Сафронова А.С. Вечный зов к труду.
Это имя у всех ассоциируется с кинолентой «Вечный зов». Но наша героиня не из кинофильма, а из села Жуланка, был тогда такой колхоз –«Ленинские мысли».1922 год, в сёла после революции направлялись продотряды, которые отбирали у крестьян хлеб и всякую живность. Но под этой маркой действовали и другие группировки, и в один из таких дней в деревню зашёл обоз.
Они не представлялись - просто грабили, избивали, а непокорных даже убивали. Весть разлеталась быстро, кто мог те ушли в лес, а семья Сафроновых не могла идти, в этот день женщина рожала в доме, когда ворвались чужие люди. Главу семьи они связали и уволокли в амбар, а там было зарыто зерно. Жестоко били и обливали холодной водой, а на улице 26 февраля, под таким натиском мужчина не выдержал и сказал, где оно. В этот день, в 1922 году, на свет появилась девочка по имени - Анфиса. Радость была в том, что женщина в муках разрешилась, а горе в том, что они за несколько часов стали бедными. А ведь у них был земельный надел, своё зерно, живность, мельница, словом - жили обособленно.
Отец Анфисы после зверских пыток стал плохо видеть.
И с малых лет его поводырём стала Анфиса. В пять лет он садил её к себе на плечи и она говорила ему куда идти.
Поначалу ребёнка это забавляло, но когда подросла, Анфиса поняла, что для отца она теперь правая рука.
Вместе с ним, с ранних лет она пасла лошадей, таскали им корм, чистили навоз. О школе не было и речи, ходить было не в чем, да и не с чем.
Чуть позже стали образовываться коммуны, своим рабочим они давали горячие обеды, и дети знали об этом, украдкой бегали на бригаду, где можно было стащить кусочек хлеба, садились на травку и делили его поровну на подоле чьего платья, чтоб потом и крошки съесть.
Рано пришлось повзрослеть Анфисе, в 15 лет она уже вместе со своими ровесницами вязала снопы, на быках боронили землю, а когда ставили комбайн под обмолот зерна, то они развязывали снопы и бросали их в молотилку.
В 40 году пошла на курсы трактористов, окончила их, и ей доверили трактор. Теперь она самостоятельно пахала землю, скирдами таскала солому, ездила в Каргат за грузом. Дальние поездки были длительностью в несколько недель, поэтому "путешественники" запасались кизяками, их они укладывали за спинку сиденья, кизяки курились, выделяя тепло. Останавливались, когда нужно было передохнуть и перекусить. Чумазые, на лице блестели одни зубы, но счастливые, они смеялись, умываясь, рассказывали анекдоты и подшучивали друг над другом. Молодость и задор были их главным козырем. И никто из них не знал, что скоро грянет война.
Июнь 41- го года ворвался в жизнь молодых девушек, как вихрь. На их плечи легла непосильная ноша. Мужиков забирали на фронт, а крепких, здоровых женщин прямо с работы увозили в город. Те, кто остался - заменили мужчин. Приходилось работать с раннего утра и до поздней ночи, но никто, ни вопил, ни стонал, что тяжело, все понимали: если не мы, то кто ещё. Трактористам давали особый паёк – чашка супа и кусочек хлеба.
Даже из своего скудного обеда Анфиса приносила домой больному отцу что-нибудь поесть, он сильно болел, болезнь прогрессировала на глазах, она часто садилась у его кровати, разговаривала с ним и незаметно засыпала, отец вялой рукой гладил по голове дочь и только им двоим была понятна та ниточка, которая соединяла их родные сердца. При нем Анфиса старалась быть веселой, рассказывала о работе, советуясь по любому поводу.
А когда уходила подальше от дома, то давала волю слезам, она боялась, что когда-нибудь, не застанет его живым.
И это время пришло, от истощения и болезни он умер.
От такого горя, поседела мать и Анфиса поняла, юность кончилась, теперь в доме она за старшую, ведь в семье ещё было трое детей. Они потеряли самого родного человека, а ей он был и наставником, и другом, и отцом. Но горе не сломило её, она, полная жизненных сил, работала как бешеная, бралась за любую работу, и всё у неё ладно получалось, всё горело в руках.
Ведь, в ней горел тот зов, который заставлял двигаться, вечный зов к труду.
В памяти остались такие лозунги: как – «Хлеб - фронту!», « Всё для фронта, всё для победы!».
Четыре долгих и мучительных года, люди прожили в голоде и в холоде, но их поддерживала вера в будущее.
А 9 мая Анфиса, как и всегда, со своими подругами вышла на работу, забарахлил трактор, и она стала делать ему перетяжку, к тому времени она его уже знала как 5 своих пальцев, с радостными криками на вороном коне подъехал бригадир и крикнул: - «Анфиса скорее садись, к совету поедем!» Возле совета уже собралось большое количество людей, все чего–то ждали, и вот на крыльцо сельсовета, вышел председатель, голоса сразу стихли и он с порога «ПОБЕДА, война кончилась!».
Все радостно закричали, обнимались, запели частушки, а кое–кто безутешно в голос кричал и плакал. Этот день Анфиса запомнила на всю жизнь.
С фронта стали возвращаться раненые мужчины, а потом и остальные. Жизнь начала налаживаться.
Анфиса в 48-м году родила первого сына и назвала его Иваном, а в 51-м появился на свет Володя. Мать помогала в воспитании детей и поэтому Анфиса продолжала работать на тракторе, а в уборку - на комбайне.
Тяжело было ей вспоминать всё это, и голос моей собеседницы дрогнул и смолк, я подняла на неё глаза, и непрошенная слеза покатилась по щеке, жилистые, натруженные руки быстро смахнули её, чтоб я не увидела: не привыкла плакаться эта высокая, хрупкая женщина, просто возраст берёт своё.
И опять её воспоминания уносят далеко куда–то в молодость.
Бывало, сестра Аня принесет Вовочку на бригаду кормить, (ему было четыре месяца), а чем я его накормлю, если с самого утра ничего сама не ела, и крошки хлеба во рту не было, откуда взяться молочку. Кто хорошо жил, те пряников, печенья нажуют и давали вот такие соски, а я полезу в бункер пшеницы достану, нажую вот и вся ему кормежка была. Положу на ящик с ключами и дальше молотить, план большой доводили, вспомню про него, разгребу мякину, шевелиться - значит будет жить. Это потом уже, коровьим молоком стали выхаживать, ничего - вырос, и счастливая улыбка озарила морщинистое лицо.
За свой труд не раз Анфиса Селивёрстовна была награждена почётными грамотами, медалью "За доблестный труд", знаком «Ударник коммунистического труда», в 54 году была на выставке ВДНХ в Москве.
По наградам можно пробежаться по всей трудовой биографии этой удивительной женщины - Анфисы Селивёрстовны - он составляет 50 лет, не зря ей дали медаль «Ветеран труда» и 6 медалей посвященные юбилейным датам Великой победы. Они красуются у неё на костюме, они заработаны кровью. Весь опыт и навыки она применяла в своей работе, 20 лет отработала слесарем–медником, в 68 году в селе было 175 тракторов и 85 комбайнов и всем она ремонтировала радиаторы 2 раза в год.
Было и есть с кого брать пример сыновьям, и не только им. Сын Иван тоже в совхозе отработал 40 лет, пусть земля ему будет пухом.
Никогда Анфиса не кривила душой, не искала своей выгоды, её можно читать как открытую книгу. Горе и беды, смерть близких людей, не смогли сломить дух пожилой женщины. Похоронила сына Ивана. И опять горе ударило беспощадно своим крылом.
Но и сегодня, она не cидит, сложа руки, свое утешение она находит в хозяйстве, а долгими зимними вечерами вяжет, дарит свои изделия друзьям, оставляя таким образом красивый след в жизни.
Так хочется пожелать ей оставаться такой же подвижной, жизнерадостной, здоровой и нужной своим детям, внукам и правнукам. И пусть вечный зов к труду даёт ей силы ещё на долгие годы. И пусть окна в её доме ещё долго светятся по вечерам, где она со слезами на глазах, за вязанием напевает свою любимую песню « Сронила колечко со правой руки» и вспоминает своё горькое детство и молодость, то женское счастье, которое ей не выпало в жизни.
- Комментарии
Добавить комментарий