НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


История школы № 2 города Татарска

В истории нашего края сохранились такие данные, что накануне Октябрьской революции своей неграмотностью особенно выделялась Сибирь: в 1911 году из 100 детей сельской местности учились лишь 13. На каждые 100 человек взрослого населения 85 было безграмотных.

27 мая 1897 года на станции Татарская освятили Михайло–Архангельскую церковь, при ней с этого года функционирует церковно–приходская школа с четырёхлетним сроком обучения. В ней обучались дети городских окраин.

В 1900 году в городе при станции была организована двухклассная школа с пятилетним сроком обучения – обучались дети железнодорожников. В 1911 году в этой школе учились 91 мальчик и 47 девочек.

«До революции в городе Татарске на 4,5 тысячи, а в 1916 г. – 10 тысяч населения продолжают оставаться только две школы, одна из них Министерства народного просвещения, а другая церковно-приходская. Кроме этих двух массовых школ в городе было высшее начальное училище, в нём учились дети купцов, ростовщиков, чиновников», - свидетельствует Григорий Сергеевич Скоробогатько, директор восьмилетней школы №2. 

В 1920-ые годы в городе широко организуются пункты ликвидации безграмотности. По-настоящему эффективно они начинают работать в тридцатые годы. Сохранились такие данные, свидетельствующие о том, что люди стали тянуться к грамотности: в Татарске организовано 14 пунктов ликбеза, в которых обучалось 280 человек.

« К 1924 году в Татарске и его уезде (уезд был разделён на пять районов и шесть волостей) работало 33 начальных школы и одна пятилетка. В них обучалось 1647 мальчиков и 57 девочек. В обучении приоритет отдавался мальчикам: им нести государственную службу и отдавать гражданский долг армии. В это время существовали ещё недозволенные наказания учащихся: их били линейкой, ставили перед классом на целый урок на колени…

Большинство школ были в запущенном состоянии. Помещения порой просто были непригодны для занятий, учебников, программ не было, дети писали на обрывках старых газет. Использовались при письме как в далёкие дедовские времена гусиные перья, вместо чернил – свекольный сок».

Особенно активно развиваться образование в городе начинает в 1930-ые годы. Поколение героев первых пятилеток открыли наш край во второй раз, совершили ещё один подвиг – мужество свое передали детям. Никогда Сибирь столько не строила, не ломала старое. Киркой и лопатой сибиряки восстанавливали после Гражданской войны разрушенное железнодорожное полотно, возводили город Татарск: построили больницы, школы.  Пробуждали новую жизнь.

В 1920-ые годы начинает функционировать школа в Кулундинском микрорайоне, её открывают в бывшем здании Кулундинского вокзала, она известна под номерами: №7, №8, № 2 была сначала начальной, позже восьмилетней, а с 1988 года становится средней.

В школе всегда велась внеклассная работа по предметам, работа школьных кружков и спортивных секций. Долгие годы руководил коллективом учителей и учащихся школы директор Григорий Сергеевич Скоробогатько (1912–1979 годы).
 
«Одна, но пламенная страсть» Григория Сергеевича предопределила его дорогу в жизни – будучи с детства «влюбленным» в гуманитарные науки, он пришел в сельскую школу, где и начал свою преподавательскую деятельность с должности учителя истории.

Шли годы, и вот фамилия Скоробогатько уже гордо красуется на двери кабинета директора школы № 2. Послевоенное время требовало особых методик воспитания, неординарных личностных качеств воспитателя, ведь основная масса подростков – сплошь «безотцовщина».

Проработал он директором вплоть до шестидесятых годов. В это время в городе строился интернат коррекционного обучения, первая подобная школа в Кулундинской зоне Новосибирской области. Она-то и стала «лебединой песней» Григория Сергеевича.

В канун юбилея, в 1967 году, в местной газете «Ленинская трибуна» были напечатаны мемуары Скоробогатько «За власть Советов» и «Сквозь время», ставшие своего рода «популярной историей родного края». В этом же году Григорий Сергеевич был удостоен звания «Почётного гражданина города Татарска».
 
Особых успехов школе удалось достичь в шестидесятые-семидесятые годы. Школа была восьмилетней, в ней училось много детей. Располагалась она в стареньком, убогом помещении бывшего вокзала, построенного чуть ли не с момента пуска в эксплуатацию железнодорожного пути кулундинского направления.

Руководила деятельностью педагогического коллектива этой поры Зоя Григорьевна Семенюта. Деятельность пионерской дружины имени Г.С. Титова направляла старшая вожатая школы, настоящий мастер – педагог Людмила Васильевна Егорова (Снегирёва). Она была предана пионерии всей душой. Людмила Васильевна не только смогла организовать досуг подростков, но и вместе с завучем школы Надеждой Никитичной Сиротиной разработать систему пионерской работы социальной значимости и обратить пионерию к главному её рубежу – учёбе.

Новую систему работы поддержали все учителя. Ни в одной школе города не было в то время такой практики внеклассной работы по предмету. Именно тогда в практику внеклассной работы вводилась такая популярная форма работы как «предметный КВН».

Разнообразие форм и методов воспитательной работы способствовали нравственно-духовному досугу молодежи Кулундинского микрорайона, что и являлось профилактикой правонарушений в таком «неблагополучном социуме». На учёте в инспекции по делам несовершеннолетних в то время не состояло ни единого ученика.

В восьмидесятые годы эту образовательную технологию во внеклассной работе продолжил школы директор Сергей Фёдорович Кузьмич и завучи Светлана Николаевна Фоминская и Елена Владимировна Галёва.

Школа была небольшой, педагогический коллектив немногочисленный, приоритетом в воспитании становится работа кружков и клубов. До сих пор памятна увлечённость многих мальчишек и девчонок, учителей и родителей деятельностью шахматного клуба, работой которого руководил Александр Александрович Чистяков, педагог городского Дома пионеров.

Активным помощником клуба был директор школы, являясь его активным деятелем. Клуб был многочисленным, имелись все возрастные группы игроков. Проводились сеансы одновременной игры со многими разрядниками, известными в городе. Родители (папы) наравне с детьми были активными участниками «шахматных баталий». По выходным дням и в вечернее время в школе было много подростков, которые посещали спортивные секции и шахматные соревнования.
 
В настоящее время коллективом учащихся и учителей руководит директор школы Полещук Алексей Викторович, вдумчивый руководитель и учитель.
 
В моих разговорах людьми реализовавшимися, состоявшимися проявляется влияние школы на профессиональный выбор и духовно-нравственное самоопределение, потому что именно школа в нашем маленьком городке была центром вселенной, лабораторией творческих желаний и интересов для взрослеющей личности подростка в условиях социума Татарска.

Таким образом, и Зоя Григорьевна Семенюта оказалась студенткой, а позже и выпускницей Татарского педучилища, затем заочно оканчивала филологический факультет Новосибирского института, потому что школу она любила самозабвенно.

Свою педагогическую деятельность, она начинала в Константиновской школе. Навсегда в её памяти сохранился скромный букетик полевых цветов на ее учительском столе первого сентября и открытка, в которой завуч школы её «благословляла» на подвижническую деятельность учителя русской словесности.

Талант организатора школьной жизни, умение взаимодействовать с коллегами в организации учебно-воспитательного процесса учреждения образования раскроется в ней позже, когда она стала заместителем директора в интернате.

Сказать же своё слово в педагогике нелегко, а тем более влиять на «сознание подрастающего поколения». Особенно остро она это поняла, когда начала свою деятельность директора в школе № 2 города Татарска.

Под её руководством педагогический коллектив освоил, апробировал, утвердил инновационную технологию по проблеме: «Школа – центр досуговой деятельности детей и подростков в микрорайоне».

Школа располагалась в старом здании бывшего вокзала, сложно представить, что значил для Зои Григорьевны регулярный ремонт, чтобы школа год за годом «радовала глаз» своей ухоженностью.

Её стиль управления был скорее авторитарным, чем демократичным. Неизменно привлекала в ней Зое Григорьевне самоотдача, а также интеллигентность и искреннее уважительное отношение к коллегам и своим ученикам.

Зачастую Зоя Григорьевна употребляла тон приказа, причём не повышая голоса, но уважение к ней при этом сохранялась, ведь она всегда была на страже интересов детей, учителей и родителей. При этом она была учителем литературы, а её уроки были эмоциональными и не лишенными артистизма, а главное, – гуманизм был сутью её личности.
Весна 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 11 Марта 2017

Отправитель: Наталья Дегтярёва

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения

Файлы


История школы №2 города Татарска, Новосибирской области

  • Комментарии
Загрузка комментариев...