История семьи Мякишевых
История края, области, города или села раскрывается через памятники археологии, истории и архитектуры. Чтобы любить Родину, надо знать её историю, уметь ценить и понимать красоту, созданную нашими предками…В истории семьи Мякишевых из Здвинского района Новосибирской области отражена история небольшой сибирской деревни.
Воспоминаниями о своей малой Родине поделилась Шалмина (добрачная фамилия Мякишева) Нина Анатольевна.
Нина Анатольевна родилась 21 сентября 1956 года, ныне проживает в Москве:
«Старожилы вспоминают далекие времена своих предков, когда им говоришь, что Ермак открыл Сибирь и с того времени образовались поселения. На берегу озера Сартлан жили «рыбацкие люди» – башкиры, казахи, татары, а в лесах за болотами жили пришельцы «из Европы», то есть со всей России, причину переселения никто не говорил. В 1949 году мой старший брат Мякишев Валерий со своим другом казахом забрели на территорию заболотную, как звали её старики и трое суток их не было, но никто их не искал. Старик Черных по прозвищу Закутай сказал маме, что не надо волноваться, они скоро вернутся. По возвращении они рассказали, как заблудились, что видели стройные ряды холмов. Такие ощущения, что здесь когда-то было поселение. Путь домой через болото им указал какой-то старик, велев не оглядываться и смотреть только под ноги.
Через два дома от нас жила бабушка, звали ее то ли баба Настя, то ли баба Нюра. Было ей тогда за 90 лет. Вот она и рассказала о том поселении за болотами, называла обитателей поселения ведрусами (ударение на первом слоге). Много бабушка рассказывала о них, какими они были добрыми, отзывчивыми, с легкостью шли помогать друг другу. Когда мне попали книги В. Мегре, читая их, я вспомнила слова той бабули. На вопрос моей бабушки, а где они сейчас, те ведрусы, баба Нюра ответила: «Ушли в глубь лесов, так как боялись нового времени».
Односельчане наши многим её словам не верили, но не вступали в полемику.
После нашествия Ермака много татар, башкир, казахов из его рати сбежало и поселилось на берегах рек Черная, Карпысак, озеро Сартлан, Сарыбалык.
Во времена Великой Отечественной войны женщины, подростки, старики ловили рыбу, вязали теплые вещи, сушили травы, ягоды, которые росли возле болот и отправляли на фронт. Много людей утонуло, потому что озеро пользовалось недоброй славой. Очень много людей простыло и умерло, а также утонуло. Так они ковали победу в тылу. Об этом помнят многие.
По разговорам, вроде один волхв Пимон заколдовал озеро, и говорил, что целых сто лет нельзя ловить рыбу в нем.
Бабушка пришла в возрасте 17 лет из Белоруссии, а дедушка из Болгарии, старшие братья бабушки перебрались ещё года за три до неё сначала в Северный район, потом кто на Сахалин, кто в глубь тайги. Мой папа родился в Ново-Щербаках, тогда Ваньково, где жили переселенцы из хохляндии, как их звали. Мой дедушка Мякишев Андрей Яковлевич по национальности коми-пермяк, вот он помнил рассказы своих родителей, что жили они в лесах, помнил праздники, красивые свадебные ритуалы, венчания. С Творцом они общались и молились на поляне, отведенной для этого. Я только могу догадываться, что это была за культура у их предков. А вот библию дедушкину я хорошо помню, огромных размеров (может, сама была маленькая, вот она и казалась такой), но листы толстые, размер примерно А4. Он ею дорожил. Когда Таня, его старшая дочь, кому-то отдала посмотреть, а её не вернули, заменила новой, современной, перепечатанной на такой же размер, дала ему. Взяв в руки библию (а он уже был слепой), открыв первую страницу, бросил её к порогу со страшным криком, сказав при этом: «Что это за бесовщину мне подсунула?» и через три дня умер.
Моя мама, Богданова Екатерина Михайловна и её братья Ефим и Алексей родились в этой деревне. Здесь же мама вышла замуж за Мякишева Анатолия Андреевича, 1919 года рождения. Он рождения носил имя Яков – к сожалению, не помню, почему изменил имя. Здесь родилось 10 детей, 9 нас. Дед Богданов Михаил – косая сажень в плечах, кудрявые черные волосы, такие же были у мамы. Бабушка Кольцова Елена имела 3 класса церковно-приходской школы. Считались грамотными людьми».
На фото дедушка Богданов Михаил, бабушка Елена (в девичестве Кольцова), их старший сын Ефим, дочь Екатерина, двоюродные сестры Пешковы Мария и Валентина, бабушкиной сестры дети.
Говоря о семье Мякишевых, не могу не отразить ещё одного не менее важного факта в биографии отца Нины Анатольевны, который был призван в августе 1938 года военным комиссариатом Здвинского района на срочную службу в ряды Красной армии. Проходил службу на Дальнем Востоке морским пехотинцем целых три года, был призван для участия в Великой Отечественной войне перед демобилизацией. Прошел всю Великую Отечественную войну, был трижды ранен (два тяжелых и одно легкое ранения), за данный период в учётно-послужной карточке действительно у отца Нины Анатольевны имя Яков, смена имени была связана с последующей службой в разведке. С этим, как говорит Нина Анатольевна, было связано то, что её отец не любил рассказывать что-либо о той страшной войне против человечества, он давал присягу, своего рода клятву о молчании о том виде деятельности в качестве разведчика, командира отделения взвода пешей разведки Гомельской дивизии, которую осуществлял Анатолий Андреевич Мякишев. Был поощрен медалью «За отвагу». Сегодня имя этого воина рассекречено.
Позвольте процитировать из наградного листа сведения о боевом подвиге Анатолия Андреевича:
«В период отражения контратаки противника с танками в районе деревни Корма Паричского района Палесской области 5 февраля 1944 года огнем своего автомата отсек от танка пехоту и расстрелял свыше пятнадцати гитлеровцев. Кроме того, действуя в разведке боем 1-го февраля 1944 года, достал ценные сведения о противнике. Удостоен правительственной награды ордер «Красная Звезда», писано 7 февраля 1944 года, боевая награда ордер «Красной звезды» был заменен на «Боевое Красное Знамя», которую вручал лично маршал Рокоссовский». Мякишев А.А. имел боевую контузию, которая всю жизнь о себе давала знать, но поднимался и дошел до Берлина, а потому и был демобилизован лишь в декабре 1945 года.
«В период отражения контратаки противника с танками в районе деревни Корма Паричского района Палесской области 5 февраля 1944 года огнем своего автомата отсек от танка пехоту и расстрелял свыше пятнадцати гитлеровцев. Кроме того, действуя в разведке боем 1-го февраля 1944 года, достал ценные сведения о противнике. Удостоен правительственной награды ордер «Красная Звезда», писано 7 февраля 1944 года, боевая награда ордер «Красной звезды» был заменен на «Боевое Красное Знамя», которую вручал лично маршал Рокоссовский». Мякишев А.А. имел боевую контузию, которая всю жизнь о себе давала знать, но поднимался и дошел до Берлина, а потому и был демобилизован лишь в декабре 1945 года.
Это история настоящего воина!
Подорванное здоровье в годы войны не помешали Анатолию Андреевичу и Екатерине Михайловне родить 10 детей, из которых выжило 9. Тяжелые послевоенные годы, работа на ферме животноводом закаляли характер, а отсюда большое желание того поколения в том, чтобы их дети не просто выучились, а получили очень хорошее образование и смогли чего-то достичь. И, хотя в 1960-е годы семья Мякишевых переехала жить в соседнее более развивающееся село Ново-Щербаки, на родину Анатолия Андреевича, многие малышевцы помнят об этой семье, что они когда-то жили в нашей деревне, любили, трудились и верили в лучшее, несмотря ни на что!
Аверкович Полина
- Комментарии
Загрузка комментариев...