НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


1907 год – история рождения села Мироновки

Первые полтора десятилетия двадцатого века внесли в жизнь сибирского крестьянства много нового. В Сибири появилось около 3 миллионов переселенцев из Европейской России.

Переселение на окраины, и прежде всего в Сибирь, приобрело большое значение в период проведения столыпинской аграрной реформы. Оно вело к хозяйственному освоению новых земель.

В 1906–1907 гг. было реорганизовано Переселенческое управление. В Сибири и на Дальнем Востоке выделялись специальные переселенческие районы: Тобольский, Акмолинский, Томский, Енисейский, Иркутский, Забайкальский, Амурский, Приморский.

Документы архивов, отчёты переселенческих чиновников, письма и прошения переселенцев, воспоминания современников, работы исследователей содержат так много примеров произвола, неурядиц в организации переезда и устройства переселенцев, случаев взяточничества и грабежа со стороны чиновников, отвода неподготовленных участков под заселение, неправильной выдачи ссуд, плохого строительства дорог и школ, что воссоздаёт картину беспрерывных мук и мытарств переселенцев, ужасающего хаоса и неразберихи. Вот лишь один штрих того времени – на одном из заседаний Государственной думы депутат от Тобольской губернии так рассказывал о трудностях переселения: «Мне пришлось проехать по линии Сибирской железной дороги, и чуть ли не на каждой станции я видел брошенных детей, найденных в вагонах, содержащихся исключительно благотворительной помощью» .

Такое же тяжёлое впечатление вынес об организации переселения царский чиновник А.И. Комаров, книгу которого «Правда о переселенческом деле» неоднократно использовал В.И. Ленин в своих статьях о столыпинской реформе. В.И. Ленин писал, что переселенцы «целыми тучами сплавляются в Сибирь в неприспособленных скотских вагонах, битком набитых стариками, детьми, беременными женщинами. В этих же скотских вагонах… переселенцы готовят пищу, стирают бельё, здесь же лежат часто заразные больные…».

Переселение крестьян в Сибирь после 1906 года отличалось тем, что теперь почти все приезжающее селились на участках, специально отводимых для этой цели на свободных землях, а не в сёлах старожилов, как было раньше.

П.А. Столыпин и А.В. Кривошеин указывали, что следует «встать и в Сибири на путь создания и укрепления частной собственности, покончить с титулом государственной собственности для всех земель, отводимых в наделы старожилам и переселенцам» и устроить общинно-земельные порядки в Сибири, распространив на неё указ 9.11.1906 года и закон 14.06.1910 года о выходе крестьян из общины.

На волне этих преобразований возникло село Мироновка. Расположилось оно на территории Северной Кулунды, на болоте, в 814 верстах от Томска и в 293 верстах от Каинска. Сибирская администрация причислила новое поселение к Томской губернии, Каинскому уезду, Купинской волости.

Первые поселенцы прибыли на территорию будущего села в 1907 году, в основном это были украинцы и белорусы. В настоящее время старожилов того времени в селе уже нет. Точно рассказать никто не может, как пролегал путь в эту местность для первых переселенцев, как они обустраивались. Имеются только отрывочные воспоминания детей этих переселенцев.

Андруцкая Мария Тихоновна - 1922 года рождения. Вся её жизнь прошла в нашем селе. Кое-что из тех далёких времён она помнит со слов матери – Горбенко Матрёны Фёдоровны (в девичестве Чугуновой).
«Семья была большая. Отца звали Фёдор Чугунов, а мать – Марья Чугунова. До того как отправиться в Сибирь, семья жила в Белоруссии. В семье было 7 детей - и все девчата. Трудно жилось на родине, поэтому надежда на лучшую долю, на лучшую жизнь заставила Фёдора и Марью прошагать 2–3 тысячи вёрст с нищим скарбом и малыми детьми. Путь был долог и труден, потому что в Сибирь отправились не по железной дороге, а на лошадях. Ехали с деревни на деревню, ночуя и отдыхая в избах местных крестьян. Зимой 1908 года доехали до небольшого селения в 5–10 дворов – это была Мироновка. Встали на квартиру у местного жителя. Оглядевшись, дальше решили не ехать. Весной срубили дом, обзавелись хозяйством. Местный урядник выделил участок земли».

Среди первых жителей села были такие семьи, как Шкарупины, Копликовы, Ливенцы, Яковченкины, Горбенко.

На первых порах деревня была маленькой, со всех сторон окружал её лес. 
В новых условиях переселенцы имели определённые перспективы. Изобилие земли при упорном труде позволило вчерашним неимущим беднякам встать на ноги, они впервые наелись досыта, добротно оделись, построили неплохие дома. Строили их из леса, самана (глиняный необожжённый кирпич с примесью соломы) и выливали, то есть стены дома лили из жидкой глины.

Первые жители села в 1909 году образовали сельское общество, однако уже в 1910 году появился закон о выходе крестьян из общины. Выходящий из неё крестьянин получал в пользование земельный участок, но земля продолжала оставаться государственной и за пользование ею крестьяне несли повинности. Правительство этим указом начало создавать в Сибири хуторное и отрубное хозяйство.
Хутор – это обособленный земельный участок с усадьбой владельца, состоящий из околка и близлежащих земель.
Отруб – это земельный участок, выделявшийся крестьянину в надельное бессрочное пользование при выходе его из общины. Отруба также располагались вокруг села и тоже состояли из околка и близлежащих земель.

По данным «Списка населённых мест Томской губернии на 1911 год» на территории села проживало 492 человека, из них 258 мужчин и 234 женщины. Площадь земель, которые занимали селяне, равнялась 5370 десятинам. На территории села насчитывалось 74 двора. Почтового учреждения не имелось, оно располагалось в Купино, там же располагалось волостное правление и квартира крестьянского начальника.
 
Но уже через два года, по данным «Сборника статистических сведений об экономическом положении переселенцев в Томской губернии за 1913 год», на территории села и близ него располагалось 99 хозяйств с постройками: жилых – 118, хозяйственных – 268.

В селе ещё не было ни церкви, ни школы, ни медпункта, а до станции железной дороги насчитывалось 220 вёрст. Водой деревня снабжалась из колодцев: трёх общественных и 41 частного. Хлебозапасных магазинов на территории села не было, зато имелись две ветряные мельницы и одна торговая лавка.

Из земледельческого инвентаря крестьяне имели: земледельческих машин – 21, плугов, сох и борон – 214. Но были и такие хозяйства, которые земледельческого инвентаря вообще не имели, их было 22. Транспортного инвентаря в селе насчитывалось 248 единиц, а число хозяйств без такового равнялось 12. Эти цифры говорят о том, что в селе были как зажиточные хозяйства, так и бедные. По сведениям из этого же сборника, в 1913 г. в селе насчитывалось 32 хозяйства с наёмными рабочими.

Скота и птицы держали много, но опять же не все, из 99 хозяйств 10 были без скота. Остальные же 89 хозяйств имели: «лошадей рабочих – 127, не рабочих – 34, волов и быков – 100, коров дойных – 129, гулевого скота – 115. Овец, коз и прочего мелкого скота насчитывалось 371». Поэтому основную массу продуктов получали непосредственно из крестьянского хозяйства, практически всё было своим. Скотоводство давало мясо и молоко. В пищу употребляли много молочных продуктов: топлёного, свежего и мороженого молока, варенца, творога, сыра, сливочного и топлёного масла, сметаны. Достаточно широко использовались в рационе питания мясо свежее и вяленое, сало, холодец, домашняя колбаса, яйца. Почти ежедневно жители пекли хлеб, пироги с овощами, гречкой, мясом, пшеничные и гречневые блины.

Занимая государственную землю, селяне облагались податями и сборами. В 1911 году, к примеру, оброчную подать и земский сбор – не платили, волостной сбор равнялся 257 рублям, мирской сбор – 277 рублей, страховых платежей – 34 рубля и в итоге получалось 568 рублей.

В 1914 году недалеко от Мироновки, в 12 км, была сдана в эксплуатацию железная дорога от станции Татарская до Славгорода. Теперь до ближайшей железнодорожной станции, которая стала располагаться в городе Карасуке, было 21 км, оттуда мироновцы могли по железной дороге доехать до Славгорода. В этом городе можно было купить промышленные товары. В годы гражданской войны по этой же дороге проходили войска Колчака, в частности отряд Анненкова и белочехов. В Багане белочехи пробыли ровно год, с 1918 по 1919 гг. Мария Тихоновна, вспоминая рассказы матери, сообщила, что действительно, в 1918–1919 годах очень часто в деревню приезжали верховые. Селян они не трогали, только требовали продуктов. Также в эти годы через село часто проходили повозки солдат. Боевые действия на территории села не велись.

В 1917 году село Мироновка было причислено к Андреевской волости. С августа 1919 года по сентябрь 1924-го Андреевская волость входила в состав Татарского уезда Омской губернии. Решением ВЦИК от 26 мая 1925 года уезды и губернии упразднены – образован Сибирский край. С сентября 1925 года Андреевский район был передан в Славгородский округ Сибирского края. Эти административно-территориальные деления принесли некоторые новшества в жизнь села. Изменилось расстояние от села до новых центров: административного, культурного и экономического, до окружного центра (Славгород) – 128 км, до районного центра (Андреевка) – 16 км.

Но несмотря на то, что власть стала ближе, изменения не коснулись социальной жизни села. В 1926 году на территории села продолжал отсутствовать лечебный пункт, за медицинской помощью мироновцы вынуждены были ездить в районный центр. Там же, на территории Андреевки находилась почта и рынок сбыта сельскохозяйственной продукции.

Единственное, чем могли гордиться мироновцы, – это школа. Здание школы начали строить всем селом на государственные средства в 1926 году. Собирались воскресники, и на энтузиазме людей через два года рубленое здание было готово. 
Новая школа вмещала всего 3 класса. Две печки отапливали классы и просторный коридор. Первых школьников школа встретила осенью 1928 года. А первыми учителями были Николай Степанович Килин и его супруга Ефросинья Александровна Килина.

В 1926 году хозяйств на территории села уже насчитывалось 113, правда, население по сравнению с 1911 годом несколько уменьшилось, с 619 до 553 человек. На это скорей всего повлиял ряд обстоятельств, во-первых, мировая война, во-вторых, революция и гражданская война.

Со временем в селе появилась церковь. Точного времени её возведения никто ни помнит, но можно предположить, что её построили в начале Первой мировой войны или чуть позже. Как рассказывает Мария Тихоновна, сложена церковь была из брёвен, имелись колокола и крест, много икон. При церкви находился батюшка. По воскресеньям и православным праздникам звонили колокола, и в церкви шла служба. Мария Тихоновна помнит, как она ещё совсем девочкой с бабушкой ходила в эту церковь и с интересом рассматривала иконы. До прихода Советской власти жители Мироновки были очень религиозны и это не скрывали, все православные праздники отмечали в кругу семьи, общественных гуляний не устраивали.

Зато молодёжь стремилась к общению. Живя на хуторах, парням и девчатам всё-таки удавалось собираться летом в деревне, у какого-либо дома, а зимой устраивали вечёрки. На эти вечёрки девушки приходили с прялкой или веретеном, а парни с гармонью. Мария Тихоновна с улыбкой рассказывает, что парни обращали внимание на тех девчат, которые пряли быстрее и лучше. Источником света на таких мероприятиях был каганец (это лампадка на жиру) или керосиновая лампа...

Весна 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 01 Марта 2018


Вам нравится? 12 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...