НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


История возникновения села Таскаево

Точной даты образования села Таскаево нет. Упоминание о нем встречается в списках населенных мест Томской Губернии в 1859 и в 1885 годах. В сведениях Томской губернии 1859 года село описано так: «Село Таскаево Каинский округ Томская Губерния расположено по правую сторону торгового тракта из г. Каинска в г. Барнаул при двух озерах Кошкулях в 50 верстах от окружного города, число дворов – 110, число жителей – 318 м.п., 339 ж.п. Церковь православная, хлебный магазин».
Приблизительно в 1724 году из Центральной части России были высланы в Сибирь на поселение 5 братьев Таскаевых, старообрядцев-раскольников с женами и детьми, в честь которых позднее и было названо село.
Во всех источниках по Томской Губернии указана единая дата возведения церкви в селе – 1845 год, которую также можно считать примерной датой основания села. Церковь - деревянная, двухпрестольная, построена во имя Святого Архистратига Божия Михаила.
Сибирское село Таскаево расположено в 34 км от железной дороги, между двух озер. Место прекрасное, раздолье для охоты, сенокосные и лесные угодья. Население составляли чалдоны. Русские крестьяне пришли на сибирскую землю с сохой, бороной, серпом и навыками земледелия. Ехали они на телегах, запряженных лошадьми, за ними шли быки и коровы. Везли самое необходимое: топоры, секиры, серпы, так как в Сибири было мало железа. Также, везли с собой чурку для колки дров, в которой находилась кубышка с золотыми монетами и драгоценностями. Первое время жили в землянках, затем складывали саманные хаты из смеси глины и соломы, крыли соломой и камышом. Позднее стали строить дома из леса.
Переселенцы рубили крепкие добротные избы, пахали пашню, копали колодцы. Однажды в поисках убежавших стреноженных на ночь коней обнаружили озеро Сартлан, которое по размерам больше современного. Постепенно поселение разрасталось, прибывали новые семьи, строились новые улицы: Хитровка, Российка, Сибирка, Рямовская, Поселковая, Сурыжихинская, Афонькина.
Потомки Таскаевых были людьми рослыми, долгожителями, не курили, не сквернословили. Для людей пришлых в сенях висела отдельная деревянная кружка для воды, путников с ветра не привечали в избе, а пускали ночевать в теплый сарай. Много держали птицы и скота, занимались ловлей рыбы и немного хлебопашеством. Зимой через Сартлан была дорога–зимник на Маук и Убинское. По ней ездили цыгане, киргизы и калмыки – меняли свежие и сушеные фрукты на картошку, покупали рыбу коробами, бывали случаи, когда они наведывались и в Таскаево.
Любили таскаевцы и повеселиться. Таскаев Кузьма Осипович очень хорошо пел. По вечерам молодежь с песнями и под гармошку собиралась в Хитровской роще, водили хороводы, качались на качелях, зимой катались на санях, крутили вертушку. По будням одевались в простую холщовую одежду, по праздникам девушки носили «парочки» - длинную юбку и кофту в талию с оборкой.
Жили сельчане дружно, помогали друг другу, особенно в постройке дома. За помощь не платили, но угощали обедом. Кроме русских в деревне жили белорусы, украинцы, которые в 20-30-ые годы приехали в село из России, где был сильный голод. Местные жители от них научились готовить новые блюда, вести хозяйство, вышивать, петь песни. Они научились сеять, убирать хлеб, стряпать пельмени.
До революции в селе хозяйствовали сибирские кулаки. Им принадлежали лучшие земли, так же как купцам и попам. Основная масса крестьян работала на этих землях. Кулаки жили в добротных домах, крытых тесом и железом. Основное население - в избушках, крытых дерном.
В селе была церковь, двухклассная церковно-приходская школа, в которой учились дети трех купцов и зажиточных крестьян, а также сельское приходское училище. Земли при церкви пахотной и сенокосной было 99 десятин, подчинялась она Томской епархии, которая находилась в 547 верстах от села. Прихожан религиозной общины было 3502 души. Состав прихода: село Таскаевское, деревня Бакмасиха в 15 верстах, Кармышокская в 10 верстах, Ново-Михайловское в 7 верстах. Прихожан насчитывалось в 1898 г. – 2292 д., в 1902 г. – 2220 д., в 1914 г. – 3502 д.  Священники – Михаил Владимирович Спиранский (с 1894 г.), Андрей Петрович Осташенко (с 1913 г.). Псаломщик – Яков Иванович Смольянников (с 1901 г.). В 1936 году церковь забрали под клуб. Всё из церкви забрали, скинули с нее колокол, купол переделали в обыкновенную крышу. И в этом здании открыли клуб. 


Дата публикации: 14 Марта 2023

Автор: Татьяна Степанова

Отправитель: Татьяна Степанова

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...