Болотнинская учебная тележная мастерская
В 2019 году кемеровский историк, доцент Кемеровского государственного университета, Владислав Алексеевич Овчинников опубликовал статью «Роль учебно-показательных мастерских в развитии профессионально-технического образования и подготовки кадров для кустарной промышленности Томской губернии в начале XX в.».
В этой статье автор сообщил о существовании в начале прошлого века на территории Томской губернии сети учебно-показательных кустарных мастерских, одна из которых находилась в Болотном.
В 1880 -1890-х г.г. в России при Ученом комитете Министерства народного просвещения было учреждено отделение по техническому и профессиональному образованию. Тогда же в стране были созданы ремесленные учебные заведения, задачей которых было обеспечить быстрый рост кустарного и ремесленного производства. Эти учебные заведения получили поддержку Императорского Русского технического общества, которое стало при помощи местных властей и общественных объединений открывать в стране учебно-показательные кустарные мастерские, в которых обучали ремеслам, наиболее востребованным и перспективным для регионов.
Учебно-показательные кустарные мастерские готовили местные кадры для кустарного производства, одновременно решая проблемы социально-экономического развития регионов России, занятости и роста благосостояния населения в сельской местности.
В 1910 г. в Томской губернии было сделано обследование состояния местного кустарного производства в целях создания специализированных учебно-показательных кустарных мастерских там, где наблюдалась нехватка определенного рода изделий, необходимых для развития тех или иных районов.
В том же году томским губернатором было проведено совещание, на котором был намечен ряд населенных пунктов для открытия первых учебных мастерских. Задача по их открытию сначала была возложена на местное губернское управление переселением, затем - на губернское управление земледелием и государственными имуществами, после чего - на созданный одним из первых в Азиатской России Томский губернский кустарный комитет.
Программа обучения в Болотнинской учебно-показательной тележной мастерской, разбитая на три года, включала в себя:
2 курс – обучение в кузнечном отделении,
3 курс – обучение в слесарно-токарном отделении.
В результате, по замыслу учредителей мастерской, ее выпускники могли самостоятельно изготавливать телеги на железных осях.
Кроме того, ученики обучались тигельному литью в литейной мастерской и ремонту сельскохозяйственных машин.В ученики набирались дети крестьян из села Болотного и близлежащих сел не моложе 13 лет.
Среди проблем, которые возникли при организации этого учебного заведения, были неграмотность большинства учеников и отсутствие общежития и стипендий. По этой причине в 1911 и 1912 годах ученики из сел, как правило, в Болотнинской учебно-показательной тележной мастерской, не задерживались дольше, чем на полгода и не завершали курса своего обучения.
Часть средств на обучение учеников и потребности учебного заведения, время от времени, выделяло общество села Болотного. Например, когда возникла необходимость создания в школе литейной мастерской, болотнинские жители собрали и передали ремесленной школе на эту цель 3900 рублей.
Как указывает автор, еще на начальном этапе учебно-показательные кустарные мастерские стали оснащаться учебными библиотеками. Так как ученики были, в основном, неграмотными, приходилось проводить для них чтения. Одновременно велось их обучение грамоте и счету.
Ученикам выдавали индивидуальные инструменты и материалы (как ссуду), что давало возможность зарабатывать деньги. После окончания курса выпускники, также, снабжались инструментом и материалами в счет платы за будущие изделия и могли сразу начать свое дело. Кроме того, выпускникам давалась возможность остаться в учебной мастерской в качестве практикантов и работать за сдельную плату.
Не только выпускники, но и взрослые кустари обращались в учебную мастерскую за консультациями к преподавателям-инструкторам, пользовались современными приспособлениями.
Губернскими властями был признан успешным опыт Болотнинской учебно-показательной мастерской, получившей начальный кредит 150 рублей и к 1915 году доведшей оборот по снабжению кустарей спицами, ободами, углем до 1000 рублей в год.
В Томске в 1913 году был создан склад готовой продукции учеников учебно-показательных мастерских. В 1914 году этот склад стал принимать изделия у всех кустарей.
По первоначальному замыслу выпускники мастерской должны были стать основой для создания кустарных артелей. В 1913 году желание создать артели выразили 5 выпускников Болотнинской учебно-показательной кустарной тележной мастерской.
В январе 1914 голда начала работу такая артель в селе Болотное, осенью того же года был утвержден ее устав. Однако, началась Первая Мировая война, организаторы артели были мобилизованы в армию и артель прекратила свое существование.
Губернские власти, заинтересованные в выполнении военного заказа на саперно-парковые двуколки, пытались реанимировать деятельность распавшейся артели, взявшись оплачивать инвентарь и аренду кузницы для оставшихся бывших членов артели.
В 1916-1917 годах все учебно-показательные кустарные мастерские Томской губернии получили большой объем военных заказов, так как затянувшаяся война и мобилизация кустарей-одиночек и членов кустарных артелей привели к снижению уровня производства при растущем плане военного заказа. Война создала, также, проблему нехватки обучающих мастеров.После Февральской революции 1917 года учебно-показательные кустарные мастерские были подчинены кустарному отделу Томского губернского народного собрания. На губернском уровне было принято решение о распространении отсрочки от призыва в армию для специалистов по насаждению ремесленных и промышленных знаний в Томской губернии (их должны были вернуть из тыловых воинских частей).
После Октябрьской революции 1917 года и начавшейся в 1918 году Гражданской войны, учебно-показательные кустарные мастерские работали с перебоями. В 1920 году они перешли в ведение "Губпрофобра" и были преобразованы в профтехшколы с тремя отделениями (кузнечное, слесарное, столярное). Из-за недостатка средств в 1922 году эти учебные заведения были частично закрыты, частично вновь преобразованы в учебно-показательные кустарные мастерские, получившие в дальнейшем название школ фабрично-заводского ученичества.
В своей статье автор указывает и на то, что учебно-показательные кустарные школы после 1918 года, также преобразовывались в трудовые (политехнические) школы, в которых специальное обучение осуществлялось на основе политехнического образования. В последующие годы такие учебные заведения вновь становились учебно-показательными кустарными мастерскими и школами фабрично-заводского ученичества.
К сожалению, Овчинников в своей статье не сообщает подробностей о функционировании Болотнинской учебно-показательной кустарной тележной мастерской после 1917 года.
Из местных источников, собранных в 1980-х – начале 1990-х годов первым директором Болотнинского районного историко-краеведческого музея Николаем Степановичем Мишутиным, мы можем выделить лишь два источника, которые можно прямо отнести к судьбе Болотнинской учебно-показательной кустарной тележной мастерской в ранний советский период. Во-первых, это сведения о вступлении в Болотнинскую комсомольскую организацию в 1923 году Ефалии Рощиной из Новосибирского партархива, в которых сообщалось место работы кандидатки – Болотнинская политехническая школа им. Карла Маркса. Во-вторых, это сведения из воспоминаний Красич Гаврилы Моисеевича, директора в 1956-58 годах Болотнинского обозного завода (предшественника Болотнинского гофротарного завода), в которых он сообщает, что начало обозного завода было положено в 1926 году, когда на базе учебных мехмастерских была создана артель (по сведениям Болотнинского районного историко-краеведческого музея артель «Металл-лес» была образована в 1924 г.).
Из этих источников мы видим, что Болотнинская учебно-показательная кустарная тележная мастерская в начале 20-х годов была преобразована сначала в Болотнинскую политехническую школу им. Карла Маркса (являлась ею в 1923 г.), а затем - в некие учебные мехмастерские, позже закрытые и ставшие базой для открытия новой кустарной артели (в 1924 г. по сведениям музея или в 1926 г. по сведениям Г. М. Красич).
Проводимый в 1980-х годах Н .С. Мишутиным опрос старожилов о происхождении и истории улиц Болотного дал ему также интересные сведения об улице Ремесленной, на которой, вероятно, частично располагалась Болотнинская учебно-показательная кустарная тележная мастерская. Большинство старожилов придерживалось мнения, что свое название улица получила от изобилия населявших ее в начале 20 в. ремесленников, без указания на их специализацию. Часть опрошенных вспоминала о ремесленных артелях и о некоем ремесленном училище, которое находилось в конце этой улицы. Что это было за училище – опрошенные не помнили.
В фондах Болотнинского районного историко-краеведческого музея имеется фотография начала 20 в., на которой изображены строения, находившиеся на ул. Гондатьевской (современная ул. Комитетская) и на углу ул. Гондатьевской и Ремесленной. На переднем плане фотографии, по левой стороне улицы расположены строения, которые должны (по логике истории появления артелей, предшествующих появлению Болотнинского обозного завода) относиться непосредственно к производственным помещениям учебно-показательной мастерской.
Расположенное на перекрестке ул. Гондатьевская и ул. Ремесленная длинное одноэтажное деревянное здание с множеством окон могло являться учебным помещением или общежитием Болотнинской учебно-показательной кустарной мастерской. Так ли это -, к сожалению, нам не известно. Необходимы сведения об этом строении.- Комментарии
Загрузка комментариев...