Из истории села Вознесенское Венгеровского района
По старому Московскому тракту на правом берегу реки Омь раскинулось село Вознесенское. Жители гордятся историей своего села. Давайте приоткроем окно в минувшее, ведь не зная прошлого, нельзя любить настоящее и думать о будущем.Село названо в честь религиозного праздника Вознесения Господня. Старожилы наших мест с большой гордостью вспоминают о главной достопримечательности села – деревянной церкви, к сожалению, сгоревшей в 1979 году.
Вознесенская церковь была одной из главных в Венгеровском районе, сюда по большим праздникам сходились, съезжались люди из разных деревень, находившихся за 100 и более километров. С церковью связано много легенд и историй.
В годы раскулачивания колокол внезапно начинал звонить. Жители считали удары. Если слышалось четыре удара, значит, на следующий день четыре семьи покидали село. Но в момент странного набата колокола всегда отсутствовал звонарь. Люди недоумевали. «Неужели нечистая сила?» – говорится в одной из легенд. Выяснилось позднее, что с другого берега в колокол стрелял из винтовки один из жителей Вознесенки. Ведь церковь всегда строили на возвышенном месте. Так односельчанин извещал о наступающей беде.
В 2013 году нашему селу исполнилось 260 лет. Именно столько лет наше село неизменно носит своё название. Но земля, на которой мы живём, имеет более древнюю историю. Оказывается, сегодня именуемая в народе Кузнецовская гора, которая находится на левом берегу против села, является археологическим памятником Венгеровского района Новосибирской области.
В 1771–1772 годах на территории Зауралья и Западной Сибири работала экспедиция, возглавляемая академиком И.П. Фальком. Исследователь описал ряд древних памятников Барабы. Прежде всего, это городище Вознесенское.
И.П. Фальк пишет: «Бараба имеет много остатков древних жителей, из коих мне известны следующие. Следы Тонтуры при деревне сего названия, занимают полуостров, образуемой южной дугою Ома, около возвышенной площади в перечнике в одну версту, татарское название означает город Тора. Сказывается, что она была столицею некого хана».
Из описания памятника: «Вознесенское городище («Кузнецова гора», «Тонтур»). Памятник расположен на левом берегу р. Оми современного села Вознесенка. Городище расположено на мысу. В настоящее время его сохранившаяся часть вытянута в длину более чем на 500 м. Тремя линиями рвов и валов, прорезающих мыс, оно разделено на четыре участка.
Большой интерес представляет обнаружение фрагмента керамической фигурки идола. Памятник датируется XIV – серединой XV веков н. э. По письменным источникам, городище являлось ставкой наместника хана Кучума в Барабе, мурзы Тарлава. Принадлежало барабинским татарам. Следует иметь ввиду, что место, на котором расположено городище, вероятно, было обитаемо в глубокой древности, о чём свидетельствуют находки более древних материалов». (Из книги «Археологические памятники Венгеровского района Новосибирской области». В.И. Молодин, А.В Новиков, 1998 г., Новосибирск, стр. 21–22).
В нашем районе имя Петра Михайловича Пономаренко (1901–1984) знают все. Основатель районного краеведческого музея, фронтовик, всю свою жизнь посвятил изучению истории родного края. Его записки «Отчий край» публиковались в районной газете «Ленинец».
В материалах П.М. Пономаренко есть много свидетельств о Вознесенке: «1782 год. Состоялось в Вознесенском 19 дворов, церковь, дом для духовенства, квартира комиссаров, дом землемера сержанта Сабанова, дом командира Толмачёва, судебная изба…»
А.Н. Радищев в дневниках и письмах к графу Воронцову сделал много замечаний о Барабе. Он отмечает: «Видно огорчение против дворян и начальства». О Вознесенском: село большое, посельщиков 100 дворов, и десяток старожилов».
Далее Пономаренко отмечает в своих материалах проезд А.П. Чехова в 1890 году по Московскому тракту на Сахалин. «Сибирский тракт – самая большая, и, кажется, самая безобразная дорога во всём свете», – писал А.П. Чехов. Но всё же участку по Барабе он делает снисхождение: «Благодаря не чиновникам, а природным условиям местности, она ещё сносна».
«Хлеб везде по Сибирскому тракту пекут вкуснейший, пекут его ежедневно и в большом количестве. Пшеничная мука здесь дешёвая, 30–40 коп. за пуд. Но на одном хлебе сыт не будешь… Если в полдень попросить чего-нибудь варёного, то везде предлагают одной только «утячьей похлёбки» и больше ничего. А эту похлёбку есть нельзя: «мутная жидкость, в которой плавают кусочки дикой утки и потроха, не совсем очищенные от содержимого. Невкусно и смотреть тошно. В каждой избе дичина. Никаких охотничьих законов, стреляют птиц в продолжение всего года…»
О движении по тракту в зимнее время свидетельствует князь Костров (1874 год): «Впечатления Барабинской степи ничтожны и утомительны: всегдашние длинные обозы с мешками чаю, всегда распущенные, не связанные возы, лошади на разбродку по всем местам, где только можно проехать встречному. Валит в снег ваши сани, вашу тройку, летит ямщик ваш – летите в сугроб вы сами, перебраниваются извозчики с ямщиками, и всё одно и то же по несколько раз в день.
И снова остальные впечатления сбиваются на одно. На жёлтенькие домики этапов в каждом селении. Домики холодные, отапливаемые только в назначенный день прихода кандальной партии. Изредка разнообразит впечатления и сама партия. Но уж лучше бы она не разнообразила. Медленным шагом, побрякивая цепями, тянется она на всю длину селения и мучительно-тоскливым голосом поёт свою, так называемую «милосердную», и выбегает на эту песню народ из домов и тянутся руки туземцев с подаяниями грошика (полкопейки), семитки (2 копейки), куска пирога, чёрного хлеба. Через час пойдёт по селению один из кандальных – артельный староста за новым одиночным сбором. На третий, на четвёртый день обгоняете вы новую партию» (Н.Костров. Каинская Бараба, 1874 год).
Из материалов П.М. Пономаренко сохранилась справка о Вознесенской ярмарке: «По дороге из г. Каинска и Омска тянутся обозы, скачут повозки, катятся крестьянские телеги – все спешат в Вознесенское. Теперь сюда съезжаются торговцы не только из сибирских городов и селений, но даже из некоторых российских губерний.
Выбор на ярмарке товаров довольно разнообразен. Сюда привозят: изделия железные, медные, деревянные, шёлковые и бумажные товары, сукна, полотна, чай, сахар, ленты, готовые платья, меха беличьи, волчьи, кожи и кожевенные изделия, галантерейные вещи, хлеб, рыбу сухую, верёвки, дичь, холст, ружья, дублёные шубы и полушубки, разные мелочи русского приготовления.
Вознесенская ярмарка играет в своём краю очень важную роль. Из перечисленных товаров можно увидеть, что многие из них – плоды производительности окрестных жителей. Товары эти на ярмарке находят постоянно потребителей, что естественно, с каждым годом обусловливает обогащение окрестных жителей и поощряет к дальнейшему производительному труду – мена произведений на ярмарке доставляет выгоды обеим меняющимся сторонам».
Вознесенское – сравнительно оживлённое торговое село (оборот около 40 тысяч рублей), наиболее известное своей конской ярмаркой, бывающей в десятую до пасхи пятницу. На неё приводится до 2000 голов. Покупщики приезжают сюда из разных мест Сибири – из Томска, Иркутска, Красноярска, Минусинска, Благовещенска, а так же из Шадринска и Ялуторовского округа».
Сохраняется память ещё об одном памятнике архитектуры. Ежегодно, в июне на место, где стояла когда-то церковь, приезжает иеромонах Дмитрий с прихожанами Спасской церкви (с. Венгерово). После церковной службы священник и прихожане шествуют на Половинку.
Так называется святое место, находящееся за 12 км. от Вознесенки по Московскому тракту в сторону Омска. Там раньше стояла часовня, был построен колодец, в котором, как вспоминают старожилы, была когда-то святая вода, исцеляющая людей от разных недугов.
Время безжалостно стёрло с лица земли ту часовню и колодец, но не стёрло из памяти сельчан это святое место. Сегодня вновь отстроен колодец, а в 2004 году началось строительство часовни благодаря усилиям и средствам Спасской церкви и неравнодушных к истории своего края жителей села Вознесенское.
Зима 2017
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...