НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


История церковно-приходской школы Завод-Сузуна

Свидетелей Сузунской старины осталось в поселке не так много. Среди них здание бывшей церковно-приходской школы, которая открылась 1 января 1895 года при храме в честь Вознесения Господня. С момента своего основания школа входила в ведомство Томского епархиального училищного совета, относилась к разряду школы грамоты, была одноклассной и смешанной (т.е. мужской и женской) и принадлежала приходскому попечительству.

Здание церковно-приходской школы – это образец деревянного общественного строения, в оформлении которого использованы мотивы народного зодчества конца ХIХ века. При проведении капитального ремонта и реконструкции здания удалось сохранить его архитектурные особенности: хорошо видны плотно пригнанные бревна – это наиболее древнее на Руси соединение бревен в углах сруба с остатком.

Здание фиксирует угол квартала: юго-западным фасадом выходит на ул. Ленина (бывший Центральный переулок), юго-восточным – на ул. Калинина (бывшую ул. Томскую). Оно по-сибирски основательно и отличается высоким строительным качеством. Мощные срубы стен и высокие окна подчеркивают монолитность постройки, перекрытой четырехскатной вальмовой крышей с металлической кровлей.

Композиция юго-западного и северо-восточного фасадов симметричная. На фасадах расположены фронтоны с килевидным завершением. Входы в здание защищены навесами, имеющими такую же килевидную форму. Оконные проемы обрамлены наличниками простой формы.

По сведениям Отдела архива Сузунского района в «Отчетах Епархиального Училищного Совета о состоянии церковных школ по уездам за 1898 год» имеется интересный документ – «Школьный листок». В нем говорится, что с самого начала школой заведовал священник Евгений Смирнов. Старшей учительницей на тот период времени была дочь помощника управляющего Сузунским медеплавильным заводом – Харитонова Ольга Александровна.

Второй учительницей значилась ее сестра – Харитонова Мария Александровна. В школе преподавали два псаломщика. Весь педагогический состав школы имел достаточно высокую квалификацию. Как и во всех церковно-приходских школах, здесь обучали Закону Божьему, изучали священную историю, объясняли богослужение, во время которого учащиеся участвовали в пении. Также велись религиозно-нравственные чтения, примерно – 26 чтений в год. Помимо этого дети изучали письмо и усваивали навыки арифметических действий.

Примечательно, что полевого хозяйства на школьном участке не было, сельскохозяйственные занятия с учащимися не проводились, однако они обучались рукоделию. Важен тот факт, что учащиеся не снабжались горячей пищей.

На 31 декабря 1898 года в школе учились 82 мальчика и 34 девочки, все 116 человек православные, русские. Оказывается, в церковно-приходской школе учитывали национальность и вероисповедание детей.

Для учителей предоставлялась квартира. Попечителем учебного заведения в ту пору был врач Сузунского медеплавильного завода Иван Иванович Казаринов, который проявлял большую заботу и усердие в школьных делах.

В сохранившихся документах отмечено, что отношение к школе местного населения, администрации, волостного и земского начальства было сочувственное. Это выражалось в пожертвованиях на ее содержание: на жалование учителям, на приобретение учебников и внеклассной литературы, и даже на награду ученикам.

При церковно-приходской школе была своя библиотека, которая состояла из учебников, учебных пособий, книг для внеклассного чтения, руководств учителей. Однако, пользоваться ей могли не только ученики и преподаватели школы, но и все желающие. Нередки были случаи, когда успешно учившиеся дети служили положительным примером своим родителям, и последние нередко просили детей брать на дом книги и учебники и читали вместе с ними. По отзывам родителей, дети, занимавшиеся в школе, были более скромными и почтительными, чем их не обучавшиеся сверстники.

Случилось так, что 2 июля 1901 года школа сгорела, а в 1902 году, в виду отсутствия собственного помещения, находилась безвозмездно в квартире горного врача Сузунского завода. В 1903 году здание школы было заново отстроено.

В 1918 г., с принятием декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», церковно-приходская школа была закрыта. Что же касается дальнейшей ее жизни, то с 1920 г. в здании разместилась первая начальная школа.

По словам одной из ее учениц, Сидоровой Валентины Никифоровны, которая обучалась в ней с 1959 по 1963 год, процесс преподавания проходил в двух зданиях. Оказывается, за хорошо всем известным домом церковно-приходской школы располагалось еще одно помещение, которое, к сожалению, не сохранилось. В нем проходили обучение 1-й и 2-й классы, а в основном здании – 3-й и 4-й классы. Их объединяла одна общая ограда. В каждом классе стояла специальная печь, называющаяся контрамарка.

В воспоминаниях Валентины Никифоровны сохранилось имя ее первой учительницы – Вера Ивановна Неустроева. А имя директора или завуча было Ольга Ивановна Нефедова. После закрытия начальной школы, которое произошло в 1963 году, вспомогательное здание переделали под жилые квартиры, а затем и вовсе снесли. Основное же здание отдали в распоряжение детской библиотеке, а затем в нем несколько лет размещался Центр социальной поддержки населения.

Постановлением губернатора Новосибирской области от 21.02.2005 г. № 89 здание церковно-приходской школы было признано объектом культурного наследия местного значения.

Не смотря на долгие годы забвения, сменившиеся исторические эпохи, в 1998г. при восстановленном Сузунском храме Вознесения Господня вновь начала действовать церковно-приходская школа. Ее основная цель - культурно–нравственное воспитание юных прихожан.

В настоящее время в рамках реализации программы создания музейно-туристического комплекса «Завод-Сузун. Монетный двор» здание было передано Новосибирскому государственному краеведческому музею, где будет создан «Музей народной иконы».

Т.Б. Емельянова, научный сотрудник МКУК Краеведческий музей «Центр исторической информации»
Дата публикации: 17 Мая 2017

Отправитель: МКУК ЦИИ Чернакова

Вам нравится? 6 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...