Пономаренко, к счастью все они вернулись живые…».

Кузнецова Юлия Александровна, 1921г.р. : «…Перестройка нужна была стране. Появилась гласность. Помню, была телепередача «Прожектор перестройки». На ней все недостатки вскрывались. М.С.Горбачёв дал возможность Германии соединиться. Как фронтовичка, считаю, что сделал большое дело –вывел войска из Афганистана. В деревне стали на хозрасчёт переходить. Всё учитывать. В нашей бригаде коллектив интенсивного труда появился. В него входили Дегтярёв В.,Дубов И., Хатынский В.. Дьячук С. и другие. У них урожаи были выше по колхозу. Вот только авария в Чернобыле затмила всё. И с антиалкогольной политикой не всё получилось…».

Дубова Галина Александровна, 1929 г.р. «…В начале 90 годов почти все морьевцы забрали свои паи и вышли из колхоза, подались в фермерство. Ещё некоторое время существовала комплексная бригада во главе с бригадиром Парач В.С. Но потом колхозное стадо перевели на центральную усадьбу в Зятьковку, технику забрали. По –новому дело не у всех пошло. Некоторые практически разорились. Кто –то начал землю более сильным фермерам в аренду сдавать. Сейчас в Морьевке одно КФХ Тарасенко С. осталось. На нём все деревенские дела держатся. А в деревне остались почти одни пенсионеры…».

Но она живёт. Здесь около пятидесяти дворов. Работает начальная школа во главе с учительницей Т.А.Кравченко; функционирует ФАП, которым заведует С.С. Богданова. Заведующая клубом А.П. Парач организует культурную жизнь деревни. Продавцы В. Хатынская и Н. Пономаренко обеспечивают жителей необходимыми товарами и продуктами. Почтальон Л. Дрыгайло аккуратно доставляет людям письма, газеты, журналы. Помогает, как может, своему родному селу глава администреации Ленинского сельсовета А.М. Парачь. Деревня не оторвана от жизни. И пока в ней будут слышны рокот трактора, мычание коровы и смех детей, она будет жить.


Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 28 Сентября 2017

Отправитель: Александр Панасюк

Вам нравится? 8 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...