Рассказ об учителе химии Киевской школы Марии Елисеевой
Под сень нашей школы съезжались педагоги со всех уголков России. Начинали преподавать, втягивались в работу, находили общий язык с коллективом, прирастая в него душой, и уже не думали сетовать на судьбу, которая занесла их в такой далекий уголок страны. Так произошло и с Марией Дмитриевной Елисеевой.Она хорошо училась в школе, успевала на «4» и «5» по всем предметам и, конечно, мечтала о том времени, когда поступит учиться дальше. Но судьба распорядилась по-другому. Отец, инвалид войны, настоял на том, чтобы она начала работать. «Двоих не потянем», - сказал он, считая, что поступает правильно (старшая сестра училась в Новосибирске).
С первого раза она сдала экзамены в институт на заочное отделение химико-биологического факультета НГПИ. Пошла по стопам своего учителя – Галкиной Нины Ивановны. Затем Мария Дмитриевна устроилась на работу в соседнюю деревню Танчик учителем начальных классов. До школы приходилось добираться пешком, транспорта не было. И в дождь, и в мороз, и в жару ходила, не требуя, чтобы выдали машину. Директор школы Кузнецов, не раздумывая, взял на работу, зная о добросовестной учёбе в школе. Так прошло 4 года.
Потом переехала работать в деревню Сергино, вышла замуж, пошли дети. Детского сада не было. Бабушка – соседка соглашалась сидеть с мальчиками за приличную сумму денег - 25 рублей. А зарплата 68 рублей. За двух нужно отдать 50 рублей. Денег не оставалось на бытовые расходы. Поэтому молодые супруги решили искать работу в другом месте. Год отработали в Новомихайловской средней школе Татарского района, а затем, получив квартиру в Киевке, перевелись на работу в Киевскую среднюю школу.
1966 – 1994 – это годы работы Марии Дмитриевны в нашей школе в качестве учителя химии и биологии. 28 лет – большой период. За эти годы было всё: и первые ученики, и сдача экзаменов, и повседневная неприметная, но незаменимая будничная работа. «Работы было много, особенно бумажной, но никто не возмущался, все делали то, что требовали»,- говорит Мария Дмитриевна.
Весь раздаточный материал писали от руки, да еще разноуровневый. В обязанности учителя входило вести политинформацию, агитационную работу, ходить по квартирам учеников, дежурить в клубе, работать в птицесовхозе. Школьный огород тоже убирали учителя вместе с учениками. Считалось неправильным, если учитель держал домашнее подсобное хозяйство. «Если вы держите хозяйство, вы не учитель»,- твердило приезжее начальство. Всё свободное время – детям
Тяжелым периодом в работе были 90-е годы. Время, когда не платили по 7-9 месяцев зарплату, а учителя шли на работу, не бастовали, а занимались привычным делом: вели уроки и ждали перемен к лучшему. Думаю, что смогли выдержать эти трудности только влюблённые в свою профессию педагоги.
Несколько лет Мария Дмитриевна была руководителем кустового методического объединения учителей химии, состояла внештатным инспектором комиссии по проверке учителей химии школ Татарского района.
Самое главное, что было в работе, - дружный коллектив учителей. Все готовы были помочь друг другу. Собирались на все праздники. Шутки, смех, беседы помогали сплотить учителей в неформальной обстановке. С фотографий смотрят на меня молодые, весёлые лица моих педагогов. Глядя на них, видишь, что это сплочённый коллектив.
Меня Мария Дмитриевна учила два года. Мне нравилась химия, мы с удовольствием окунались в новый для нас предмет. Доступное объяснение, наглядные пособия, опыты на уроках, доброжелательное отношение к нам учителя способствовало тому, чтобы мы хотели учить.
Ушла Мария Дмитриевна – закончилась химия, по крайне мере, для меня. Пропал интерес, ушло понимание, а новый учитель так и остался чужим, приезжим.
Козина Олеся
Весна 2017
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...