Анатолий Лебедев – бессменный начальник аэропорта в Северном
Анатолий Лебедев родился в 1930 году в деревне Чебаки, третьим ребёнком в семье. Мальчик был слабеньким, болел часто. Лекари не могли помочь. И тогда мать решилась «продать» его соседке Яковлевой Агафье за копейку. Мальчишку запеленали и бросили в окно соседкиного дома. Поп окрестил ребёнка Иваном, а звали все его Анатолием.
Такой обряд совершали в старину, чтобы обмануть «нечистого». Удалось – одыбался ребёнок.
Родители жили зажиточно.
В годы коллективизации их раскулачили и семья переехала в деревню Узинск к деду, Лебедеву Кузьме Афанасьевичу. За лето срубили свой дом. Прожили там 12 лет. В деревушке все разговаривали на чувашском языке, и маленький Толя стал забывать русский. Здесь была начальная школа – 4 класса.
1941 год – начало войны. В деревне остались четыре деда да глухой мужик Максим Краснов. Все тяготы военного времени легли на плечи женщин да ребятишек. После занятий третьеклассник Лебедев ходил пешком каждый день в Чебаки за почтой. И так два года, за это ему начисляли трудодни.
Когда исполнилось 13 лет – определили в колхоз на работы.
В годы коллективизации их раскулачили и семья переехала в деревню Узинск к деду, Лебедеву Кузьме Афанасьевичу. За лето срубили свой дом. Прожили там 12 лет. В деревушке все разговаривали на чувашском языке, и маленький Толя стал забывать русский. Здесь была начальная школа – 4 класса.
1941 год – начало войны. В деревне остались четыре деда да глухой мужик Максим Краснов. Все тяготы военного времени легли на плечи женщин да ребятишек. После занятий третьеклассник Лебедев ходил пешком каждый день в Чебаки за почтой. И так два года, за это ему начисляли трудодни.
Когда исполнилось 13 лет – определили в колхоз на работы.
Всех лошадей забрали на фронт. Весной пахали и боронили на быках. У Лебедевых в хозяйстве была племенная германская корова, её жалели, берегли кормилицу, не давали запрягать.
Питались крапивой, лебедой, добавляя немного муки. К концу войны совсем забыли вкус и запах настоящего хлеба. С солью бывали перебои, часто варили еду без неё.
Засевали поля просом, рыжиком, пшеницей, рожью, овсом, льном и коноплёй. Из конопли делали верёвки, конскую упряжь, жали масло. Зерно и всю сельхозпродукцию сдавали государству.
Поднимали на работу подростков часа в 4 утра. Во время уборки урожая отвозили зерно от комбайна на ток. Вечером, как комбайн прекращает косить, быков часа два кормили-поили, сами немного отдыхали и в ночной путь – везти хлеб в Северное для сдачи государству в Заготзерно. Тяжело было грузить мешки на телегу и весы. От такой работы опухали руки. Ребята сильно уставали, порой засыпали на ходу. Не раз приходилось горько плакать от непосильного труда. Кляли судьбу, проклинали Гитлера.
Не только люди уставали, но и скотина валилась с ног. Некоторые быки были особенно упрямые: куда захочет – туда и пойдёт с возом, пить захочет – зайдёт в озерцо или в болото залезет. Правда, потом всё равно вытащит телегу на дорогу.
Однажды вёл Толя быка, а тот вдруг улёгся на поле и ни с места! Ребячьих сил не хватало его поднять. Дед Моисей шёл мимо и «подсказал»: сруби дудку да в ухо быку дунь! Толя так и сделал. А животное с испугу голову вскинуло, и дудка пропорола пацану горло! Свозили в райцентр в больницу, всё обошлось, но заживало долго.
Засевали поля просом, рыжиком, пшеницей, рожью, овсом, льном и коноплёй. Из конопли делали верёвки, конскую упряжь, жали масло. Зерно и всю сельхозпродукцию сдавали государству.
Поднимали на работу подростков часа в 4 утра. Во время уборки урожая отвозили зерно от комбайна на ток. Вечером, как комбайн прекращает косить, быков часа два кормили-поили, сами немного отдыхали и в ночной путь – везти хлеб в Северное для сдачи государству в Заготзерно. Тяжело было грузить мешки на телегу и весы. От такой работы опухали руки. Ребята сильно уставали, порой засыпали на ходу. Не раз приходилось горько плакать от непосильного труда. Кляли судьбу, проклинали Гитлера.
Не только люди уставали, но и скотина валилась с ног. Некоторые быки были особенно упрямые: куда захочет – туда и пойдёт с возом, пить захочет – зайдёт в озерцо или в болото залезет. Правда, потом всё равно вытащит телегу на дорогу.
Однажды вёл Толя быка, а тот вдруг улёгся на поле и ни с места! Ребячьих сил не хватало его поднять. Дед Моисей шёл мимо и «подсказал»: сруби дудку да в ухо быку дунь! Толя так и сделал. А животное с испугу голову вскинуло, и дудка пропорола пацану горло! Свозили в райцентр в больницу, всё обошлось, но заживало долго.
В зимнее время на тех же быках вывозили сено, солому, дрова.
В конце 1944 года дали Анатолию молодого жеребца, которого он сам и обучал. Стал он возить почту из райцентра по деревням: Чебаки, Тахтаметьево, Долгая Грива. Летом-то хорошо, а зимой часто выходили прямо к дороге волки и жутко выли. Конь фыркает, шарахается!.. Ох и страшно было подростку, но Бог миловал, как-то обходилось...
В конце 1944 года дали Анатолию молодого жеребца, которого он сам и обучал. Стал он возить почту из райцентра по деревням: Чебаки, Тахтаметьево, Долгая Грива. Летом-то хорошо, а зимой часто выходили прямо к дороге волки и жутко выли. Конь фыркает, шарахается!.. Ох и страшно было подростку, но Бог миловал, как-то обходилось...
Жители деревень встречали почтальона с тревогой и страхом – как бы он им не вручил "казённое" письмо. Навсегда в его памяти осталось, как падали в обморок полуголодные бабы из-за полученных похоронок. А потом всё равно надеялись, что это ошибка. Бывало, что от "погибших" или пропавших без вести приходили письма, и они оказывались живы.
Комбайнёрами всю войну работали молодые женщины, в том числе и его сёстры. Дарья – бригадир тракторной бригады, начала работать на технике ещё в 1938 году вместе с мужем. Другая сестра, Федора, научила брата проводить технические уходы, перетяжку шатунных подшипников.
В 1945 году Анатолий недолго работал прицепщиком, а потом и самостоятельно на тракторе безо всяких курсов. Как-то раз на ночной вспашке заснул, а трактор заехал в колок и заглох. Плуг «запахался» и ни с места. Наутро выдернули другим трактором. Не ругали, понимали – ведь пацан совсем.
В мае в очередной раз поехал в райцентр за почтой, зашёл к брату и узнал о Победе. Вот это была радость и счастье!
Осенью 1945 года семья Лебедевых ввернулась жить в Чебаки. Анатолий начал работать в МТС села Северного, а жил в деревне. Работали с 8 часов утра до 5 вечера. Домой бегал почти каждый день. А это ни много ни мало 12 километров!
Вечерами сельская молодёжь собиралась в клубе; пели, плясали, веселились. Электричества и радио не было. Он играл на балалайке. Чебаковские девчата почти все сочиняли частушки и плясать могли с парнями до рассвета! И всё под балалайку – других музыкальных инструментов не было. А какие все были юморные!
Позднее появился патефон и под его пластинки разучивали танцы. Движения показывала эвакуированная из Ленинграда пожилая худенькая женщина Меланья. На всю жизнь запомнились эти танцы.
Вот так поспит часа два наш герой и снова бежит на работу. Однажды с двумя друзьями опоздали на 15 минут. Сразу привезли судью Харузину А.П., собрали весь коллектив и осудили молодых повес за опоздание – три месяца удерживали из зарплаты 25%. Вот что значит не соблюдать трудовую дисциплину. Никакой скидки на молодость.
В 1946 году в сентябре с другом поехал учиться в город Барабинск в железнодорожное училище. Однажды на вокзале увидели, как везли на восток власовцев, бандеровцев и других предателей. Это зрелище произвело неизгладимое впечатление на юношу.
В 1948 году учился на комбайнёра на станции Ояш Мошковского района, в том же году женился на приезжей девушке Марусе. Мария родом из Омской области, приехала в наш район работать агрономом.
Вскоре у молодых родился сын Юра. Назвал его отец в честь князя Юрия Долгорукого – увлекался историей.
Позже Анатолий за 6 месяцев в Колывани выучился на механика. Потом призвали в армию, служил в Белоруссии с 1951 по 1953 гг. Авиационный полк обслуживал самолёты ТУ-104. Офицеров не хватало, и Анатолия Лебедева назначили начальником авиаклуба. Тогда он и не думал, что дальнейшая его жизнь будет связана с авиацией.
Демобилизовался, вернулся домой, к жене и сыну. Родилась дочь Люда. Работал в «Райсельхозтехнике» механиком, а зимой и токарем приходилось. Зарплата была хорошая – 1100 рублей.
Как-то приехал в Северное по службе начальник отдела кадров Новосибирского аэропорта: нужен был человек, имевший хоть какое-то отношение к авиации, для должности начальника местного аэропорта. Оклад в 550 рублей никого не заинтересовал. Предложили и Лебедеву эту должность, узнав о его армейском прошлом. Сначала отказывался, но смогли его уговорить. Как сам шутил: пообещали полное обмундирование на все сезоны!
В 1960 году А.А. Лебедев начал работать начальником и диспетчером одновременно в Северном аэропорту. В его подчинении были радист, кассир, сторож, уборщица. Принимали самолёты ЯК-12 (3-местный), ПЕ-2 (2-местный). Чуть позже и АН-12 (12-местный). Воздушное сообщение было налажено с Барабинском и Новосибирском. Взлётно-посадочная площадка маленькая, около 500 метров.
Пошёл Лебедев в райисполком к секретарю Большакову за помощью в увеличении полосы. Получил отказ – нет денег. В конце года выделили деньги из Новосибирского аэропорта на реконструкцию взлётной полосы. Анатолий Андреевич сам был и прорабом, и заправщиком, а сколько согласований пришлось провести с лесхозом, другими организациями!
100 га леса выкорчевали тремя мощными тракторами с заострёнными лопатами. Такой простор образовался! Полосу удлинили и смогли принимать самолёты ЛИ-2 (на 28 кресел).
Аэровокзалом служил небольшой дом-пятистенник. Решили и его увеличить. Срубили ещё один такой же и их стены соединили. Разместили здесь буфет, кассу, радиостанцию, непосредственно вокзал.
Демобилизовался, вернулся домой, к жене и сыну. Родилась дочь Люда. Работал в «Райсельхозтехнике» механиком, а зимой и токарем приходилось. Зарплата была хорошая – 1100 рублей.
Как-то приехал в Северное по службе начальник отдела кадров Новосибирского аэропорта: нужен был человек, имевший хоть какое-то отношение к авиации, для должности начальника местного аэропорта. Оклад в 550 рублей никого не заинтересовал. Предложили и Лебедеву эту должность, узнав о его армейском прошлом. Сначала отказывался, но смогли его уговорить. Как сам шутил: пообещали полное обмундирование на все сезоны!
В 1960 году А.А. Лебедев начал работать начальником и диспетчером одновременно в Северном аэропорту. В его подчинении были радист, кассир, сторож, уборщица. Принимали самолёты ЯК-12 (3-местный), ПЕ-2 (2-местный). Чуть позже и АН-12 (12-местный). Воздушное сообщение было налажено с Барабинском и Новосибирском. Взлётно-посадочная площадка маленькая, около 500 метров.
Пошёл Лебедев в райисполком к секретарю Большакову за помощью в увеличении полосы. Получил отказ – нет денег. В конце года выделили деньги из Новосибирского аэропорта на реконструкцию взлётной полосы. Анатолий Андреевич сам был и прорабом, и заправщиком, а сколько согласований пришлось провести с лесхозом, другими организациями!
100 га леса выкорчевали тремя мощными тракторами с заострёнными лопатами. Такой простор образовался! Полосу удлинили и смогли принимать самолёты ЛИ-2 (на 28 кресел).
Аэровокзалом служил небольшой дом-пятистенник. Решили и его увеличить. Срубили ещё один такой же и их стены соединили. Разместили здесь буфет, кассу, радиостанцию, непосредственно вокзал.
Район не выделял по-прежнему никаких денег для аэропорта.
Сами себя окупали. За год перевозили до 17,5 тысячи пассажиров. Причём дети до 5 лет летали бесплатно.
Сами себя окупали. За год перевозили до 17,5 тысячи пассажиров. Причём дети до 5 лет летали бесплатно.
В 1969 году Министерство авиации выделило деньги для строительство здания Северного аэропорта. Проект был разработан с учётом пожеланий Лебедева, он же руководил строительством, подбирал нужных рабочих.
Трудился в Северном аэропорту Анатолий Андреевич 43 года. За добросовестный труд неоднократно был отмечен Почётными грамотами, ценными подарками, денежными премиями районного и областного руководства.
Сын Юрий пошёл по его стопам: выучился на авиадиспетчера и работает в Кемеровском аэропорту. Дочь Люда работала в школе учителем, сейчас на пенсии, живёт в Ордынском районе. Радовали деда Лебедева внучка, 4 внука и правнучка.
Несмотря на преклонный возраст, Лебедев всегда занимал активную жизненную позицию, писал статьи в районную газету об истории ушедших деревень и на другие темы. В 2009 году Анатолий Андреевич выпустил книжку «Материнское чувство», в которой описаны некоторые факты из его биографии и истории нашей страны.
Анатолий Лебедев - человек прямой, иногда может и грубоватый, но справедливый. Всё что знает, помнит - старается передать и нам, чтобы не стали мы Иванами, не помнящими родства. За это мы, его внуки, очень ему благодарны.
Сын Юрий пошёл по его стопам: выучился на авиадиспетчера и работает в Кемеровском аэропорту. Дочь Люда работала в школе учителем, сейчас на пенсии, живёт в Ордынском районе. Радовали деда Лебедева внучка, 4 внука и правнучка.
Несмотря на преклонный возраст, Лебедев всегда занимал активную жизненную позицию, писал статьи в районную газету об истории ушедших деревень и на другие темы. В 2009 году Анатолий Андреевич выпустил книжку «Материнское чувство», в которой описаны некоторые факты из его биографии и истории нашей страны.
Анатолий Лебедев - человек прямой, иногда может и грубоватый, но справедливый. Всё что знает, помнит - старается передать и нам, чтобы не стали мы Иванами, не помнящими родства. За это мы, его внуки, очень ему благодарны.
Зима 2017
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...