НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Директор четверть века. Трофим Репп

Было житье-бытье у Трофима Филипповича нелегким. Хватил он на своем веку лиха сполна. Началось в раннем детстве. В родном селе Красносельском, что в Краснодарском крае, жила немецкая семья Реппов небогато, но и не бедствовала. А самое главное, счастливо жила. Глава семьи работал пожарным, жена воспитывала детей, старшие бегали уже в школу. Сын Трофим родился 10 апреля 1928 году.

И вдруг все рухнуло в одночасье. В тридцать седьмом отца арестовали. Увозили из села в неизвестность, кроме него, сорок человек, еле-еле на двух «зисах» уселись. Отец не вернулся, только через много лет пришла бумага, что он был ни в чем не виноват.

Не успели опомниться от одной беды, как нагрянула другая – война. Черным вороном накрыла она осиротевшую семью. Всех немцев начали выселять из села. В сорок первом погрузили в телячьи вагоны и отправили в Сибирь. Полтора месяца тащился поезд, сорок с лишним суток холода, голода, слез.

В середине ноября сорок первого выгрузились в Чанах. Начальство прямо на станции начало распределять кого куда. Реппам достались сани с коробом. Усадила мать в него ребятишек, возница дала тулуп укрыться. И потянулась подвода в заснеженную степь. Приехали в деревеньку с необычным для кубанцев названием Земляная Заимка. Утром увидели: несколько покосившихся избенок, сплошь сделанных из самана и земляных пластов. Но люди оказались в Сибири сердечные, приютили, обогрели, за своих приняли.

Только начал налаживаться быт, как старшего брата забрали в трудармию. И стал Трофим за главного работника в семье. Вся мужская работа была теперь на нем.

К этому времени семья перебралась на третью ферму Чановского совхоза. Два года четыре семьи жили в одной комнате, у каждой свой угол, немудреный скарб, нары. По вечерам промерзший до костей, полуголодный валился на них Трофим, а утром снова – на работу.

На трудолюбивого юношу обратила внимание женщина-бригадир. Она заметила, что тянется он к книжкам, да и почерк у парня хороший, как-никак на родине в шестой класс начинал ходить. Сама совершенно неграмотная , привлекла она Трофима к учебе. Он заполнял разные бланки отчетности, причем делал это с аккуратностью необычайной. Весной сорок пятого по фермам начали подбирать учетчиков, на третьей назначили Трофима.

Хороших людей в жизни Трофима Филипповича встречалось немало. Никогда не забывал Герасима Петровича Старовойтова, бывшего в ту пору директором Чановского совхоза. Позвал однажды он Трофима по делу, поговорил, а потом вроде бы невзначай спросил, глядя на сыромятные онучи:

- А ты что же, парень, в такой обуви ходишь? Аль нет больше ничего?

Трофим, засмущавшись, промолчал.

- Ну вот что, - сказал Герасим Петрович, - вот тебе записка, иди в сельпо, там помогут.

Не чуя под собой ног, выскочил Трофим из конторы. Вскоре купили они с матерью сапоги, рубашку, пальто.

В то время мать сильно болела, тяжело уже дышала, говорили, с легкими что-то не в порядке, а поддержать нечем бедную, питание известно, какое было. А тут соседка подвернулась.

- Отдаю за твои покупки корову, матери молоко надобно.

Ни разу не одев, снес Трофим обновки соседке и привел корову. Не ахти, какая была коровенка, но все, же своя. Молоко появилось, сметана. Мать плакала, глядя на повзрослевшего сына, жаль ей было, что ходит парень в чем попало, а он успокаивал:

- Ничего, мама, вот поправишься, мы еще с тобой не одни сапоги справим.

Поправилась мать. С домашней работой проворней стала управляться. Семьдесят восемь лет прожила. Кто знает, может быть, не бывать в семье Реппов радости, если бы не те сапоги да пальто, которые помог купить Герасим Петрович.
И учиться помогли добрые люди. По правде сказать, до учебы Трофим был жадный. Все книжки, какие были в деревенской библиотеке, перечитал. И тут опять Старовойтов поддержал.

- Хочешь поехать в школу бухгалтеров? – спросил как-то он Трофима.

- Еще бы…

- Так вот собирайся.

В Астыровке Омской области была тогда шестимесячная школа бухгалтеров. Там подобрался неплохой состав преподавателей, и за полгода слушатели получали хорошую подготовку..

Но не так-то просто оказалось поехать Трофиму на учебу. Ведь он был немец, спецпереселенец, стоял на учете в спецкомендатуре, и только она могла дать разрешение.

А комендант был ретивый службист. Не раз и не два издевался над Трофимом, унижал его перед сверстниками, девушками, показывая свою власть и норов.

- Ишь чего захотел, учиться. Никуда не поедешь, - заявил он Трофиму.– Не забывай, кто ты есть.

Снова выручил Герасим Петрович. Переговорил с районной комендатурой, получил-таки Трофим разрешение – и айда в Астыровку. Полгода пролетели как один день. Школу он закончил отлично, домой приехал с дипломом и был назначен бухгалтером фермы.

В Астыровке Трофим нашел свою любовь, оттуда привез в семью молодую жену. С Таисьей Алексеевной познакомился на танцах. Сразу запала она ему в душу. И под конец учебы свататься решил идти. А как одному-то заявиться. Помогла преподавательница бухучета Тамара Николаевна, очень уж она уважала Трофима! Вместе со своей подругой высватали Таисью.

Свадьбы-то особой не было, а вот курьез послесвадебный был. К тому времени приобрел Трофим себе выходную шевиотовую пару и хромовые сапоги, а женился-то летом, в конце июля, жара стояла, не будешь в шевиоте париться. И попросил Трофим у своего товарища Минусенко легкий костюм, как раз в пору подошел.

Утром после свадьбы ушел Трофим на работу, а молодуха почистила пиджак, погладила брюки, свернула аккуратненько и прибрала. Что делать? Стыдно сразу признаться, что в чужом костюме женился. И тогда они с товарищем разыграли сценку. Трофим тайком от жены отдал ему свой шевиотовый, а тот явился к Трофиму как бы обменять на собственный.

- Спасибо, друг, выручил меня твой шевиот, - благодарил он Трофима.

Хозяйка, конечно, все поняла, но виду не подала, только потом частенько смеялась над тем, как Минусенко свой костюм вызволял.

С женой Трофиму повезло. Хозяйство она повела рачительно. Все покупки обсуждали вместе. Приобретали только то, что необходимо, лишнего ничего. Первой вещи – шифоньеру– радовались как дети.

За три года родила Таисья сына и двух дочерей. Возилась она с ними с большой охотой. Любовь к своим детям перешла на других. Работая в детском саду, Таисья Алексеевна постоянно была окружена детьми, всех старалась обласкать, обогреть.

Налаживаться стала жизнь. И вот уже Трофима Филипповича назначают заместителем, а потом главным бухгалтером совхоза. Знает производство, условия жизни и работу людей не понаслышке. Пристрастие к анализу сразу выдвинули его в число рачительных экономистов.

Знаний не хватало, пошел учиться.

Всего за полтора года одолел Трофим Филиппович курс науки в техникуме и перевелся в Новосибирский сельхозинститут. На совершенствование своего образовательного уровня он затратил всего 4 с половиной года вместо десяти, требуемых по форме (полагалось минимум 1 год для сдачи экзамена экстерном за курс 8-летней школы, 4 года – для обучения на заочном отделении техникума, 5 лет – на заочном в сельхозинституте).

Казалось бы, что надо, живи и радуйся. Работа спорится, односельчане уважают.

Однако опять перемены. Пригласили на работу в районное управление сельского хозяйства главным бухгалтером.

В середине 60-х годов Чановский совхоз, как и другие, был вновь разукрупнен. Было решено за счет четырех населенных пунктов – бывших колхозов – создать новый совхоз – с центром в селе Земляная Заимка. Назвали новый совхоз «Маяк».

Директором был рекомендован опытный хозяйственник Г.И. Кругляков. Но вскоре он сам и руководители района убедились, что этот воз ему не по плечу: не хватало образования, трудно давалось освоение новых экономических форм хозяйствования. Не одна бессонная ночь прошла у первого секретаря в раздумьях: кого назначить директором «Маяка»? все чаще и чаще возникала мысль, а что если поручить этот совхоз Т.Ф. Реппу.

Было опасение: утвердит ли кандидатуру немца на пост директора обком партии. Первый секретарь обкома Ф.С. Горячев был против категорически. Т.Ф. Репп был назначен директором «Маяка» приказом областного управления сельского хозяйства и утвержден в этой должности решением бюро райкома партии. Но в бюро обкома партии пока ничего не сообщать.

Ответственность за это самоуправство поделили председатель облисполкома А.И. Зверев и 1-й секретарь райкома Д. Гончаренко. Т.Ф. Репп согласился не сразу, и опять та же закавыка: национальность. Через три дня Трофим Филиппович сообщил о своем согласии возглавить совхоз «Маяк». Спустя несколько месяцев, стараниями председателя облисполкома А.И. Зверева и 1-ого секретаря райкома Д. Гончаренко он был официально утвержден в должности директора на бюро обкома партии.

Так через двадцать шесть лет в феврале шестьдесят восьмого года Трофим Филиппович вновь приехал в Земляную Заимку, куда его в сорок первом привезли в коробе.

Трофим Филиппович возглавил совхоз в 1968 году, когда не было в селе благоустроенных квартир, асфальтированных тротуаров, но зато было у людей отчаянное стремление работать, творить, дерзать. Мы не были знакомы с этим человеком, но из рассказов родственников, односельчан у нас сложилось о нем мнение как о человеке, положившим все свои знания и умения, все свое творчество, весь свой героический труд на благо и процветание нашего села.

Вернемся на несколько десятков лет назад: старенькая, деревянная школа, крошечное здание медпункта и дороги, по которым из-за грязи можно было едва ли пройти. Но пришел человек, настоящих хозяин, не побоялся трудностей, и ожило село. Расцвело, а люди стали с гордостью говорить: «Мы живем, как в городе».

Талантливый организатор, грамотный экономист, в высшей степени ответственный и порядочный человек, Трофим Филиппович делом ответил на заботу о нем. У этого человека за все душа болела: колосится ли пшеница в поле, готовы ли машины к уборке урожая, а когда же закончится строительство бани, быткомбината и огромного магазина. Люди трудились, трудились хлеборобы, доярки.

Вспоминает ветеран, делегат съезда колхозников, доярка Ф.Е. Волкова из Кабаклов:

- Раньше мы как работали? Три раза в сутки доили коров вручную, а по ночам снопы в скирды укладывали, чтобы потом обмолотить. Дел хватало, и ни от одного отказаться мы не имели право, да и совесть не позволяла так поступить.

На весь район стала знаменитой тетрадь Реппа. Он, например, каждый день сам лично отмечает, какую работу выполняет водитель грузовой автомашины, знает, где он находится в любое время суток. У него записано, на какую ферму, в какую бригаду поехал главный специалист и что он там будет делать.

В особой тетрадке ведется учет движения средств: приход и особенно расход. Он каждую минуту мог разложить всю экономику хозяйства, ему не нужен никакой консультант.

Все в совхозе, да и в районе, знали, что Репп в любой праздник и выходной на работе. Особенно любил воскресенье. В эти дни никто не мешал погонять на счетной машинке цифры, поразмышлять, куда движется хозяйство.

Поэтому в совхозе, никогда не бывает неожиданных ситуаций, именно такие воскресные сидения рождали новые решения. Репп, например, посчитал, что использование лошадей на животноводческих фермах экономней, безопасней, чем техники, и потому в «Маяке» лошади перевозили до сорока двух тысяч тонн различных грузов. Управляющие фермами, бригадиры не просили машин, а ездили на конях. В большинстве случаев упряжь, кошевки, на удивление, красивы. Трудно было тогда найти в области хозяйство, где бы лошадь так интенсивно использовалась по своему назначению.

Особую любовь директор питал к рабочим собраниям. Ежемесячно они проходили по всем фермам, и Трофим Филиппович на них и ответчик, и советчик, и строгий хозяин. Его не возможно было провести общим разговорами, любил во всем конкретность и четкость.

Он знал всех – у кого радость, у кого нужда, кто дело говорит, кто блаж сочиняет. Любил Трофим Филиппович людей, уважал.

В 1972 году Т. Ф. Реппу вручили орден «Знак Почета». В 1975 году награжден знаком «Победитель социалистического соревнования». В 1981 году было присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР».

А так же за 25 лет, что возглавлял Трофим Филиппович совхоз «Маяк» он был награжден множеством медалей и грамот разного уровня.

Совхоз «Маяк» был определен как опорно-показательное хозяйство области. В 1973году он стал победителем Всесоюзного социалистического соревнования и получил на вечное хранение переходящее Красное Знамя.

В 1980 г. совхозу было вручено переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС за успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании. Тридцать четыре передовика производства, досрочно выполнили пятилетку, были удостоены Почетных Ленинских грамот.

Нет. Не зря отдал селу жизнь Трофим Филиппович. Трудная она была у него. Терпел унижения и оскорбления – не озлобился. Анонимками били – выдержал. Сын трагически погиб – не согнулся. Сколько надо было иметь мужества и жизнелюбия, чтобы радоваться каждой людской удачи, каждой свадьбе на селе.
 
Главное богатство Сибири – это люди, такие, как этот человек. Пусть наше поколение его не знало, но в наших сердцах живет гордость за нашего земляка, который всю свою жизнь, без остатка, посвятил процветанию села, процветанию земли сибирской. И мы должны брать пример с таких людей, должны прожить свою жизнь так, чтобы оставить после себя след, такой же чистый и светлый, какой оставил Трофим Филиппович.

Славный жизненный путь Трофим Филипповича, его судьба, достойны доброй зависти и подражания. Его жизненным девизом были слова: «Главное – жить для людей…»

За его самоотверженный труд, честность, энергию, любовь к людям, за славу о нашем селе, которая гремела на всю Сибирь, земляки настолько благодарны ему, что память о Трофиме Филипповиче жива до сих пор. 

Лето 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 01 Июля 2017

Отправитель: Светлана Вагнер

Вам нравится? 3 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...