НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Летопись деревни Усманка

Наш район один из самых отдаленных районов Новосибирской области, а наша деревня Усманка одна из деревень Кыштовского района. Эта маленькая частица Родины, но для многих самая близкая, самая родная земля.
                          
Первоначально деревня называлась аул Сарчабалык, что в переводе с татарского означает «жёлтая рыба». По поводу даты основания аула Сарчабалык сведений нет. Название Усманка, которой именуется наша деревня сейчас, происходит от имени Усман, возможно он был одним из первых поселенцев, которые позже заселяли нашу деревню. Сейчас принятой датой основания деревни Усманка считается 1800 год, но это видимо не точная дата.

В районе в 1919-20 годах вспыхнуло крупное партизанское восстание, получившее название «Урманское», оно охватило Кыштовский, Венгеровский, Северный, Куйбышевский районы Новосибирской области, Сидельниковский, Муромцевский районы Омской области.
В восстании участвовало до 10000 крестьян. Местом боев партизан с колчаковцами являлась и наша деревня. Вот, что рассказывала о тех далеких событиях моя бабушка, Хамидулина Камиля Хамидуловна: «Мне в ту пору было 10-12 лет, до нас доходили слухи об отступлении белых. Родители говорили, что они идут с урманской стороны и оставляют за собой смерть, надругательства, угоняют скот. Односельчане, чтобы спасти от надругательства молодых девчат, которым было примерно 15 и выше лет стали отправлять и прятать их в лесу».

В Усманке то место, где прятали, от белогвардейцев девушек называется «Кызлар цяуле», что в переводе означает «Девичий лес». Помнила бабушка и то, как белогвардейцы побывали у них дома: «Проснулась, шумные разговоры, моя мама быстро прятала то, что считала, что могут унести. У соседей рядом, закудахтали перепуганные куры …через некоторое время у нас, сидел белогвардеец. Может быть, от растерянности или от испуга я закричала: «Мама аламыш-то видна». Из-под печи, куда складывали дрова, виден был край домотканой скатерти.

Я думала, не поймёт нашей татарской речи белогвардеец, но названный гость заговорил на татарском языке: «Бабуля, не тронем, не тронем ничего, только собери что-нибудь поесть». Не помню, ел он у нас или нет, а вот лошадь у нас была хорошая её и забрали. Отцу жалко было отдавать коня, но силой забрали, а отца били плетьми. У многих забирали хороших лошадей, потому что истощались силы у белогвардейцев.

Прямо на улице, на глазах у всех был застрелен один цыган. Хоронили этого цыгана в лесу, так как он принадлежал другому вероисповеданию». Всякого человека немусульманского происхождения хоронили в лесу в стороне от мусульманского кладбища это место рядом с деревней так и сейчас называется «Крещеных болото».

В 1930 году 26 января в деревне создали колхоз «Новый путь». Не все жители деревни встретили с радостью коллективизацию. Многие зажиточные люди не хотели вступать в колхоз и отдавать в пользу колхоза нажитое с трудом свое добро. Не принявших новую политику страны – коллективизацию, не сдавших государству хлеб отправляли за болото.

Так, в 1932 году, по данным Кыштовского архива за не сдачу хлеба государству были объявлены эксплуататорами братья Хамидулины: Хаким, Сафа, Сагит, Мустафа; Ракмешов Калимулла обвинялся за торговлю он имел свою лавку; Вахитова Валея, Ибатулина Башира лишили избирательных прав. По воспоминаниям старожилов у Хамидулина Хакима было 17 коров, 21 лошадь, из техники была, хорошая молотилка все подвергнуто было конфискации. Семьи Хамидулинна Хакима и Ракмешова Калимуллы отправлены были за болото.

В суровом краю, в тайге, за Васюганскими болотами, оказались семьи раскулаченных. «На голый снег привезли их тогда вместе с другими, многие умирали, не выдержав холода и голода, зиму прожили в землянках, питались охотой на дичь и животных».

Вместе с раскулачиванием крестьян проводилась борьба с религией, разрушались церкви и мечети. Среди жителей нашей деревни в списке репрессированных за веру стоят имена Гумирова Мухаматчана и Адыльшина Макама,Вильданова Муфтаха. Эти люди были почётными муллами (мусульманские священники) имели много религиозных книг после ареста они были расстреляны в городе Куйбышеве.

В деревне была своя мечеть её закрыли, а в здании мечети новые власти решили устроить клуб, но местные старики здание мечети под клуб не отдали, проявили недовольство. Только в 1956 году здание мечети отдали под медпункт. Дом у Адыльшина Макама конфисковали, так как он был из ценных пород леса и был большим, сделали там начальную школу. Дом этого человека до сих пор стоит в деревне и в нём живут люди.

Имена жителей Усманки, погибших в Великую Отечественную войну занесены в Книгу памяти. Ушедших на фронт, в тылу заменили женщины, старики и дети, которые обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, одеждой, продовольствием. «Тыловые генералы» так называли женщин, они вели хозяйство в колхозах, на заводах, фабриках и одновременно растили детей, учили их.
 
После войны деревня оказалась в тяжёлом положении. За годы войны с древни было выжито все, деревня была обескровлена. Выполнялись обязательные хлебозаготовки. Из-за голода некоторые люди вскрывали скотомогильники и употребляли в пищу мясо павших животных. Часто умирали от голода дети. Одна из жительниц деревни вспоминала и рассказывала о смерти своего сына-подростка, который в последние минуты жизни, в лихорадке и в бреду просил, чтобы ему дали "желтую воду". Желтой водой была сыворотка, которую пили дети в сливкоотделении деревни, о хлебе говорить не приходилось.

В 1951 шло укрупнение колхозов и «Новый Путь» соединили с колхозом им. Карла Маркса (центральная усадьба располагалась в деревне Вараксино). В колхоз им.К.Маркса вошли кроме Усманки и другие деревни – это д.Чеки-Аул (к/з им.Горького); д. Пахомово (к/з «Красный партизан»).Наша деревня в колхозе им. К. Маркса считалось бригадой и фермой № 4. С 1950 года председателем в колхозе был В. С. Губатюк.

На территории колхоза выпускалась газета «Колхозница» (орган партийной организации и правления колхоза имени Карла Маркса главным редактором был А.И. Лысов.) У моей мамы, которая долго проработала, в колхозе сохранился, интересный номер этой газеты за 8 марта 1958 года. На страницах газеты печатались интересные сведения о жизни колхоза.

Так как газета выпускалась, в Международный женский день восьмого марта то на её страницах, отмечается труд женщин нашего колхоза, которые «…все силы отдают тому, чтобы догнать и перегнать Америку по производству продуктов животноводства»16. Хотя газета говорит о высоких лозунгах и показателях развития сельского хозяйства ,на самом деле социальная жизнь деревни и её жителей не менялась. Работали на трудодни и, многие в поисках лучшей доли уезжали в город.

Жизнь деревни и ее развитие зависит во многом от инициативы местных жителей. Работал у нас бригадиром Вахитов Гадият Хамидуллович. Благодаря его усилиям и тех, кто его поддерживал в деревне, в 1975 году появилась восьмилетняя школа, клуб. До революции у нас в деревне существовала медресе (мусульманская школа), после революции появляется начальная школа, где обучали латыни. Здание школы до 1975 года находилась в доме репрессированного за веру муллы. В 1975-м была построена 8-летняя школа.

В 1950-х годах появились в деревне фельдшеры, которые лечили трахому и другие болезни. «Трахомщицами» прозвали первых девушек, которые лечили трахому.

Население деревни по этническому составу является татарской (Барабинские татары и татары Поволжья). По религиозному составу все мусульмане. Этническая и религиозная принадлежность определяет традиции населения. В деревне соблюдаются все мусульманские праздники и обычаи. Пост соблюдают в основном пожилые люди, но во время праздников в каждом доме созывают гостей, накрывают столы, читают молитвы. Спиртные напитки запрещаются, везде должны быть чистота и порядок.
 
Все требования мусульманских обычаев и правил, к сожалению, не могут соблюдать молодые. Ведь осталась теперь в прошлом существование когда-то медресе, уничтожена мечеть. Литературный татарский язык теряется, общение молодого поколения ведется на разговорном татарском языке. Оптимизм и надежду вселяет, что с 2004 г в школе введен татарский язык будет жить национальный язык, будут сохранены культура и духовные традиции татарского народа.

Деревня сейчас живет и терпит все нужды современного времени и надеется только на собственные силы, население живет за счет своего подсобного хозяйства, бывший колхоз развалился в начале девяностых годов, пустуют поля, разобраны фермы, склады и другие постройки колхоза.

В истории моей деревни существуют свои яркие и темные стороны, но для меня моя деревня самая дорогая и близкая. Здесь мой дом, моя улица, родная школа, близкие мне люди. Горжусь я своей землёй, богатой природой и трудолюбивыми людьми, которые, сохраняли нашу деревню, не разъехались, уповая на трудности крестьянской жизни.

Зима 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 28 Февраля 2017

Отправитель: Сунинова Джамиля

Вам нравится? 21 Да / 1 Нет


Изображения

Файлы


моя деревня

  • Комментарии
Загрузка комментариев...