Павел Львов – священник, первый законоучитель Колыванского двухклассного городского училища
В архиве Государственного архива Томской области (далее ГАТО) фонд 99, опись 2, дело 213 – хранится Дело Канцелярии Томской дирекции училищ «Об определении Законоучителя Колыванского приходского училища священника Павла Львова Законоучителем и в Колыванское двухклассное городское училище», датированное 1880 годом. Формулярные списки о службе священника Павла Афанасьевича Львова, составленные в разные годы его службы, говорят о том, что в 1889 году Павлу Львову было 67 лет, следовательно, родился Павел Львов в 1822 году. Вероисповедания православного, имеет золотой наперсный крест и бронзовый крест на Владимирской ленте в память войны 1853–1856 гг. Происходит он из духовного звания. Ни у его родителей, ни у него самого, ни у его жены не было ни родового, ни благоприобретенного имения.
По окончанию курса наук в Тамбовской духовной семинарии в 1842 году 4 сентября с аттестатом второго разряда Преосвященным Николаем Тамбовским рукоположен во священника Шацкого уезда в село Мальцево.
7 июня 1853 года «по распоряжению епархиального начальства перемещен Липецкого уезда в село Головщину».
За усердную и полезную службу церкви Божией 9 марта 1857 года награжден набедренником, получил бронзовый наперсный крест в память войны 1853–1856 гг.
30 октября 1858 года по просьбе его принять в Томскую епархию и резолюцию Преосвященного Порфирия определен Каинского округа в село Покровское 6 октября 1862 года.
С 1862 года до 22 декабря 1872 года преподавал в сельском Покровском училище Закон Божий и прочие предметы с жалованьем 85 руб. в год. Вскоре предписанием Благочинного по желанию причтов назначен окружным духовником по благочинию.
Всемилостивейше награжден скуфьей. Указом Томской духовной консистории за № 5812 согласно отношению г. Томского губернатора и резолюции преосвященного Епископа Томского возложено было на него наблюдение за хозяйственным и нравственным состоянием богодельни в селе Покровском (04.11.1869 года).
15.04.1872 года всемилостивейше награжден камилавкою.Епархиальным начальством 13.09.1873 года утвержден в звании члена-сотрудника епархиального попечительства. В начале марта 1874 года Павел Львов Преосвященным Платоном, епископом Томским, согласно желанию перемещен в село Усть-Сосновское Кузнецкого округа с предоставлением ему должности законоучителя в сельской школе.
С 1876 года вся дальнейшая судьба священника Павла Львова связана с городом Колывань Томской губернии. 25.06.1876 года он Резолюцией того же преосвященного определен настоятелем к Градо-колыванскому Свято-Троицкому собору с предоставлением ему должности законоучителя в Колыванском Владимирском приходском училище.
С этого момента священник Павел Львов одновременно выполняет обязанности настоятеля церкви и законоучителя вначале первого учебного заведения в Колывани – Колыванского Владимирского приходского училища, потом Колыванского двухклассного городского училища, Колыванского Владимирского приходского женского училища. Службу он вначале своей деятельности исполнял ответственно и исправно, за что неоднократно поощрялся.
За пожертвование Колыванским Троицким собором денег пятисот рублей в пользу больных и раненых воинов получил вместе с причтом от Государыни императрицы благодарность 18.12.1877 года.
Указом Томской духовной консистории за № 2373 по избранию причтов благочиния № 8 утвержден в должности окружного духовника 18.12.1877 года.
За заботливость об увеличении сбора на бедных духовного звания преподано ему через специальное начальство архипасторское благословение 07.08.1880 года.
И. д. директора училищ Томской губернии в своем письме главному инспектору училищ Западной Сибири 16 ноября 1880 года сообщил, что «…мною будет сделано представление о назначении законоучителя в Колыванское городское училище по получении прошения законоучителя Колыванского приходского училища священника Львова, так как, по мнению представителей города, он один из двух местных священников с большей пользой для дела может исполнять обязанность за учителя городского училища, и при том вопрос этот уже решен городскою управою на время для занятия в городском училище до назначения штатного учителя».
«Томские губернские ведомости» 1880 г. № 47 в неофициальной части сообщали, что «В г. Колывани 9-го сего ноября открыто двух-классное городское училище, выстроенное купцом Гавриилом Ивановичем Пастуховым и содержимое им на собственные средства в течение семи лет». Здесь же напечатана речь священника Павла Львова, сказанная при открытии двухклассного городского училища в г. Колывани, 9-го ноября 1880 года:
«Достопочтенное собрание!
Открытие нового учебного заведения всегда оставляет отрадное в общественной жизни событие и невольно вызывает желание открываемому заведению наилучшего успеха, – особенно в религиозно-нравственном направлении. Открытие у нас городского училища располагает нас к молитвенному желанию, чтобы Божее благословение почило на этом заведении.
Мысль об его основании несколько лет тому назад возникла в сердце нашего почтенного гражданина Гавриила Ивановича, который с немалыми затруднениями при помощи Божией достиг своей цели, – училище готово! Как не пожелать, чтобы Господь благословил добрый почин его, в котором видна не какая-либо своекорыстная цель, но просвещенный патриотизм и христианская любовь к детям своих сограждан! Я полагаю: какой невыразимой радости исполнено его сердце в настоящую минуту, что он, не имея своих детей и сам не получивший никакого школьного образования при помощи Божией устроил это великолепное здание для детей своих ближних и обеспечил оное во всем! Как не благодарить его за такое попечение о детях, которые в сем училище могут при помощи Божией и руководстве наставников возвысить свое человеческое достоинство, очистить смысл от тлетворных лжеучений, мирских предрассудков и грубых суеверий!
Мое искренне желание вам, дети: будьте всегда внимательны к преподаваемому слову, старайтесь сближать и проверять им получаемые вами знания, и тогда легче исполните всеобщее желание и ожидание: видеть в вас истинных граждан и верных сынов церкви, царя и отечества; в этом сближении и обобщении знаний с божественным учением или веры с наукой, без которых не может существовать ни одно государство по чувству и требованию нравственного долга, помогут вам и ваши ближайшие руководители и наставники через постоянное и постепенное разъяснение путей Божиих как в истории человечества, так и в области естественных явлений в видимой природе. А Св. церковь, со своей стороны, благословляет начало ваших занятий, приглашая вас вознести к Богу, Подателю всех благ и Помощнику во всем добром, вашу детскую и юношескую молитву. Помолимся же все вместе: да почиет и пребудет Благословение Божие на сем училище в роды родов!..
Настоятель гор. Колыванского
Свято-Троицкого Собора
Иерей Павел Львов».
Поэтому духовным началом Колыванского двухклассного городского училища можно считать именно речь, сказанная священником Павлом Львовым.
Но не все было так хорошо на первый взгляд. В «Томских епархиальных ведомостях» в № 9 за 1880 год напечатаны известия о не совсем благоприятных поступках священника Павла Львова.
«Колыванский священник Павел Львов иногда опускал Богослужения на своей чреде, редко говорил поучения, за что оштрафовать его 3 руб. в пользу попечительства.
Во время испытания учеников в городском училище он при мне пускался в безрассудные объяснения некоторых предметов, которые не свойственно знать детям. И когда я ему заметил это наедине, он еще хотел спорить со мною. Услышал я, что священник Львов ходит по вечерам в гости на веселые пиры, открыто пред всеми курит табак, едва ли и в карты не играет. За это сделал ему строгое замечание. Вижу, что он стоит не на своем месте: лучше бы ему переместиться в какое-либо село, какое сам изберет, и чем скорее, тем лучше». Но никакого перемещения не состоялось, Павел Львов остался в Колывани.
По предложению Томского уездного воинского начальника и благословению Его преосвященства, Преосвященнейшего Владимира Епископа Томского и Семипалатинского открыты с 11-го ноября сего года в г. Колывани священником Павлом Львовым религиозно-нравственные беседы с нижними чинами Колыванской местной команды. («Томские епархиальные ведомости», 1884 год, № 23, раздел «Епархиальные известия»).
В 1885 году Павел Львов вдов, имеет трех сыновей: Константин – 32 лет, Иван – 36 лет и Николай – 21 года, и двух дочерей: Ксения – 30 лет и Анна – 28 лет. Сыновья состоят на службе, а дочери находятся при нем, все вероисповедания православного.
В 1885 году была разрешена к постройке церковь при Колыванском городском училище Преосвященнейшим Владимиром, епископом Томским и Семипалатинским. Освящена 2 июля 1890 г. Строительство велось на средства колыванского купца II-й гильдии Гавриила Пастухова.
В 1890 году при Колыванском двухклассном городском училище была построена домовая церковь. Причт церкви состоял из одного священника и одного псаломщика. При сей церкви состояли училища ведомства Министерства Народного Просвещения:
1) двухклассное городское училище, образовавшееся в 1880 году из приходского, основанного 21 января 1870 года. Городское училище построено Почетным гражданином города Колывани Гавриилом Ивановым Пастуховым, который и состоит Попечителем сего училища. Училище содержится на счет городских сумм. Учителей при нем состоит два и при них помощников два. Законоучителем состоит священник Павел Львов, и за законоучительство в сем училище получает в год 240 рублей. Учеников в сем году было 240.
2) женское приходское училище, основанное в феврале 1872 года, помещается в деревянном доме, построенном на собственные средства Колыванским купцом Кириллом Климовым Кривцовым, училище содержится на счет городских сумм и в нем обучалось в настоящем 95 девочек. Учительница одна, окончившая курс Томской Мариинской женской гимназии Агния Александровна Зайкова, и одна помощница, получившая домашнее образование, вдова Мария Лукина Печеркина. Законоучителем состоит священник Павел Львов и получает за законоучительство 60 рублей в год.
Павел Львов проработал законоучителем в Колыванском двухклассном городском училище с 1880 по 1895 год.
5 декабря 1894 года заведующий училищем И.П. Никитин обратился к директору училищ Томской губернии с просьбой уволить от службы законоучителя Колыванских училищ о. Львова. На что директор училищ ответил: «Вполне соглашаясь с Вашим мнением об увольнении от службы о. Львова за его неаккуратность и нерадивое отношение к своим обязанностям просим Вас войти ко мне с обстоятельным представлением об увольнении о. Львова от должности и указать, кто именно имеется в виду для законоучения должности Законоучителя Колыванских училищ». Чуть позже 20.12.1894 года И.П. Никитин обратился в Томскую духовную консисторию: «Окончивший курс в Томской духовной семинарии сын священника Иван Завадовский обратился ко мне с прошением об определении его на должность законодеяния в Колыванское городское двухклассное училище. В том прошении он изъясняет, что готов принять священнический сан.
Вследствие чего имею честь просить Консисторий уведомить меня извещением, не имеется ли с их сторон препятствий к назначению Завадовского преподавателем Закона Божьего, и возможности, согласно определений святейшего Правительствующего Синода от 23 декабря 1878 года, допустить к преподаванию закона Божьего лицо, хотя и окончившего курс в семинарии, но еще не рукоположенного во священство».
Томская духовная консистория 31.12.1894 года ответила на прошение об увольнении Павла Львова, что «прежде решения вопроса о назначении окончившего курс наук в Томской Духовной семинарии Ивана Александровича Завадовского учителем закона Божьего в Колыванском городском двухклассном училище имеет честь покорнейше просить Вас, милостивый государь, сообщить консистории, имеется ли необходимость и какая именно заместить другим лицом в означенном Колыванском городском училище законоучителя священника Львова, так как он, Львов, состоит законоучителем с 1880 года и ему за усердное отношение к обязанностям законоучительства в школах гражданского ведомства при свидетельствовании Г. Попечителя Западно-Сибирского учебного округа, в познаниях учеников преподаны архипасторское его преосвященства благословение и изъявление благодарности в 1890 году сентября 25 года, их чего видно, что он пригоден к законоучительству».
На что директор училищ Томской губернии ответил: «Законоучитель Колыванского двухклассного городского училища о. Павел Львов вследствие преклонного возраста – 73 года – несколько отставший от современных учебно-воспитательных требований и приемов, занятия его с учениками ведут к весьма малым результатам, дисциплины на его уроках нет почти никакой, и о. Львов, до того тяготившие обязанности подчинения г. заведывающему училищем, что отказывается исполнять его распоряжения, что в строй училища вносит довольно много расстройств и подрывает в глазах учеников авторитет заведывающего училища и других преподавателей.
Вследствие сего … имею честь просить об увольнении о. Львова от деятельности за выслугою срока на пенсию и по преклонному возрасту».
09.11.1895 года директор училищ Томской губернии подробнейшим образом объясняет причины увольнения священника П. Львова.
«В отчете по ревизии всех училищ Колывани, произведенной мною в начале текущего года, я доложил своевременно Вашему Превосходительству: Законоучитель о. Павел Львов в 1 отделении заставляет учеников хором (речитативом) петь молитвы, псалмы и заповеди, а если заставляет одного ученика, то остальные ему все-таки подпевают, и поэтому судить о познаниях отвечающего довольно трудно. На моем присутствии о законоучении пытался объяснить молитвы и заповеди, но видно было, что ученики его объяснений вовсе не поняли. Притом слушали только сидевшие на передних столах, задние не слушали и тоже механически подпевали, но занимались посторонними делами (зевали, что-то жевали, перешептывались). Обыкновенно же, по словам заведывающего, ученики … сидящие сзади вовсе не занимаются уроком. Программу о. Законоучитель в 1 отделении не проходит, необходимых учебно-воспитательных приемов не выполняет: например, занимался с 3–4 классами, свободную половину учеников отпускал в рекреационный зал, где они своим шумом мешают заниматься в других классах. На требования заведывающего о. Законоучитель не обращает никакого внимания. И в остальных отделениях училища познания учеников тоже плохие, программы не выполнены, как следует. Очевидно, о. Законоучитель не хочет или не может исправно заниматься делом преподавания и подчиняться утвержденному уставом училища порядку.
Пение в училище идет весьма хорошо. Занимается пением регент соборного Колыванского храма, преподает пение по цифирной методе. Ученики 3–4 и 5–6 отделений разучили под его руководством всю всеночную и обедню и в моем присутствии все в полной степени стройно и правильно… пение весьма стройное, приятное «умилительное впечатление производит стройное пение 60–70 детей, отлично знающих молитвы и поют их за всеночной и обедней.
До моего прихода такого именно порядка и держались при богослужении: дети старших отделений, все пели всеночную и обедню. Но однажды между учителем пения и Законоучителем произошла ссора: учитель пения счел себе оскорбительным и прекратил посещение церкви, отчего общее пение прекратилось. По заявлению учителя пения и заведывающего училищем … было таким: во время всеночной священник произнес один возглас столь высоким тоном (противно камертона), что регент не мог дать его ученикам и следующую церковную песню выполнить обыкновенными тонами… Тогда о. Львов, по окончании всеночной в присутствии учеников и других молящихся сделал регенту неприличный и резкий выговор, назвав его безобразным, и приказал выйти вон из церкви. Когда регент стал возражать, что он не заслужил такого оскорбления, то о. Львов схватил его за лацкан и стал тащить, настаивая на удалении регента из церкви. Регент, отстранив священника рукою, действительно ушел, но и перестал петь в церкви. Отец Львов тогда распорядился, чтобы пел псаломщик. Из объяснения, которые представил мне о. Львов, видно, что все прегрешение регента состояло в том, что он исполнил не в тон возгласа священника, а своим. При этом о. законоучитель объяснил, что против общего пения учеников в церкви он не только ничего не имеет, а напротив очень доволен им.
Из заключения ревизии я счел необходимым потребовать от о. Львова объяснений его уклонения от предписанного уставом двухклассных училищ и распоряжением моего предшественника порядка занятий в училище и заведывания училищною церковью. Но чтобы не обижать старика требованием для служебных объяснений не смог, на квартиру я поехал к нему сам. О. Львов должен был согласиться со мною, что он, если хочет оставаться на службе, должен подчиняться закону, распоряжением высшего начальства и законным требованиям своего непосредственного начальства – заведывающего училищем, но он со своей стороны заявил мне настолько жалоб на заведывающего, учителей, учительниц женской городской школы, даже на детей учащихся и учениц. Все эти жалобы, однако, носили… довольно некрасивые суждения. И я оставил их без последствий.
Когда я окончил ревизию, уже прощался с учителями, между о. Львовым и учителем пения произошла довольно безобразная сцена. Когда регент объяснил мне случай в церкви, то священник в моем присутствии еще много раз обозвал его «безобразником», обращался к нему со словом «ты». Я попросил прекратить эту сцену, и о. законоучителю сказал строго, что настоятельно прошу его на будущее время прекратить все ссоры и несогласие; если же эта моя просьба останется без последствий, то я прибегну к другим мерам.
Изложив, таким образом, все обстоятельства, относящиеся к данному делу и выявившиеся для меня во время ревизии, я считаю необходимым присовокупить следующее:
1. «О. Львов, утверждал, что я не истребовал объяснений с его стороны, завинил его», – говорил неправду, именно, при объяснении с ним в его квартире, я спросил его об оскорблении учителя пения и получил в ответ объяснение, приведенное выше. Свое объяснение с о. Павлом я закончил просьбой заботиться о том, чтобы было побольше мира, согласия и порядка. Когда о. Павел спросил меня, может ли он оставаться на службе, я ответил, что без сомнения может, но только под условием подчинения законным требованиям заведывающего училищем.
2. Описанная выше сцена при моем отъезде из Колывани показала мне, что если о. Павел не может сдержаться в присутствии губернского директора училищ, то более вероятно его непочтительное, даже презрительное обхождение с г. заведывающим, на что последний неоднократно жаловался мне».
В результате законоучитель Павел Львов в 1895 году был отправлен на пенсию.
- Комментарии
Загрузка комментариев...