НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Мобилизация учебников. Школа в селе Киевка в годы войны

Школа в Киевке была начальная, учащихся насчитывалось в 1930-1940-е годы до 180 человек. С 1939 г. до 1944 г. директором школы был Колотий Филипп Прокопьевич. С 1944 г. директором школы был Журилко Петр Иванович.

В 1945 г. школа стала  семилетней. Все учителя после занятий ходили на мельницу и веяли пшеницу, пололи поля с пшеницей, а потом ходили учить доярок, так как с работы их не отпускали. На каждую вели дневник. После уроков всей школой ехали собирать колоски. Убирать горох, копать картофель, а вечером с доярками ехали молотить пшеницу или метать в стога сено.

Приказ №1016 от 2 ноября 1940 г. «В целях введения единообразия в подаче рапорта и приветствия преподавателей в школах на основании приказа обл.военкомата и облоно от 20 октября 1940 г. …» было приказано начинать уроки с 5 класса с рапорта « приветствия преподавателя по указанию военрука школы.». Это было обязательным. Был установлен текст рапорта: при входе преподавателя дежурный ученик говорил; «Встать!», «Смирно!», «Товарищ преподаватель, в 7 «а» классе присутствует 30 человек, отсутствует - 2 человека…». Преподаватель: « Вольно! Садитесь!».

Были созданы кустовые методические объединения. Проводились они один раз в месяц. Киевка входила в Старо – Татарский куст. 8 марта 1941г. для проверки школ были организованы кусты. Киевский куст: Киевская нач. шк., Чаны – Саканская нач. шк., Богдановская НШ. Ответственный - Малышев. После проверки все учителя собирались в 9 часов утра в прикреплённый куст, для ознакомления с результатами проверки, имея при себе планы и тетради своего класса. В октябре 1942г. руководителем кустового методического объединения был Колотий Ф.П.

С апреля 1941г. началась активная работа по мобилизации всех имеющихся у населения стабильных, подержанных учебников. Директор школы, председатель сельпо, продавец должны были составлять закупочные ведомости. Не прекращалась эта работа и в годы войны. Важнейшим моментом в деле полного и своевременного обеспечения школы стабильными учебниками в 1941–1942 гг. является активная работа по мобилизации всех имеющихся у населения стабильных подержанных учебников.

Особое место в этой работе занимала разъяснительная работа о политической важности данного мероприятия среди родителей и учеников. Сохранение школьного фонда учебников и их скупка являлось важнейшим государственным заданием т.к. надеяться на поступление новых не приходилось.

Работа по закупу учебников проводилась на основе развёрнутого социалистического соревнования класса с классом, школы со школой, и между отдельными учащимися. Позже вышел приказ о закупке книг только через кагиз. Результат работы по выполнению этого задания будут рассматривать как один из основных показателей работы школы. За использование тетрадной бумаги как обёрточной объявлялся строгий выговор.

Особое внимание уделялось повышению качества знаний учащихся, особенно по русскому языку, математике, истории и Конституции СССР, а также на привитие практических навыков по физике, химии, естествознанию, географии. Сами изготавливали наглядные пособия, проводились экскурсии в природу, колхоз, МТС, предприятия.

Одной из основных задач стоящих перед школой – 100% охват детей обучением! Проводились подворные проверки, на второй день после неявки ученика, выяснялась причина пропуска. Всячески старались не допустить отсев учащихся. За не выполнение – виновные строго наказывались. Для всех вовлечённых в учебный процесс ребят, до 25 мая, в школе организовывались дополнительные летние занятия: 3 раза в неделю, в форме обычных уроков по 45 минут, по четыре урока в день. Чтобы к осени подготовить этих ребят к переходу в следующий класс.

Физкультуру вели сами женщины, по совместительству с основными предметами. Школа должна была командировать на обучение 1 человека на месячные курсы. Везде в приказах была оговорка что « живём в военное время и выполнение приказов должно быть быстрым, чётким, точным».

Особое внимание уделялось на организацию при школе опытных участков и проведение озеленения школьных усадеб. Важным моментом в учебном процессе было то, что в 4, 7, 10 классах много времени уделялось повторению пройденного материала. Особый контроль был за ходом военно – физкультурной подготовке учащихся, принимались все меры к повышению качества преподавания военного дела и широкого использования наглядных пособий.

В школе работали кружки «Юный натуралист», переплётчиков. Особое внимание уделялось работе юннатов в связи с подготовкой к участию их в сельскохозяйственных работах.

В октябре 1941 г. было указание районо о немедленном предоставлении сведений о оборудовании военного кабинета и имеющегося военного оборудования в школе.

В апреле 1941г. Наркомпросом были отменены рапорта учащихся перед началом уроков, за исключением военного дела. Очень строгая была дисциплина, за опоздание объявлялся выговор.
После окончания учебных занятий и испытаний в школе по приказу Татарского РайОНО от 20 июня 1941г., «…учитывая тот факт, что наша страна переживает чрезвычайно тяжёлый момент в связи с Отечественной войной, в следствии чего отпуска учителей были прекращены», директору школы, завучу, учителям школы не разрешалось приезжать в город без вызова в РайОНО. Не допускалось, « чтобы член коллектива самовольно оставляли школу, а в случае наличия подобных явлений сообщалось в РайОНО для принятия к таковым дисциплинарных и др. мер.».

Всех работников школы, самовольно оставивших школу, и не работающих в колхозе, рассматривали как прогульщиков и передавали на них материалы в суд для привлечения к ответственности. Каждый учитель, а тем более директор или завуч, должны были готовить школу к будущему учебному году, они обязаны были заготавливать дрова, ремонтировать школу и инвентарь, помогать на полях, или пришколных участках, вести общественно – полезную работу. Каждый учитель обязан был помогать своим трудом - собрать урожай, тем самым помогать фронту и выполнять свой долг перед любимой Родиной…

Ремонт школы делали своими силами и имеющимся материалами на местах. Помогали все - ребята старших классов, родители и учителя. К 25 июля ремонт должен быть сделан. Заготавливали топливо разного вида (дрова, кизяк и др.) К 25 июлю должны были закончить с заготовкой топлива и для школы и для учительских квартир.

Из приказа отдела народного образования о преподавании с/х труда в школе(06.1942г.). Велено было всем учителям и учащимся VII – VIII классов изучать агротехнику и простейшие сельскохозяйственные машины. Директор школы постоянно поддерживал связь со специалистами колхоза, МТС. К весне учащиеся должны были быть квалифицированными специалистами сельского хозяйства.

Для участия в весенних сельскохозяйственных работах из учащихся и учителей формировались бригады (раздельно мальчики и девочки). С родителями, дети которых будут работать, проводились обсуждения вопросов по подготовке одежды, обуви: был установлен контроль за организацией питания, медицинского обслуживания, учётом и оплатой труда.

Стремились обеспечить в летний период успешное участие учащихся в сельскохозяйственных работах, высокие урожаи на пришкольном участке ( всегда помнили, что это продовольственная база для школьных завтраков).

Из приказа №320 (а) по Татарскому РайОНО от 28 сентября 1943г. «…это третий военный учебный год начался в условиях победоносного наступления нашей доблестной Красной Армии. Близится час окончательного разгрома немецких аккупантов. Все силы нашего народа направлены на помощь фронту. В трудных и суровых условиях военного времени, успех дела, больше чем когда либо, зависит от организационной работы учительского коллектива в каждой школе. Педагогический коллектив – великая сила!. Когда он организован в единое целое. Когда ему ясны насущные педагогические задачи, стоящие перед его школой, и силы всех учителей сосредоточены целиком на их решении, можно не сомневаться, что все трудности будут преодолены, школа добьётся успеха!...»

В марте 1944г. в Киевской школе Журилко и завуч Медведьева систематически внедряли « Правила учащихся». Учитель должен быть примером для школьников. Широко и систематически проводилась работа по ознакомлению этих правил родителями, учащимися, колхозниками, рабочими и служащими. Добиваясь единого фронта.

В апреле 1944г. в школе была оборудована комната для подготовки к испытаниям. Расписание консультаций, основные положения, инструкции испытаний, учебники. Наглядные пособия, карты. В комнате был дежурный педагог- консультант. Консультации организовывались с начала IV четверти и проводились по расписанию. Билеты и тексты письменных работ составляли сами учителя с особой тщательностью. Испытания без ассистентов не проводились. Во время испытаний было организовано горячее питание.

В мае 1944 г. по распоряжению РайОНО велено было навести сверх образцовую чистоту вокруг школы, огородить школу, насадить деревьев, очистить школьный двор от мусора.

В январе 1945 г. было организовано обучение русскому языку среди учителей школы. В целях повышения идейного политического уровня учителей было организовано чтение книги т. Сталина «Великая отечественная война» и « Краткий курс истории ВКП(б).

В 1нваре 1945 г. патронируемые дети получали хлопчатку и американские подарки. Среди патронируемых была наша ЦымбаловаН.М. 1930г.р. По достижению 14 лет она была снята с учёта и трудоустроена.

В 1945г. Пришла на работу в Киевскую школу Софья Трофимовна учителем начальных классов. Кроме занятий в школе Софья Трофимовна вела активную общественную работу: участвовала в ликвидации неграмотности, в 1945-46 годах была агитатором, с 1967г.

По 1976г. работала внештатным инспектором района. Бесценный дар её – искреннее внимание к людям, такт и деликатность в общении, особенно с детьми – способствовало созданию оптимального климата жизни ребёнка в школе. Учение без нравоучений создавало атмосферу радости, поиска, открытий на уроках. Её никогда не покидало желание творить и побуждать к творчеству. На её уроках не было скучающих лиц, не было даже не внимательных т.к. она умела заинтересовать детей.

Она в совершенстве владела современной методикой преподавания, Продуманный до мелочей подбор упражнений и задач способствовал прочности знаний и осмыслению детьми основ науки, созданию на уроках ситуации успеха. Софья Трофимовна не допускала равнодушного, безразличного отношения к детям и всегда вела кропотливую работу по формированию мировосприятия, развития интеллектуальных и волевых сил ребёнка. За свою работу она неоднократно награждалась почётными грамотами ОблОно, В 1978г. Грамотой Министерства просвещения СССР, а в 1970г. награждена медалью «Ветеран труда», медалью «За доблестный труд».

Директор школы, завуч и учителя принимали участие в работе пионерских дружин, комсомольских собраний и ученических организациях, лично принимая участие в проведении сборов, собраний, заседаний.
       
Из воспоминаний Черноусовой Зинаиды Михайловны:
"Мои родители родом из Киевской губернии Канаевского уезда. Одни из первых жителей, которые поселились на месте будущего села Киевка. Пока не было школы, ребят собирал у себя дома и учил, Погребняк Степей. В 1910 был завезён стройматериал на строительство церкви, но народ сказал «Нет, церковь есть в городе, нам нужна школа» и было начато строительство школы.

Я окончила 4 класса, потом надо было идти учиться в город, но меня не отпустили, надо было нянчить младшего брата, нечего было одеть, обуть, да и ели не всегда досыта. Только через два года мне удалось уговорить мать, и она отпустила меня учиться в город вместе с братом. Я за два года многое забыла, особенно математику. Много же я из -за неё пролила слёз при решении задач. Учились мы с братом хорошо так, что наши родители получали благодарности от дирекции.

В 1937 году я закончила 7 классов, потом краткосрочные курсы, которые открыты были в Куйбышевском педучилище. 8 лет работала я в родной школе, где и сама училась. В 1944 году при сокращении. Киевская школа снова стала начальной - я осталась в ней заведующей.Эти годы запомнились мне на всю жизнь: заканчивались уроки и мы всей школой ехали в поле собирать колоски, убирать горох, копать картофель.

Вечерами, учителя вместе с доярками, ехали молотить пшеницу или метать в стога сено, тромбовали силосные ямы, заготавливали дрова. Были и другие работы, чем только могли, тем и помогали колхозу, потому что работать было некому, все мужчины были на фронте. Ночами делали пельмени и вязали носки, варежки, собирали посылки и отправляли на фронт.

Чтобы хоть как -то поддержать ребят-сирот, из бедных семей, учителя периодически брали детей к себе домой, подкармливали их, делились последним, что у них было. С 1946года по 1952год работала в с.Безбожник Татарского района, потом в г. Экибастузе. С 1962года-«Отличник народного образования».

Все учителя не имеющие образования должны были обязательно учиться заочно. Для этого их обеспечивали командировочным листом, где отмечалось прибытие на сессии и убытие, заочники обеспечивались средствами передвижения. Курсы были за государственный счёт, им выплачивалась стипендия 100 руб. От сессии освобождались учителя заочники имеющие бюллетень, находящиеся в отпуске, больные, а все остальные не явившиеся на сессию, привлекались как нарушители дисциплины. Иметь с собой постельные принадлежности, предметы обихода (майки, трусы, тапочки, кружку, ложку ). Курсы проходили в г. Куйбышеве.

Добровольская Татьяна Васильевна в Киевской средней школе работала с 30 августа 1948г. Учитель начальных классов. Талантливый, чуткий, добрый и неравнодушный человек, отдающий любимому делу воспитанию детей все свои силы, знания и опыт.

"С самого раннего детства я принимала участие в домашнем труде, так как была в семье самая старшая. Оберегала младших и ухаживала за дедушкой, вспоминала Татьяна Васильевна. - Летом мы босоногие детишки ходили в рощу за грибами, ягодами, медунками, щавелем, саранками, шиповником, полевым луком и чесноком. А как только выведутся гусята - мы их пасём около болота, охраняя от коршунов и ворон, до оперения.

Ходили мы на прополку пшеницы. Одно лето ухаживала за школьными кроликами, которые жили в подполье. Когда научилась управлять лошадью, стала возить копны к стогу. Ночевала со взрослыми в шалаше. А на Масленицу катала по деревне малышей.

Детские годы - это горы из которых река берёт начало. Три года, после окончания четвёртого класса, я не училась, т.к. и в больших сёлах ещё не были открыты 5-6-7 классы. Один год проучилась в Венгеровской вечерней школе, хотя мне не было и четырнадцати лет ибо я много плакала и хотела учиться. Из-за переезда родителей я училась в 5-6-7 классах на Востоке, где принимала активное участие в художественной самодеятельности отряда. Во время каникул ездили со своей самодеятельностью по разъездам, где нас тепло принимали. Я была вожатой звена и водила своих пионеров к подшефному паровозику 775.

За хорошую учёбу и художественную самодеятельность я была премирована. В то время я умела хорошо вязать крючком и этим подрабатывала. Но заканчивается учёба, и мы снова переезжаем в Венгерово. Там я заканчиваю 8-ой класс и поступаю на курсы по подготовке учителей начальной школы. Мы проходили практику у заслуженной учительницы - Чурышевой Анны Евстигнеевны. Мы многому у неё научились. Она нам говорила: «Чтобы обучать и воспитывать детей, надо знать их, а для этого надо индивидуально подходить к ребёнку».

Придя в школу, я уже имела представление: чего буду добиваться. Хотелось приложить силы и возможности в обучении и воспитании детишек, согласуя свои методы с детьми, родителями. Обучая и воспитывая, у меня самой формировалась личная ответственность, долг, высокая требовательность к себе и ясная цель, отвечающая потребности общества. Работала в годы войны, училась заочно, выписывала в тетрадь меткие выражения, цитаты, пословицы, поговорки.

Меня назначили вторым учителем в отдалённую начальную школу. В ней я проработала только одну, третью, четверть, а на четвёртую - перевели в среднюю. Там спасать надо было класс. 23 ученика из них две девочки. При бывшей учительнице в классе отсутствовала дисциплина, а без неё какая учёба? И она оставила класс. Мне пришлось всю четверть навёрстывать упущенное, но прежде всего организовывать жизнь класса. Чтобы в ней не было места беспорядку т.е. дети должны были научиться поступать иначе, чем привыкли за три года.

Закончился учебный год, и мы разъехались в отпуска, но началась война,и нас отозвали из отпусков. В первый день мы пропалывали посевы пшеницы в Тартасском колхозе. А на следующий день нас отправили по своим школам, где мы заготавливали дрова для школы, заготавливали сено для школьных лошадей (их было четыре).

Находясь всегда в гуще людей, среди детей мне было легко и отрадно. На начало следующего учебного года меня повысили в должности и перевели заведующей школой, где было четыре класса. Прежняя учительница заболела и уехала. Мне пришлось первое полугодие работать в две смены, а это четыре календарных, четыре поурочных плана. Воспитательная работа не только в школе, но и с молодёжью, детьми, родителями. В работе мне помогала книга «Учителю начальной школы», которую я приобрела, обучаясь на курсах.

Второе полугодие начали со второй учительницей. Не ныли, не роптали, жили бедненько, но весело. Летом мы принимали участие в агитационной работе, помогали убирать сено и учились рожь серпами жать. Только было наладили работу, как получаю приказ о переводе в свою родную деревеньку и тоже заведующей. Оттуда учительница сбежала, дети не учились, школу забросили. До конца учебного года я с ними ютилась в комнатке, где было поставлено 8 парт.

Летом с доярками заготавливали дрова, подвозили к школе, затем сами ремонтировали школу. Детей набралось четыре класса. И здесь первое полугодие пришлось работать в две смены одной. Во втором полугодии прислали мне вторую учительницу. Мы проводили десятидворки, выпускали газеты, боевые листки на полевом стане. Из-за этой агитации ранней весной я проблудила и простояла под дождём ночь. Осенними ночами ездили молотить, скирдовать, веять хлеб. Бывало что и дежурили со сторожем на ферме. Переписывались с фронтовиками, а если приедут по подписке займа, сбору налогов и прихватят нас с собой. С детьми мы ходили собирать колоски по полосам.

Чем тыл крепче, тем врага бить легче. На учительской конференции 1946г. нас троих наградили медалью «За доблестный труд в войну». Это был один из волнующих и вдохновляющих моментов в моей жизни - мой труд оценен!

В Киевке я тоже пришла работать в четвёртый класс. Класс слабый, со второгодниками. Но сюжет учительской работы таков: учить всех, учить всегда и везде! Здесь я тоже ходила с детьми на уборку льна, турнепса, свёклы и обработку картофеля. Вечерами обучали грамоте взрослых.

Две недели работала с детьми по выращиванию птицы - молодняка. Почему я пишу, что работала? Да потому что не могла стоять и командовать. Я показывала пример в труде. Отчуждение личности от труда не должно быть. Каждое дело надо считать важным и относиться к нему серьёзно. Работала я и секретарём по выборам, принимала участие в художественной самодеятельности, вела агитационную работу.

Несколько лет вела уроки русского и литературы в 5 классе, а с открытия 5 класса - арифметику и рисование. В моих планах просматривалось патриотическое воспитание, любовь к Родине и народу. Я должна была передать ученику не только технику приёмов учёбы, но и своё состояние. Задолго до праздника проводила в классе беседу о том, как наш народ готовится к встрече того или иного праздника и какое участие в подготовке и встрече примет наш класс, а после подводили итог.

Школа, семья, хозяйство, общественная работа - требовали много сил, терпения, а терпение даёт умение. На работу я шла как на праздник. Я счастлива и горда тем, что в войну мне пришлось участвовать в помощи фронту из глубокого тыла. Большое счастье жить там, где тебе всё дорого, сознавать, что ты здесь нужен, что твой труд и труд односельчан укрепляет твоё счастье и могущество Родины. Мой непрерывный стаж 36 лет и пятнадцатый год работы с ветеранами. В 1995году мне было присвоено звание « Почётный гражданин района».

Колотий Нинель Филипповна Колотий (Петрова):


"30 апреля 1986! Здравствуйте, друг школьных лет в годы войны Алексей Васильевич.

Как хорошо, что Вы занялись розыском своих учителей, учащихся, а также других жителей дер. Киевка. Можно только позавидовать Вашей настойчивости в этом интересном деле. Ваше письмо возвратило меня в детство, а маму в молодые годы, школьные, которые через столь длительное время во сто крат дороже и милее. Ваше письмо мама получила без меня и по возвращении меня домой, с радостью объявила, что ее, папу разыскивают краеведы Киевской средней школы, а пишет Зайцев Алексей. Прочитав письмо, дорогие краеведы, подняло маме и мне желание побыть в Киевке, увидеться со всеми, кто еще живет и трудится, Ваше письмо подняло нам дух бодрости и воспоминания прошлого. Как жаль, что мы все проучились в Киевке, разъехались и не показываемся в родные края, забываем свое прошлое.

Мама, такой я ее давно не видела, была в восторге, что ее разыскали краеведы во главе с Раисой Андреевной Маслаковой, наши бывшие ученики. Она сказала: "Как был бы рад папа -Филипп Прокопьевич Колотий, что о нас помнят учителя, учащиеся и нашли нас через 44 года". Мы с мамой будем очень рады, если ты, Алексей Васильевич, будешь в Кемерово я заедешь к нам в Славгород Алтайского края.

Алексей Васильевич, твое посещение нас в апреле 1986 г. для нас было радостно. Вы с краеведами нас нашли, Вы нас посетили, навестили свою учительницу, которая нас всех учила о 1932 г., годы войны. Вы растревожили нашу память, наше спокойствие, и, особенно тем, что прислали нам из Татарска перефотографированные, так нам дорогие фотографии наших прошлых школьных лег. Мама не может не восхищаться Вашими трудами.

Она говорит: "До войны, в годы войны были обыкновенные ученики, мальчишки и девчонки. И не подумала бы, что смогут разыскивать когда-нибудь своих учителей, разыскали всех, дали всем адреса, всех списали. Для этого надо терпение, настойчивость. За такое дело не каждый возьмется".

После твоего отъезда мы вспоминали и других учителей и с кого имели фотографии, все высылаем Вам. До нашего приезда в Киевку, были учителями Шмаковы Алексей Ефремович и Клавдия Александровна, Полина Шейко (Супрун) из Белоруссии, Кирилл Белоусов и его жена Раиса Плуксне. Отец Раисы Григорьевны Плуксне работал на маслозаводе мастером, в 1937 г. по неизвестным причинам обнаружили в масле мыло и его арестовали. После этого Раиса Григорьевна уехала из Киевки в Татарск. Хорошо было б всем списаться и организовать встречу, если б этим делом занялся коллектив школы через РОНО, ведь наши ряды редеют".

29 мая 1987 г.
"Чтобы описать о родителях, пришлось многое нам вспомнить, ибо маме в свои 84 года нелегко вспомнить. Семья нашего дедушки Прокопия Колотим приехала в Сибирь с Украины еще до революции.

В семье было семь сыновей и три дочери, жили они в Яминьском районе, теперь Чиотоозерный. Пока Филипп Прокопьевич был мальчиком(он с 1886 г.), в 20-х годах молодым челове¬ком вернулся на Украину в дер.Григорьевку, теперь это в Николаевской области.

Образование им было получено в церковно-приходской школе и работал в сельском Совете. Мама, Нина Никитична Осепчук, 1902 года рождения дер.Федоровка в 3 км от Григорьевки. Б семье было 3-е сыновей и 4-о дочерей, мама была старшей. Дедушка Никита Осепчук имел начальное образование и потому времени был грамотным человеком, служил на железнодорожной станции Казанка, вел дружбу с учителями гимназии, при помощи которых устроил маму в гимназию. Во время голодных годов выехали в Курскую губернию, но возвратились обратно. После гимназии мама учительствовала в дер.Федоровка. Так как папа работал в сельском Совете, они повстречались и вскоре женились.

В 1930 г, родилась я и назвали Нелей. Б 1931 г, отец узнал, что его брат живет во Владивостоке, мои родители выехали к брату. Во Владивостоке мама училась в институте на ЮРФАКе, отец работал снабженцем, но пока ехали, брат отца с детьми уехал в Татарск. Написал письмо, что в Татарске жить легче, мы выехали в Татарок. Маме через РОНО предложили работать в дер. Кабанка Татарского района. Осенью предложили принять школу в дер,Смирновка (Киевка), родители согласились, да и к городу ближе. Папа поступил в педучилище г. Каинск (Куйбышев) и экстерном сдал экзамен за весь курс. Так, мои родители Нина Никитична и Филипп Прокопьевич прибыли в Киевку и работали до 1944г.

В честь прибытия в Киевку мы сфотографировались всей семьей. В 1944 г. папу перевели работать в школу дер. Рыбинка. После моего окончания педучилища в 1948 г. г.Татарске, уехали в Омскую область. Папа работал в детдомах завучем, директором, мама воспитателем. Так как детдома объединяли, требовались более грамотные, то работали в малокомплектной школе г. Тюкалинск, где жили семьей. Я училась в Омском государственном педагогическом институте ОГПИ и окончила в 1Э52 г.. С мужем переехала в Славгород Алтайского края, куда вызвала своих родителей. В Славгороде я работала в школе, а с 1967 г. в педучилище. Брат Эдуард окончил Томский политехнический институт, учился в аспирантуре, стал кандидатом технических наук, работает завкафедрой в индустриальном институте г.Краматорска. Брат Альберт окончил училище, служит в г.Токмак Киргиз¬ской ССР при училище. В 1956 г. мама ушла на пенсию, в 1959 году умер отец. В 1975 г. умер муж. Дочь у нас приемная. В 20 лет узнала, что она приемная и отношение ее изменилось как ко мне, так и к маме - Нине Никитичне".

Любовь Ивановна Павлова (Коновалова):
"Здравствуйте, уважаемые краеведы, Раиса Андреевна, Алексей Васильевич. 28 мая 1982 г. день теплый, тихий, получила письма, как обычно адресованные больше мужу. Бросаю взгляд на конверт и вижу свое имя. Вооружившись очками, вскрываю конверт. Выпала фотокарточка девушки, смотрю на нее и думаю, где же я ее видела? Вспоминая что-то знакомое и узнала себя, когда увидела фотографии моих коллег-учителей, Марию Илларионовну и Полину Игнатьевну. Алексей Васильевич! Я искренне тронута Вашим письмом. Признательна Вам, краеведам, за Ваши труды в розыске своих учителей, товарищей по школе. Ваше письмо полностью захватило маня. Мне пишут мои ученики! Меня нашли! Теперь я буду связана с теми, о ком часто вспоминала, вспоминала школу, где работала, учителей, учеников, особенно первых - Киевских, Первое чувство всегда сильней, Марию Илларионовну, мою дорогую коллегу я искала, но к моему сожалению, искала под фамилией Кочеткова, а она оказывается Кочетова и не знала ее года рождения. Молодость бесконечна, она не интересуется возрастом близких.

Вы, Алексей Васильевич, с краеведами оказались лучше нас. Разыскали, чтобы принести нам, уже седым, тепло своих добрых сердец. Благодарю Вас! От души благодарна. Я теперь представляю, как буду получать письма от моих подруг-коллег учителей годов войны и как буду отвечать. Это благодаря Вашим хлопотам, дорогие краеведы.

После Киевской школы я с Марией Илларионовной работала в Татарске. Она уехала из Татарска, и я осталась как-то одинока. Потом я жила в Фрунзе, работала учительницей, вернувшись опять в Татарок, работала в санэпидемстанции, затем в Омске училась в медицинском училище. Здесь повстречалась о человеком, пройденным дорогами войны. Муж мой, Николай Андреевич Коновалов, был врачом-хирургом фронтовых госпиталей. Его первая жена была врач, коммунист, на Украине ее фашисты расстреляли. В Семипалатинск мы приехали в июле 1976 г., где живем по настоящее время. В Татарске и Киевке последний раз была в 1958 г,, как работник санэпидемстанции, я ходила в школу, встретилась с Сонечкой - Софией Трофимовной Ведрашко (Давиденко). Она, наша ученица, работала учителем. Школа была та же, наша, какая-то неуютная. Да, времени прошло много. Как хотелось бы встретиться со всеми бывшими учителями, учащимися тех военных лет.

Дорогие краеведы, пришлите мне адреса всех, кого Вы ра¬зыскали. С искренним уважением, Ваша учительница 1941 - 1945 годов, Любовь Ивановна.
 
Мария Степановна Сумина (Смирнова):

Краеведам средней школы дер.Киевка Татарского района.

"Моя мама Сильченко Евгения Львовна приехала с отцом, Львом Игнатьевичем Омельченко и матерью Апполинарией Иванов¬ной и ее братьями: Максимом, Артемом, Григорием, Дмитрием, Степаном, Фёдором и Тихоном из Киевской губернии, Корсуньского уезда, села Квитки, как переселенцы из-за земли в Сибирь в 1909г. Поселились в д. Кабанка Татарского района. В 1910 году отец выдал свою дочь Евгению , мою маму, замуж за сына помещика, моего отца – Степана Романовича Сумина, которому в то время было 54 года., в маме 18 лет. У отца от первой жены было 4 детей. Старшему было 19 лет, и три дочери. Отец – Лев Игнатьевич , выдал дочь за землю, т.к. на мальчиков полагалась земля, а на девочек нет.

В 1925г. отец умер, оставил маме ещё пятерых детей. Родились мы все в Кабанке. После смерти отца маму с детьми взяли в Киевку мамины братья, Григорий погиб в период гражданской войны, Трудилась мама, Сумина Евгения, в колхозе "Заветы Ильича" со дня образования, работала дояркой. Подросли мы, дети, и тоже работали в колхозе, Анастасия на ферме с мамой, Екатерина в полеводческой бригаде, Иван выучился на счетовода, я с Николаем учились. Детство наше, как и у многих, было тяжелое.

В те 30-е годы ничего за работу не платили и мы кормились тем, что выращивали в огороде. Большая надежда была на корову, которую мы держали. В 1938 г. я окончила курсы учителей (добавила годы, чтобы приняли на курсы) и направили работать учителем начальных классов в дер. Новомихайловку Татарского района, проработала год и перешла в Киевку, попросила Филиппа Прокопьевича Колотий взять к себе в школу. Так как я училась хорошо до курсов, то он меня принял, и я работала в школе дер.Киевка. В 1940 г. Иван отслужил Красную Армию, устроился работать в госбанке г.Татарска, ему дали квартиру, и он взял к себе маму и брата Николая, а меня в сентябре 1940 г. направили в дер.Козловка зав.школой. Мне было 16 лет, проработала до 1945 г.. В 1945 г, по семейным обстоятельствам переехала в г.Татарок. Зав.РОНО Анатолий Николаевич Волков назначил меня учителем в школу в 3 (теперь в ней СЮТ и кино-фильмотека) по Восточной улице, если ехать в Киевку. Здесь я проработала до 1947 г., после мы переехали семьей в Томск и там я работала учителем. За долголетний труд награждена знаком "Отличник народного образования", 3 медали "За доблестный труд", медалью "Ветеран труда" и 25 похвальных грамот. Живу в Томске, заслуженный учитель РСФСР, сыновья Станислав в 1950 г. преподаватель в университете, Сергей 1957 г. - журналист, Евгений-1959 г. - врач.
20 мая 1987г.
 
Руководитель школьного музея: Герцева С.В.


Весна 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 30 Апреля 2017

Отправитель: Светлана Герцева

Вам нравится? 3 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...