НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Военное детство Галины Челембий

Когда пронеслось страшное слово война, Галине Ивановне было семь лет. Пережить пришлось и голод, и холод, и оккупацию. Дети и война понятия не совместимые. Но они погибали под бомбежками, умирали от голода, на их глазах разыгрывались кровавые сцены, над ними ставили опыты в лагерях смерти. Дети военных лет очень быстро взрослели. В жизни было мало веселого, но не очерствело ее сердце. Смотрят на нас с фотографии добрые и понимающие женские глаза. В них видны штрихи той тихой и доброй красоты, что не стираются годами. 

Родилась Галина Ивановна на Украине, в Полтавской области, Мирюродского района, в селе Хомутец. Село очень красивое, с богатой историей. Когда-то до революции там жил Муравьев-Апостол. Поместье обсажено деревьями и до сего дня сохранились красивые аллеи: кленовые, липовые, ореховые. В поместье теперь находится музей декабристов и Хомутецкий ветеринарно-зоотехнический техникум. В сорока километрах от села жил Николай Васильевич Гоголь в Селе Сорочинцы. Рядом находится хутор Диканька. Каждый год 28 августа открывается Сорочинская ярмарка, которая продолжается до 1 сентября. Там можно увидеть всех персонажей Н.В. Гоголя.

Отец Галины Ивановны отправлял скот от немцев на Урал.  Около дома он сделал землянку под деревом, в которой можно было спрятаться от бомбежки. Через месяц отца отправили на фронт. Он очень переживал за семью. Оставались жена с двумя детьми и старенькая бабушка. Он наказал, чтобы мать берегла ребятишек. Отец Галины Ивановны попал в плен. Впоследствии вспоминал, как их ставили в узкие ямы и капали на голову холодную воду. После войны умер от опухоли в голове, последствия пыток.

Зима 1941 года была очень суровой, но она прошла без немцев. Во время бомбежек прятались в землянку. Но однажды нас в землянку не пустила бабушка, вспоминает Галина Ивановна. Сильно бомбили, и бомба попала близко к дереву, дерево вывернуло. Корнями завалило нашу землянку. Предчувствие бабушки всех спасло. Но раннею весной не пришлось ни сеять, ни пахать, потому что в деревню зашли немцы. Они начали хозяйничать по-своему.

Семья Галины Ивановны жила в центре. Рядом два дома. С одной стороны клуб, с другой мельница. Кругом много деревьев. Эти дома выбрали фашисты для постоя. Можно было между деревьями спрятать машины. В среднем дворе поставили машину-кухню – это была очень большая машина. Жителей этих трех домов собрали и повели в баню. Там над ними издевались, лили кипяток, унижали, сильно смеялись. Все вещи выбросили. Поставили свои койки.

Женщин которые были поблизости, насильно сгоняли, чтобы они обрабатывали им кур, кроликов, которых немцы забирали со дворов. Но готовили они себе сами. Женщины плакали и говорили: «Мы кормим фашистов». Начали придумывать всякие болячки на руках, чтобы их не заставляли обрабатывать для них мясо. Они делали их цианистым калием, хотя это было очень больно и опасно.

За деревней был лиственный лес, который тянулся до Брянского леса. В нем находились партизаны, которые были связаны с белорусскими партизанами. Среди односельчан нашлись такие люди, которые пошли служить полицаями к немцам. В парикмахерской работала еврейка. Полицаи выдали ее. Маленькая Галя видела, как женщину вели к месту казни. Она сняла с руки кольцо и бросила в сторону, чтобы оставить о себе память. Немцы заметили, и стали все перерывать, чтобы найти его. Женщина побежала через двор, и тут же раздался выстрел. Полицаи начали срывать с нее одежду, туфли. Это было очень страшно.

Потом кто-то из полицаев выдал комсомольца, его звали Володя, ему было всего 17 лет. Они вели его и на ходу вырезали у него на спине звезду. Было очень много крови, он падал, поднимался и опять шел. За ним бежала его мать и сильно кричала. Мать Галины Ивановны закрыла ребятишкам глаза, чтобы не видели этого кошмара. Крик был нечеловеческий. Когда подошли красные, немцы засуетились и хотели поджечь всю деревню, но им этого сделать не удалось. Фашисты успели поджечь 11 домов, бросили несколько детей в колодец. Немцы начали удирать из деревни. 

В 1944 году был слышен еще грохот войны, но уже открыли школу. Шли в школу, не разбирая возраста, классы были переполнены. Сидели за партой по три человека. Зимой было очень холодно. С мешков с удобрениями снимали бумагу, сшивали и делали тетради. Ручки были из дикого проса, туда втыкали перо. Делали чернила. Было очень трудно, но все были счастливы оттого, что учатся.

Когда принимали в пионеры, не могли найти галстуки. Тогда решили из белого материала выкроить галстук и окрасить в красный цвет. Когда перешли в пятый класс, столкнулись с немецким языком. Никто не хотел его учить. Немецкий язык вела молоденькая учительница. Однажды мальчишки привели в класс собаку. Учительница сильно испугалась и вскоре уехала.

Прислали другую учительницу, лет за тридцать. Когда она пришла в класс, все сказали, что немецкий язык учить не будут. Тогда она начала рассказывать о том, что ей пришлось пережить. Перед тем как уйти из села, немцы согнали людей в сарай и подожгли его. Но так как наши войска подходили немцы не сторожили сарай. И люди начали выгребать землю, чтобы спастись. Учительница успела спасти свою трехлетнюю дочь и себя. Лицо она успела закрыть кофтой, а весь правый бок очень сильно обгорел. В классе все притихли, девочки заплакали. После этого все начали учить немецкий язык.

В жизни было мало веселого. Начался голод. Много через нашу деревню прошло беженцев. Галине Ивановне запомнилась женщина с маленькой девочкой. Она просила ее накормить, дальше идти не было сил. Вместе с мамой они плакали и рассказывали друг другу о своей жизни. Эта женщина пожила у нас несколько дней, чтобы набраться сил. Моя мать дала ей на дорогу продуктов, не взяв ничего в замен. Пришел долгожданный День победы. Было радостно и грустно. На месте расстрелянных партизан и комсомольца Володи поставлен памятник. Там есть мемориальная доска, на которой начертаны фамилии односельчан, которые погибли на фронте.

Муж Галины Ивановны Челембий Василий Герасимович награжден похвальными листами за показатели в боевой и политической учебе и безупречную службу в рядах Вооруженных Сил Союза Советских Социалистических республик. В 1977 году Василий Герасимович ушел из жизни. В начале восьмидесятых годов волею судьбы Галина Ивановна оказалась в Сибири, в Баганском районе, в селе Кузнецовка. Воспитывала ребятишек. А их у Галины Ивановны шестеро. Дочь, Екатерина Васильевна, говорила, что только со временем начали понимать, что стоило маме поднять их на ноги. Ежегодно к школе она покупала шесть пар туфель, шесть школьных сумок, шесть костюмов. Дети даже болели одновременно. Екатерина Васильевна до сих пор вспоминает слова мамы, ее ласковые прикосновения.

Галина Ивановна замечательная мастерица. Она искусно вязала, вышивала, шила. Интерьер дома хозяйки был украшен картинами-вышивками, которые располагались над окнами и украшались вышитыми рушниками. Рисунки для своих вышивок мастерицы брали друг у друга, добавляя свою изюминку. Вышивали по чистому полотну, даже не размечая рисунок, узор. Работали вечерами, как только минутка выдастся сразу за вышивку. Появлялась в деревне новая картина, старались взять друг у друга.

Настоящему творчеству Галина Ивановна научила своих детей. Мир красок, узоров, причудливые пташки, полевые васильки, ромашки, все это родом из детства. В 2003 году Галины Ивановны не стало, но память о ней жива в сердцах детей, внуков, правнуков, ее творчестве.



Весна 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 27 Декабря 2017


Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...