НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


История Аул-Шагира

На берегу реки Кама, недалеко от озера Чемодан, в окружении лесов, болот, рямов расположен Аул-Шагир, заселённый потомками барабинских татар. Своим возникновением деревня обязана удачному расположению. Ещё в 1716 году, по данным Куйбышевского архива, на месте нынешнего Шагира жили сибирские татары, которые вели полукочевое хозяйство, занимались ловлей рыбы, охотой, кустарным промыслом.
 
Не могло не быть заселённым это живописное привлекательное место. Кругом лес, озеро и река давали рыбу. В рямах и колках было достаточно брусники, клюквы, голубики. Здесь можно было заниматься земледелием и животноводством.

На быт и жизнь шагирцев, как и всех местных татар, оказали влияние постоянные набеги с юга казахов. Казахи не только грабили татар, но и забирали их в плен, обращали в рабство или продавали на туркестанских рынках. Только создание русскими линий военных укреплений вдоль южной границы избавило местных татар от набегов казахов.

Этот момент хорошо отложился в легенде о сыне Шагир-бабая, который дошел на лыжах до столицы, был принят царём и получил от него помощь в виде высланного для защиты границы полка.

Хозяйства были натуральными. Кроме этого, некоторые семьи занимались кожевенным, кустарным, кузнечным и другими производствами. В кузнице работал сначала Айнул Аюпов, затем Степан Клипчук, который потом погиб на войне.

Население села увеличивалось за счёт естественного прироста и прибытия новых переселенцев из Аул-Омь, Тамдау, Аул-Тебисс, Аул-Бергуль, Арзамаса.

Легенда гласит, что на берегу реки Кама жил дед Шагир. В давние времена собрались баи на званый обед (аит). Стали спорить баи между собой. Бай Тамдау стал хвалиться: «Богат я неслыханно. Много у меня скота, лошадей, овцы без счета». Слушал его бай Шагир и говорит: «Разве это богатство, которое сгниет с годами. Я вот богат по-настоящему. Есть у меня семеро сыновей и столько же дочерей. Сыновья возьмут себе жен из разных аулов, а дочери выйдут замуж. И род мой продолжится, и имя моё Шагир будет жить вечно».

На самом берегу реки находился маслозавод, которым управлял Усман Назыров. Мечеть (мэчет) была построена ещё до революции, там проводились праздничные молитвы, обряды разные. После революции её разобрали. На месте мечети построили медпункт. В ауле был свой магазинчик, где в основном продавали самое необходимое: соль, мыло и т.д.

Стали организовывать колхоз. Для этого отбирали у людей скотину, загоняли в самый лучший большой сарай в деревне. Объединились Шагир и Бекташ. В Бекташе находился сельский совет, где хранились документы колхозников. При пожаре всё сгорело.

На колхозных полях стали работать трак торы с прицепными сельскохозяйственными машинами. После укрепления колхоз получил новое название «Имени Ленина». Но не было уборочных машин, работы проводились вручную и посевы зерновых увеличивались мало. Зерно на муку ездили молоть на лошадях в Венгеровский район, в деревню Тимофеевку. Позднее в соседней деревне Михайловке установили паровую сеянку. Через несколько лет и её разобрали.

До революции в Аул-Шагире не было школы. Работала только «мэдрэсэ», где учил мулла. В 1907 году жители аула купили избушку под «мэдрэсэ», затем построили пятистенный дом. Построенное здание стало называться не «мэдрэсэ», а школа. Первым учителем начальных классов был Мирмухамед Карюков. Через год или два их стало двое. Гайнит Баязитов учил по русскому языку.

Позже под школу заняли дом местного зажиточного жителя, Сунарова Назредина. Большой двухэтажный дом бая стоял в центре аула. Рассказывают старожилы, решил бай Назредин пригласить на новоселье человека с настоящим дрессированным медведем, который на удивление всем и танцевал, и кувыркался, а в конце выступления собрал в шапку монетки, водил человек медведя на цепи, уехал пьяный и, видимо, по дороге обидел своего зверя – тот разорвал хозяина и удрал.

Вскоре в ауле открылась семилетняя школа, директором которой стал Харис Ахметович Фанзов. В 1941 году школа была закрыта, остались только начальные классы, где работала Фанзова Фатима Султанова. В 1942 году приехала учительницей в школу Гайнулина (Котлубаева) Асма Хусаиновна.

На защиту Родины в 1941–1945 годах ушли все трудоспособные мужчины, а девушки и подростки были мобилизованы на военные заводы.

Лихие годы пережиты. Казалось, жить бы да радоваться. Ведь всё было создано трудом на благо, а не для разрушения: медпункт, школа, магазин, новый клуб, где проводились праздники, показывали кинофильмы, библиотека. Приобрёл колхоз машины, трактора, комбайны. И вот в хозяйстве всё пошло кувырком. Многие остались без работы. Как же жить крестьянину, которому не дают подняться, окрепнуть? Люди уезжают. Деревенька потихоньку пустеет. Но каждый переживает о судьбе своей малой родины и может о ней рассказать немало хорошего.

З. Абдульменова, Аул-Шагир.
В работе использована рукопись А.З. Назибулина



Лето 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 22 Декабря 2017

Отправитель: zulfira abdulmenova

Вам нравится? 8 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...