Из истории железнодорожной школы станции Болотная
Главный статус музея – хранитель Памяти. Узнать как можно больше о событиях прошлого нам помогает музейный предмет, именно через музейные предметы мы постигаем историю.Благодаря музейному экспонату, который поступил в наш музей в 2017 году от Лаврухиной Натальи Михайловны, немного приоткрылась еще одна страничка истории нашего города, истории одной из первых школ в селе Болотное, называемой тогда просто – «железнодорожная школа». В книге «История семьи Лаврухиных» есть некоторые воспоминания Лидии Кузьминичны Ларионовой, которая училась в этой школе.
Она вспоминает, что летом 1929 года семья Ларионовых переехала на станцию Болотная и глава семьи Кузьма Яковлевич стал работать завучем, а вскоре и директором Болотнинской железнодорожной школы. Это был опытный педагог, окончивший в свое время Семипалатинскую учительскую семинарию, педагог, который всей душой болел не только за учебный процесс, но за физическое состояние детей. Осенью 1930 года ребята железнодорожной школы пошли помогать копать картофель работникам совхоза «ОРСа». Погода была отвратительной, и к обеду пошел дождь со снегом. Директор школы побежал на поля, чтобы отправить учащихся домой, сильно промок и заболел. Врачей в то время не было, пока довезли до станции Тайга, директор школы Ларионов Кузьма Яковлевич скончался. Осиротела его 10-летняя дочь Лидия. Ее воспитывала вторая жена Кузьмы Яковлевича Мария Николаевна Ларионова.
Лидия Кузьминична с благодарностью вспоминала о своих учителях, которые так много времени уделяли не только проведению уроков, но и внеурочной работе с детьми.
Вот как наяву перед нашими глазами проходит урок математики, который ведет завуч школы Гуренко Григорий Никонорович. Ребята с интересом слушают доказательства теоремы, но вдруг педагог останавливает свой рассказ и предлагает ученикам самим закончить или найти другой способ доказательства. Разгорался спор, находились несколько способов доказательства, а бывало, что урока не хватало, и спор продолжался на перемене. А иногда, Григорий Никонорович, на уроках повторения, давал сразу несколько задач, и ребята соревновались, кто сколько решит. Однажды увидев, с каким азартом Лида решает задачи, он подошел к ней и сказал: «Ларионова, ты блины печешь или задачи решаешь?», но посмотрев решенные варианты – похвалил её. Лидия Кузьминична в своих воспоминаниях отмечает, что именно благодаря урокам Григория Никоноровича она в дальнейшем выбрала профессию учителя математики.
А вот перед нашими глазами учитель литературы Петерс Петр Петрович, который все свое свободное время проводил с ребятами. Еще одна ученица железнодорожной школы Краснова Вера Васильевна вспоминала, что к каждому празднику готовили «Живую газету». Петр Петрович сочинял сценарии в форме литературно-музыкального монтажа, готовили и разучивали с ним тексты и песни. Аккомпанировала им пианистка из клуба имени Революции – Нина Федоровна Логинова. Особое внимание уделялось внешнему виду выступающих – все должны были быть в одинаковых костюмах, которые ребята с помощью родителей шили себе сами. Лидии Кузьминичне запомнилось особо выступление в клубе КОР на партийной конференции железнодорожников, когда они все в одинаковых блузах выстроились на сцене. Поприветствовав участников конференции, ребята обратились к к залу со своими школьными нуждами и свои слова Лидия Кузьминична запомнила на всю жизнь:
«Нам нужен дом для интерната,
Где сельские ребята
Могли бы дружным коллективом
Учиться строить социализм».
А вот, что вспоминала Вера Васильевна Краснова: на одном из районных смотров «Живая газета» железнодорожной школы заняла 1-е место, за что их наградили денежной суммой в 100 рублей, и ребята в 1934 году впервые поехали на экскурсию в Москву. Жили они на турбазе по адресу Хрустальный переулок №1.
Трудно описать словами все впечатления от этой поездки, но больше всего детям запомнилась встреча с челюскинцами на Красной площади, где наших ребят поставили в головную колонну.
В 1938 году учитель литературы и русского языка Петр Петрович Петерс и учитель математики Григорий Никонорович Гуренко были арестованы по ложному обвинению в антисоветской агитации.
В 1997 году к нам в музей обратился младший брат Петра Петровича – Игорь Петрович с просьбой найти человека, который бы помнил о Петре Петровиче. И такой человек нашелся. Это была Вера Васильевна Краснова (в девичестве Понамарева), которая очень хорошо помнила годы учебы в Болотнинской железнодорожной школе, вспомнила свое участие в «Живой газете» и своего любимого учителя Петерс Петра Петровича. Навсегда запомнила она, как однажды на уроке литературы в класс пришли два человека в форме и забрали их учителя, которого больше они не увидели. Обо всем, что помнила, она и рассказала Игорю Петровичу.
Согласно справке из Комитета Государственной безопасности СССР Управление по Новосибирской области Петр Петрович был реабилитирован постановлением Президиума Новосибирского областного суда № 86с от 23 июня 1962 года за отсутствием состава преступления.
Вот так, благодаря нашему экспонату, мы немного погрузились в историю нашего города, в историю образования, совершив путешествие во времени – вспомнили наших педагогов.
Наши любимые учителя… Их нельзя забывать, да и не забудешь. Ведь Память о них остается в наших сердцах навсегда.
Тамара Хомченко
По материалам Болотнинского районного музея
- Комментарии
Загрузка комментариев...