НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Православные храмы Болотнинской земли



Самым дорогим местом на земле для нас является родной город Болотное. Это маленькая точка на карте, на самом краешке России. А на большой карте мира и точки-то нет. 
Город расположен на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, в 126 км к северо-востоку от Новосибирска. Такое расположение повлияло на разнообразие и красочность местного рельефа, на своеобразные погодные условия (быстрая смена тепла и холода, щедрые осадки, плодородие почв и многоводность рек).

Как и все населённые пункты, Болотное имеет свой облик, свою судьбу, свою историю. Своим рождением Болотное обязано Большому Сибирскому тракту, значение которого было огромным, ведь не зря его ещё называли «государевой дорогой». В «Легендах и сказах Западной Сибири» о возникновении Болотного говорится так: «Лишку давали, езда была плоха, захотели распрямить. И сделали Болотную».

Так в 1805 году стала строиться вдоль тракта безымянная деревня, получившая в дальнейшем название – деревня Болотнинская. Здесь происходила смена лошадей и обмен почтой. Большая часть населения содержала постоялые дворы, занималась ямщиной, выпечкой хлеба для проезжих и другими работами, связанными с обслуживанием движения по тракту. За продукцией сюда приезжали купцы из Томска, Барнаула, Кузнецка, Минусинска и других сибирских городов.

История болотнинских церквей удивительна и необычайна, каждая из них интригует по-своему. Первым в нашей виртуальной экскурсии мы посетим известный во всей Сибири Храм Серафима Саровского в селе Турнаево, следующим будет, возможно, единственный в мире Храм Феодора Томского. Далее мы посетим Болотнинскую церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и завершающей будет сравнительно молодая церковь Михаила Архангела.

Прежде чем начать нашу экскурсию, мы хотели бы познакомить вас с основными типами архитектуры строительства православных храмов и церквей. Существует два типа: ротондовые (круглые) и базилика. В связи с некоторыми истрическими событиями на Руси появился новый тип - Русская базилика. Его особенность заключалась в том, что церкви были деревянные и имели ладьевидную форму. Храмы и церкви нашего района построены именно в стиле Русской базилики.

Истинным украшением села Турнаево (возникшего благодаря разбойнику Турнаю) считается храм во имя Серафима Саровского. В 1912 году жители села были свидетелями достаточно важного события – завершения его строительства и освящения. Это первый в Сибири храм во имя преподобного Серафима. 
Серафимо-Турнаевский храм является одним из семи чудес Новосибирской области. Он известен во всей Сибири.
Данный храм является ярким примером Русской Базилики. Основная часть храма строится как восьмерик на четверике, преображают храм скаты при переходе восьмерика в четверик (четверик площадью 12х12).

Кафоликон храма увенчан пятью маковками с крестами. В центре самый большой крест символизирует Иисуса Христа, окружающие его 4 креста это символы 4-х евангелистов. Ещё одна маковка с крестом венчает колокольню, а седьмая маковка расположена на алтаре. Получается, храм венчают семь крестов, что означает седьмой день мироздания, который по Библии идёт сейчас, а также семь Таинств церковных и семь Вселенских Соборов.

Это единственная в области сохранившаяся деревянная церковь начала XX века. Кроме того, это ещё и самое значительное и красивое деревянное сооружение не только в области, но и в Сибири. Верхняя отметка - 29 метров, основной шатёр - 20 метров. Композиция и декор храма характерны для конца 19 века. Архитектура храма стройна, без излишеств.

В благоукрашении храма активно участвовали томские купцы, кузнецкие промышленники, алтайские предприниматели. Большой вклад внесла томская купчиха Александра Терпигорова. Она действовала по завещанию своей матушки Варвары, которая была духовной дочерью старца Феодора Томского. По воспоминанию старожилов церковь была огорожена деревянной резной оградой.

Церковь как бы парит в воздухе. По архитектуре храм напоминает знаменитые церкви острова Кижи. В голове не укладывается, как можно без современного инструмента, без гвоздей возвести такую красоту?! 
Храм был построен всего за два строительных сезона...

С колокольни открывается изумительный вид на окрестности. В былые времена звон колоколов был слышен за много вёрст.

Рядом с храмом во имя Серафима Саровского растёт берёза, по форме напоминающая крест. Согласно легенде под ней похоронена жена предпоследнего священника, служившего в храме до революции 1917 года.

Не менее интересным станет посещение храма преподобного Феодора Томского. Храм построен недавно, в 2003 году, но воплощает традиции древнего русского узорочья – резной деревянный иконостас, резная отделка крыши. С виду он напоминает маленький русский теремок. Конечно, новопостроенный храм во многом проигрывает старому по архитектуре, но сделан он добротно и украшен на славу. Это единственный в мире храм в честь святого старца. Правда, есть ещё часовня в Вене при дворе княгини Марии Владимировны Романовой, претендующей (не бесспорно) на право наследия Российского престола.

Где возникает одна легенда, там появляется и другая. Одна из таких тайн связана с великим старцем, праведником и святым подвижником Фёдором Кузьмичом Томским. Народная молва отождествляла его с императором Александром I, внезапная смерть которого породила немало слухов. Рассказы о появлении Фёдора Кузьмича в Сибири сводятся к одному: объявился он словно из небытия, ранней осенью 1836 г. около города Красноуфимска. На расспросы отвечал уклончиво, потому и был задержан. При допросе назвал себя Фёдором Кузьмичом, не помнящим родства бродягой. В итоге выслан в Сибирь, в Томскую губернию, куда прибыл 26 марта 1837 г.

Где бы ни жил Фёдор Кузьмич, везде находили его люди. Он принимал всех приходящих к нему за советом, денег не брал, но от приносимого угощения не отказывался. Посещал старца не только простой люд, но и высокопоставленные лица. 
Бесхитростный и доброжелательный, старец вёл жизнь подвижника. Настоятель Богородице-Алексеевского монастыря в Томске игумен Силуан рассказывал о том, что Фёдор Томский был прозорлив, а также обладал даром исцеления. 
Фёдор Кузьмич за своё подвижничество в 1984 году канонизирован Русской православной церковью в лике праведных в составе Собора Сибирских святых.

Иконы для храма писали знаменитые омские иконописцы Адаевы, Геннадий и Анна. В храме установлен трёхъярусный тябловый иконостас, украшенный басмой. Вырезал его из дерева не менее знаменитый новосибирский резчик Олег Еремин. Иконы выполнены в одном иконописном стиле московской школы, написаны натуральными «тёплыми» красками, много красного, жёлтого, зелёного цвета. Московская школа иконописи является самой молодой. Основанная в 14 веке, она впитала в себя всё самое лучшее из традиций новгородской и владимиро-суздальской школ, но в то же время отличается своей яркой непохожестью ни на одну из них. Самой выдающейся личностью московской школы был Андрей Рублёв. Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон».

В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма отделялся декоративными колоннами. Согласно церковной истории первая преграда появилась в IV веке. Св. Василии Великий, немало потрудившийся над составлением чина литургии, по словам его жизнеописателя, был наделен особым даром: когда он приступал к главному литургическому таинству - превращению хлеба и вина в тело и кровь Христовы, - с неба спускался Святой Дух и колебал висящего над престолом золочёного голубя. Но однажды голубь остался недвижим. Василий взглянул вокруг и заметил, что прислуживавший ему диакон засмотрелся на красивую прихожанку. Вот тогда, чтобы оградить клир от соблазнов, святитель и распорядился установить преграду между алтарём и средней частью.

Иконостас храма Феодора Томского несёт в себе часть легенды: над царскими вратами вырезана маленькая императорская корона. Оказывается, Олег Еремин – мастер, который вырезал его из дерева, случайно вырезал на нём корону, хотя на тот момент ему не было известно, в честь кого построен данный храм. Только спустя год мастер узнал, что храм в честь Феодора Томского...

Царские врата в храме выполнены по древнему образцу – со столбиками, на которых крепятся створки дверей.

Далее наш путь лежит в город Болотное, где расположились ещё две великолепных церкви. Но для этого нам необходимо проехать 18 км. Полчаса пути на машине пролетят незаметно. За окном вы увидите пышную растительность, живописный сибирский пейзаж. Природа не поскупилась на волшебное зрелище.

И встречает нас Храм Святителя Николая Чудотворца. В сентябре 1946 года приходской общиной г. Болотное куплено помещение под молитвенный дом вместимостью до 250 человек, построенное в 1915 году. После небольшого ремонта он начал функционировать. 14 октября 1946 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, состоялось первое Богослужение. Молитвенный дом находился на улице 2-я Кондукторская, 7. Его купили на пожертвования жителей Болотного. Нарекли новый храм именем Святителя Николая Чудотворца. По воспоминаниям старожилов престол храма был освящён митрополитом Варфоломеем (Городцевым) в 1948 году.

Храм построен в базиличном стиле. Христианская базилика представляет собой продолговатое здание прямоугольной формы с плоским потолком и двускатной крышей.

Согласно традиции, храм обращён алтарём на восток. Главный вход – на запад. Напротив входа находится Кафоликон – символ Вселенной. На востоке кафоликона возвышение – солея, состоящая из 2-х ступенек. На солее – главная часть храма, алтарь, отделённый от храма иконостасом. Иконостас храма 2-х рядный живописный. Имеет три входа: Царские врата, северные и южные врата.

На Царских вратах находятся пять икон – на 4-х изображены евангелисты, на пятой, двусоставной, Благовещенье. 1 ряд иконостаса – Местный; 2 – над Царскими воротами Надвратная икона "Тайная вечеря". Иконостас имеет обрамление, выполненное из кедрового бруса в барочном стиле. Сделана резьба мастером из Рубцовска Селезнёвым М.И. в 1980 году.

В Никольском храме есть множество икон, которые подарили жители города Болотного. В алтаре находится образ Пресвятой Богородицы «Васнецовская». Её написал иеромонах Серафим, который раньше служил в этом храме. Есть и старинные иконы, они попали сюда из других храмов, по большей части из разрушенных церквей.


4 июля 2008 года в Болотном был открыт храм Архангела Михаила, в котором утром прошла первая служба. Это первый канонический собор Болотного. Новый собор возвели рекордно быстро - за год и один месяц. Строители работали без выходных, от зари до зари, частенько помогали и местные жители. Новый храм во имя Архангела Михаила в городе Болотное освятил архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон 21 ноября 2008 года.

Архангел Михаил - архистратиг (по-гречески - верховный военачальник), победитель зла. Он считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело. И поэтому кирпичная однокупольная церковь, построенная в русском стиле с чертами эклектики, расположена в центре города, у Мемориала Славы.

Иконостас каждого православного храма уникален и заслуживает особого внимания и понимания своего символического смысла. Обычно он состоит из трёх рядов икон, расположенных в определённом порядке. Нижний (местный) ряд уникален в каждом храме.  По обеим сторонам от Царских врат помещаются иконы Спасителя и Богоматери, а рядом с образом Христа — храмовая икона, изображающая святого, которому посвящается храм (по этой иконе всегда можно определить название храма).

В центре иконостаса находятся Царские врата, ведущие в алтарь, которые открываются во время литургии — через них выносят Святые дары. Символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название — «Царские врата». Иначе — Райские двери, поскольку алтарь символизирует рай. По сторонам от Царских врат расположены Северные и южные врата, которые ведут в диаконник и жертвенник. Благодаря особой форме окон в храме даже в сумерки светло.

Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод в виде полусферы. Под высоким арочным сводом на длиной цепи-тросе красуется хрустальная люстра со свечами. Здание церкви высотой 26 метров рассчитано на 150 прихожан.

Составной частью здания храма является шатровая колокольня - башня с открытым ярусом (ярус звона) для колоколов. Просторная колокольня одноярусная, в плане квадратная с широкими проёмами, в которых висят малые и средние колокола. Большой колокол – благовестный – определён в центре. Разнообразие колоколов позволяет слушателям насладиться удивительным перезвоном.


Весна 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 18 Января 2018


Вам нравится? 74 Да / 4 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...