Не остался в долгу у Родины. Иван Анисимов из Колыванского района
Великая Отечественная война не обошла стороной и наш район, затронула каждую семью. На защиту Родины Колыванская земля послала более 7,5 тысячи своих сыновей и дочерей. Домой не вернулось более 5 тысяч солдат.Наши земляки познали горечь отступления в первые месяцы войны и радость победы в битвах под Москвой, при обороне Ленинграда, в сражениях под Курском, Орлом и Белгородом, разгроме фашистских полчищ у стен Сталинграда. Они освобождали Киев и Минск, Ригу и Вильнюс, страны Европы, дошли до Берлина, сражались с японцами на Дальнем Востоке.
Когда началась Великая Отечественная война, Ивану Анисимову было 14 лет. Ощущения надвигавшейся беды у жителей его родной деревни Семкино Колыванского района Новосибирской области не наблюдалось (ведь в деревне не было даже радио). Но 22 июня 1941 г. прискакал из Колывани верховой со словами: «Война началась».
Сельский совет в тот же день начал выдавать повестки на фронт.
Биография Ивана Анисимова похожа на биографии его сверстников: зимой учился в школе, летом возил копны, сгребал сено, работал на лошадях. А в 1943 году, в летнюю страду колхоз им. Молотова, где работал Иван, остался без руководителя. Все мужчины были на фронте, в том числе и его отец, бывший председатель колхоза. Стариков-пенсионеров мобилизовали на работу на Чикском полигоне.
Вот тогда выбор пал на Ивана. Уполномоченный из Колывани долго не уговаривал – вручил печать колхоза и сказал: «Действуй, Ваня, мы на тебя надеемся». И уехал.
Иван вспомнил, как работал отец. Поддержали и колхозники. В то время никого не нужно было заставлять, все знали, что своим трудом приближают Победу. В колхозе остались только дети, женщины и старики, и понятие "выходной" для них не существовало...
Постоянно ждали весточки с фронта. Когда приходили письма, их читали всей деревней. Но были и похоронки.
В конце 1943 г. пришла похоронка и на отца Ивана Васильевича, сообщавшая, что он погиб в бою при освобождении города Каменска Кировоградской области.
Спустя годы после окончания Великой Отечественной войны Иван Васильевич побывал у отца на могиле и узнал, что Василий Анисимов был командиром танка Т-34. Его танк одним из первых ворвался в город, и экипаж геройски погиб в неравном бою. Жители Каменска похоронили танкистов не в братской могиле, а в сквере напротив, и установили на могиле обелиск.
«Председателем я проработал больше года, - вспоминает ветеран. - Сложно было подготовиться и провести посевную, но отсеялись в срок, даже помогли соседям-воробьёвцам. Народ в деревне был дружный. Все знали о тяготах войны и как могли, помаленьку сдавали вещи, еду на фронт. О том, что немцы нас могут победить, мы даже мысли не допускали. В Сталина все верили. По вечерам, после работы в поле, пели песни: «Танки новые, в бой готовые, встретим мы по-сталински врага…».
А осенью 1944 г. призвали в армию и меня. Колхоз передал Тоне Казанцевой, и через несколько дней стал красноармейцем учебного полка в Куйбышеве Новосибирской области».
После военных сборов новобранцев отправили на фронт. Шла весна 1945 года. На западной границе эшелон развернули. День Победы встретили в вагонах, была большая радость, но поезд шел на восток через Вильнюс – Читу – Борзю в Монголию, на войну с Японией.
В июне эшелон прибыл в Монголию, в г. Чойбалсан. Здесь формировались части для войны с Японией: 38, 39, 49, 50 стрелковые дивизии и механизированный корпус. И.В. Анисимов попал в стрелковый полк.
Походная жизнь проходила в особых условиях.
«Помню, стояла сильная жара, - продолжает Иван Васильевич, - было очень много живой силы и военной техники. До маньчжурской границы шли пешком, в основном ночами. Через несколько дней заняли позиции у реки Халхин-Гол, как раз в тех местах, где велись боевые действия с японцами в конце 30-х годов – кое-где были видны осыпавшиеся блиндажи, заросшие окопы. Обхватили весь Китай 4 и 8 армии с севера и юга. Дивизия шла по горам Шанхая.
Началась война с Японией. Боевой путь дивизии пролегал через реку Халхин-Гол, маршем по безводным степям-пескам на восток к Большому Хингану, на город Чаньчунь.
…400 километров безводных степей, сплошные пески, бездорожье, страшная жара, солнцепек. Вышли к лощине, где можно было искать воду (солонцы, старые колодцы). Пришлось обследовать значительные площади. На каждый артиллерийский взвод копали по 1-2 колодца, всего их вырыли 15-16, не меньше. На глубине 1-1,5 метра пошёл сырой песок, а после 2-3 метров можно было уже брать воду. Песок отжимали, воду фильтровали и вначале поили лошадей, а потом солдат. Выйдя благополучно из безводных песков, нам предстояло преодолеть гигантскую горную преграду – Большой Хинган. Никакой дороги или хотя бы её подобия через перевал не было. Фактически – бездорожье, по ущелью поднималась какая-то тропка. В горах было много крутых подъёмов и спусков.
Когда подошли к предгорьям Хингана, стояла удивительно солнечная погода, изнурительная жара, в горах начались нудные осенние дожди, на речушках и реках – осеннее половодье, всё напиталось влагой, раскисло.
Известно, что где-то в 40-е годы японцы специальными отрядами исследовали возможности перехода войск через Хинган и сделали вывод, что хребет непроходим для войск, поэтому на нашем пути в горах не было ни укреплений, ни войск.
А мы прошли. И за Хинганом японцы принимали нас за воздушных десантников, не верили, что мы преодолели горы пешими, а не перелетели. Жутко было на кручах, страшно смотреть, как лезли в горы… Но лезли! Спуск в равнину с перевала тоже был нелёгким. Хлебнули переживаний, пота досыта, но Хинган одолели и теперь – вперёд на Чаньчунь!
Перевалив хребет и выйдя на равнину, мы сразу встретили яростное сопротивление неприятеля. Сражаться приходилось за каждую сопку, были рукопашные схватки с японцами и потери боевых товарищей. Пришлось хоронить и земляков, с кем призывался».
С боями дивизия, в которой служил И.В. Анисимов, заняла города Чаньчунь и Мукден. А 2 сентября 1945 г. на борту американского крейсера «Миссури» в Токийской бухте представителями Японии был подписан Акт о безоговорочной капитуляции.
Какое-то время дивизия, в которой служил Иван Васильевич, ещё стояла на японском аэродроме близ Мукдена в боевой готовности, но после получения приказа солдат погрузили в эшелон и отправили в Благовещенск, где они охраняли пленных японцев. А дальше судьба распорядилась так, что нашему земляку довелось служить в Свердловске (видел маршала Г.К. Жукова, командующего Уральским военным округом), Чите, Нижнем Тагиле, Воркуте...
Демобилизовался Иван Васильевич в 1954 г., в звании старшины, прослужив в армии ровно 10 лет. Домой сразу не поехал. Работал на шахте в Инте под Воркутой до 1969 г. Здесь же обзавёлся семьёй.
Казалось бы, жизнь сложилась нормально, но тянуло в родные края, и когда подросли дети, оставил Заполярный круг и приехал в Новосибирск. До выхода на пенсию работал на хлебокомбинате №3 слесарем-наладчиком. А что заставило переехать в Колывань? На этот вопрос И.В. Анисимов, не задумываясь, ответил:
«Родина здесь, малая родина. Семкино уже не существует, но я в тех местах бываю каждое лето и не по одному разу».
Иван Васильевич Анисимов награждён орденом Отечественной войны, медалями: «За победу над Японией», к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, к 100-летию со дня рождения Г.К. Жукова, "75-летие Новосибирской области".
Сегодня Иван Васильевич занимает активную жизненную позицию. У него два сына, трое внуков, двое правнуков. Он часто встречается с молодёжью. В заключение нашей встречи он пожелал учащимся нашей школы добра, здоровья, успехов в учёбе, так как на подрастающем молодом поколении лежит большая ответственность за Родину.
Чувство беспредельной гордости вызывают у нас подвиги солдат Великой Отечественной войны. Память наша о них будет вечна.
Н.М. Кузьминых,
учитель истории МБОУ «КСОШ №3»
Колыванский район
Осень 2017
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...