Без вины виноватые
Ежегодно 28 августа российские немцы отмечают День памяти и скорби. В этот день много лет назад был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, на основании которого проживавшие на Волге немцы, были превентивно обвинены в сотрудничестве с врагом. Все они были депортированы в Сибирь и Казахстан, а их Автономная республика на Волге ликвидирована.Целый народ был обречен на десятилетия репрессий, дискриминации и замалчивания. История российских немцев неразрывно связана с историей России. Никто из предков российских немцев не пришел в Россию завоевателем. Даже не искал в ней политического или экономического убежища. Наоборот, они были приглашены Российским государством как ученые, деятели культуры, специалисты, военные, врачи. И как земледельцы и ремесленники – для освоения и закрепления за Россией ее окраинных тогда земель в Поволжье и на Юге России. Заселение этих земель началось ещё в царские времена.
В нашем селе также много жителей немецкой национальности. Все они выходцы из Поволжья и из Московской немецкой слободы. Ознакомившись со списком жителей с. Воскресенка, а именно немцев-переселенцев, я выбрала самую взрослую жительницу и участницу тех событий Розенкрын Амалию Георгиевну и на примере её жизненного пути я хочу составить картину далёкого прошлого.
Розенкрын Амалия Георгиевна родилась 27 февраля 1929 года в селе Нидермунджи Красноярского района Саратовской области. Росла в обычной семье : мать – Вольф Анна-Мария Генриховна, 1904 года рождения, отец – Розенкрын Георгий Давидович, 1902 года рождения. Жили бедно, много работали, чтобы прокормить 5 детей: Марию, Георгия, Амалию, Христиана, Анну. Когда ей было три года вся семья из-за тяжёлого положения переехала в Московскую область, Малининский район к родственникам по линии мужа.
Там родилась ещё одна дочь – Анна. Однако там прожили они недолго. В 1938 году отца большого семейства осудили за контрреволюционную деятельность и приговорили к 8 годам лишения свободы, сослав в Магаданскую область (больше домой к своей семье он не вернулся, считают его без вести пропавшим).
В этом же году мать со своими детьми вернулась назад в Саратовскую область в родное село. Жизнь продолжалась, дети пошли в школу, мать работала день и ночь. Когда Амалия была в 4 классе, наступила Великая Отечественная война, всему народу она принесла много горя, тяжести, ужаса и страха. Особенно, тяжело было лицам немецкой национальности.
Согласно Указу Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 года признавалось необходимым переселить всё немецкое население в Сибирь и Казахстан. Людей предупредили о выселении за сутки. В дорогу брали, что попалось под руки. Загрузили всех в вагоны-скотовозы, повсюду раздавался плач детей и женщин.
Насильное переселение народа – кровавая до сих пор не зажившая рана для нашей страны. Кормить людей начали только на четвёртые сутки, спали на голом полу. До места назначения везли целый месяц. Много трудностей, горя испытали люди за время своего путешествия.
Из сводки НКВД СССР от 12 сентября 1941 г. по Красноярскому краю: «В пути следования эшелонов с немцами-переселенцами умерло 437 человек, родилось – 143 человека, сняли с поездки по болезни 77 человек».
Через месяц всех оставшихся в живых привезли в г. Барнаул и расформировали в Новосибирскую область, далее их высадили на маленькой станции Баган. На конях их развозили по разным сёлам. Семья Розенкрын Амалии попала в с. Воскресенку Андреевского района (нынче Баганский).
Местные жители переселенцев встретили с опаской и недоверием. Приехавшие люди стали занимать свободные избы, семье Амалии пустой избы не хватило. Так и остались они в здании конторы – мать Анна-Мария и её 5 детей. Просидели они там 4 дня.
С теплотой и слезами вспоминает Амалия женщину приютившую их – Нюру Панчукову. Так и остались они обживать новые земли, наступила зима: жили впроголодь, замерзали. Весной собирали замёршую картошку и свёклу, рвали лебеду и добавляли в пищу.
В 1943 году мать Амалии посадили в тюрьму за горсть зерна, которую она взяла домой, чтобы накормить маленьких голодных детей. На тот период Амалии было 12 лет. Так как она была самая старшая в семье, ей пришлось все тяготы и проблемы взять на себя. Теперь оставшись совсем одни, были брошены на произвол судьбы, маленькие дети были никому не нужны, даже родственникам, родным братьям Анны-Марии.
Жили в полуразрушенном доме, топить печь было нечем, Амалия пошла работать в колхоз, младшие дети ходили и побирались у местных жителей. Так и прожили до конца войны, в 1946 году к ним вернулась мать. До конца своей жизни Анна-Мария жила тем, что поднимала своих детей и надеялась на то, что муж её Георгий вернётся из лагеря и поможет ей тянуть непосильную ношу.
Жизнь продолжалась, дети подрастали. В 1955 году Указом Верховного Совета от 13 декабря «О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении», но запрет на возвращение в родные места оставался в силе. В то время Амалии было уже 22 года и она решила уехать на Украину на заработки. Прожив там два года, она переехала в Алтайский край в г. Новоалтайск, устроилась работать санитаркой, где и проработала всю оставшуюся жизнь.
Там в же в 1964 году встретила и своего будущего супруга Иванова Николая Алексеевича. Позже родились дети: дочь Оля и сын Алексей. Дети выучились в школе, получили образование : дочь – стала швеёй, Алексей – водителем. Дочь вышла замуж и переехала жить в с. Воскресенка Баганского района (туда, где прошло тяжёлое детство матери), сын женился и переехал жить в город Барабинск.
Вскоре у Амалии и Николая родились внуки, жизнь продолжалась. Но судьба преподнесла ей очередной удар: в 2012 году умер муж Амалии и она перебралась жить к дочери Оле: снова она вернулась в село, которое ей напоминает о самых трудных годах её жизни. Последние годы своей жизни она прожила в селе Воскресенка.
Зыбина Валя,
выпускница Воскресенской ООШ
Руководитель- Бауэр Юлия Андреевна
Весна 2017
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...