НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Балманский краеведческий музей

Каждый человек должен знать свою историю: где он родился, кто его предки, как жилось людям в твоём родном краю много лет назад. Интерес к историческому прошлому своего села стал главной причиной, по которой в 1980 году на базе нашей школы был открыт комплексный краеведческий музей. Хранительницей его в течение многих лет была Носова Нина Григорьевна, создатель первых фольклорных групп села.

Музей – хранитель нашего прошлого. Изучая прошлое, учащиеся нашей школы становятся ближе к своим прадедам, по-другому воспринимают их трудную жизнь, которая отражена в различных альбомах, документах, фотографиях и музейных витринах.

Материалы музея применяются на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Некоторые ребята нашей школы заинтересованы в углубленном изучении традиций своего села. Уже много лет мои ученики являются участниками и победителями таких конкурсов, как «Моя малая Родина», «Отечество», «Краеведческие чтения», «Горизонты открытий». Выполняя научно-исследовательскую работу, они постоянно работают с материалами музея, бережно собранными учителями и учениками старшего поколения.

Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Наше село Балман известно всей области как песенное, хранящее фольклорные традиции. В нашем музее собран богатейший материал о фольклорных группах села, оформлены прекрасные витрины. Одна из них, например, посвящена братьям Заволокиным, которые в начале своей творческой деятельности часто приезжали в Балман с целью сбора материала для своих будущих выступлений.

Другая витрина рассказывает о замечательном руководителе Государственного Кубанского казачьего хора Викторе Гавриловиче Захарченко, который не менее 10 раз бывал в Балмане, изучал старинные песни, записывал обряды. На витрине есть книга под редакцией В.Г. Захарченко и профессора педагогического института М.Н. Мельникова «Свадьба Обско-Иртышского Междуречья», в которой описан свадебный обряд села Балман.

В музее хранятся сборники «Песни села Балман» и «Девичья песня», выпущенные под редакцией В.Г. Захарченко. Есть пластинки с записями балманских песен, которые исполняют самые первые песельницы села. Мы с ребятами слушаем их, изучаем на уроках, на занятиях кружков, на классных часах. В музее оформлено большое количество фотоальбомов, по которым можно судить о географии выступлений фольклорных коллективов. Здесь был взят интереснейший материал о знаменитом гармонисте, друге и коллеге Геннадия Заволокина – Арсентии Петровиче Шлюбченко. Все эти материалы мы с учащимися активно используем для исследования и изучения. В результате занимаем призовые места в конференциях разного уровня.

В нашей школе создан детский фольклорный кружок «Ленок». И краеведческий музей – база, на которой он основан. Дети продолжают изучать народные игры и пословицы, небылицы и частушки, дразнилки и пестования, без которых немыслимо устное народное детское творчество. Наши ученики играют в народные игры на переменах в школе, на каникулах на улице. Им нравится принимать участие народных праздниках Масленица и Троица. Они каждый год на Рождество и Старый новый год обходят всё село с колядками, поздравлениями, наряженные, весёлые. Их ждёт в эти святые вечера всё село и обижаются, если они к кому-то в такой вечер не зайдут.

Изучая на уроках литературы произведения о Великой Отечественной войне, мы непременно идём в музей. Учащиеся не могут пройти мимо витрины, рассказывающей о подвиге нашего земляка, погибшего в 1942 году в Смоленской области. Только в 1982 году были обнаружены его останки и привезены сюда, в Балман, на родину, и захоронены у памятника всем погибшим на войне балманцам. С интересом ребята рассматривают материалы о балманском детском доме, сформированном во время войны, о воинах-орденоносцах. И просто о тех простых солдатах, которые не пришли с войны. Они остались на поле боя навсегда, защитив нашу Родину от ненавистного врага.

В музее учащиеся нашей школы занимаются поисковой деятельностью. На Краеведческих чтениях и научно-практических конференциях уже представили свои результаты: установили точные сведения о дате и месте гибели своего односельчанина Пауто Н.Е., опровергли данные «Книги памяти» о без вести пропавшем солдате Доставалове Г.В. и доказали, что он геройски погиб и захоронен в братской могиле. Большую часть материалов ребята находили в музее.

Изучая литературные произведения о революции, мы обязательно обращаемся к музейному разделу «Гражданская война. Организация колхозов». В нём собраны данные о первой партийной ячейке, о первом колхозе и его председателях.

На классных часах мы рассказываем ребятам о тех людях, которые восстанавливали разрушенное сельское хозяйство после войны. Данный раздел знакомит с интересными переменами, произошедшими после войны в колхозе, с передовиками производства. Всем ребятам всегда нравится слушать рассказ о жизни замечательного председателя колхоза В.И. Бойкова. В музее хранятся его награды, фотографии, почётные знаки, удостоверения. Его внуки, которые учатся в школе, гордятся своим героическим дедушкой.
 
Для уроков русского языка мы используем музейные разделы «Быт» и «Уголок природы». Экспонаты мы рассматриваем, описываем, узнаём, кто их подарил музею. Раздел «Быт» – самый большой и самый любимый ребятами. Предметы одежды и орудия труда используем для проведения открытых уроков, классных часов, общешкольных и районных мероприятий.

Наш музей – гордость не только школы, но и села, и даже района. Мы стараемся принимать участие во Всероссийских, областных, районных мероприятиях. Много исследовательских работ выполнено учащимися нашей школы.

Любой музей – это центр культурного и эстетического развития человека. Наше общество в последнее время стало всё чаще обращать внимание на свою культуру, на изучение прошлого своего народа. Без этого невозможно воспитать полноценного, развитого во всех смыслах ребёнка. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. И роль музея в воспитании подрастающего поколения – важная ступень развития гражданина России.

Весна 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 11 Января 2018

Отправитель: Лариса Турнаева

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...