Серия Дети войны - М.С. Шинкарюк
Шинкарюк Михаил Самуилович родился в селе Корнилово, ему было всего 6 лет, когда началась война. В 1944 году он пошёл в первый класс. Вот его воспоминания о военной поре:- В 1944 году я пошел в первый класс. Сбили мне из фанеры портфель, ткани не было ни кусочка, положили тетрадку – вот и все сборы. На первом уроке прочитали свежую газету с новостями с фронта. С особенным вниманием слушали мы учительницу Веру Арсентьевну Осипенко. Мальчишек и девчонок очень занимали дела на фронте – ведь у каждого кто-то воевал, - вспоминает Шинкарюк Михаил Самуилович.
Военное время голод, нищета: ни учебников, ни чернил, ни тетрадей. Ничего не было. Букварь один на всех. Книга для чтения тоже одна. Учительница перепишет из такой книги отрывок на доску и заставляет нас читать. Школа находилась в поповском доме, тетради она доставала с чердака школы. Мне досталась тетрадь по закону божьему за 1913 год. Свои задания я писал между исписанных строк. И все так писали. Я сначала прочитывал всю тетрадь, а затем начинал писать. Для меня было странным, что слова заканчивались твердым знаком.
Писали на старых книгах чернилами из свеклы или сажи. Запомнилось, что в школе кормили завтраком — жидким супом из картошки или «заварихой» из муки. Хлеб ненастоящий, с примесью травы, приносили из дома. Трудно было, но мы не падали духом.
Писали на старых книгах чернилами из свеклы или сажи. Запомнилось, что в школе кормили завтраком — жидким супом из картошки или «заварихой» из муки. Хлеб ненастоящий, с примесью травы, приносили из дома. Трудно было, но мы не падали духом.
После занятий мы шли в поле. Тяжело было теребить лен. Целый день приходилось его выбирать слабыми ручонками, вязать снопы, ставить их в суслоны, чтобы не упали. Не легче было вытаскивать из конюшен пласты слежавшегося навоза и отвозить на поле. В свои десять лет я понимал, что отец каждую минуту рискует жизнью, и поэтому всем, кто в тылу надо помогать фронту, чем только можем.
При всех трудностях и тяжкой для детских плеч работе в колхозе дети учились и даже развлекались, забывая по-детски обо всех неприятностях. М.С. Шинкарюк вспоминает:
- Зимой катались на санках, на деревянном коньке, на лыжах. На лыжах ходили в лес по следам полевой и лесной дичи. Летом с азартом играли на лужайке в «сало» (мяч) и в забытую ныне игру «лапта». Разыгрывали сюжеты настоящих боев с участием девчонок и мальчишек. Была «граница», ее охраняли, засылали «шпионов» и брали «пленных», обменивались ими, учиняли местные бои, лечили «раненых» и отправляли их в «тыл». Игры были военные: мы хотели походить на взрослых... Все было «по науке»: чего-то начитались, а что-то придумывали сами. Были и другие игры с построением жилья (шалашей из ольхи), рыбалкой и приготовлением пищи из рыбы, найденных грибов, собранных ягод. Все было как бы по-настоящему.
В годы войны пришлось испытать много бед, это голод, холод, который и до сих пор вспоминать трудно. Обуви не хватало, продуктов не было, все отправляли на фронт. В основном питались картофелем и травой. Из травы делали лепешки, суп. Картошка заменяла хлеб. В это сложное время все помогали друг другу. Да и жили намного дружнее, потому что горе всех сплотило...
Софья Никонорова
Весна 2017
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...