НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


«Три нелегких жизни дяди Яши»

Вспоминая о Великой Отечественной войне, мы вспоминаем наших отцов, дедов-победителей. Пропускаем через сердце их судьбы, искалеченные самыми тяжелыми, самыми страшными годами их жизни. Я уже о многих писал, о тех, кто воевал и был удостоен наград, о погибшем отце и трёх его братьях, о бабушке, пожертвовавшей этой проклятой войне всех своих сыновей.
   В этот раз я хочу вспомнить о судьбе ещё одного своего земляка Якова Амбросимовича Прокофьева. О нем не вспоминают нигде как об участнике Великой Отечественной войны, его данных нет и в книге по Новосибирской области «Они вернулись с Победой» . А все потому, что он был в плену все эти страшные четыре года. Он был в плену, но не предатель Родины, а был пленен, но выжил. Он выжил, и прожил достойную честную жизнь на благо своей Родины.
Этим рассказом я хотел бы хоть на долю восполнить пробелы, и пояснить, что такие люди достойны уважения и нашей с вами памяти.   
      В 1909 году приехала в Бергуль большая семья Прокофьевых Амбросия Захаровича и Аксиньи Андреевны с малыми детьми. Приехали из деревни Ластовичи, Глубокской волости, Витебской губернии, так как там жилось плоховато, земли было совсем мало, а ртов много. И хотя был свой дом и садик, но прокормить многодетную семью не могли.
    В Бергуле земли много. Все трудились во благо семьи. И маленький Яков во всем был помощником отцу. Отец был мастером: делал берда к кроснам и не только. Всему учился с детства Яков у отца, перенимал все тонкости в работе. Обзавелись всем хозяйством, стали жить хорошо. Была пара коней рабочих, кроме молодняка, три коровы, овцы, куры, свиньи. 
     В 1930 году Яков «вышел» из большой семьи, женился на ссыльной девушке Анастасии Григорьевне. В тридцать третьем году у них родилась дочь. Жили дружно, а как образовался колхоз стали, как и многие крестьяне, работать сообща на благо селу. А пришла пора,- призвали Якова Амбросимовича на службу в Красную Армию 13 июня 1941 года. Так началась новая полоса в жизни Якова Амбросимовича, самая тяжелая и страшная. 22 июня 1941 началась Великая Отечественная война.
 «В июле 1941 года отправили его поездом со станции Барабинск на Белорусский фронт. Прибыли на передовую под Вязьмой, расположились. Среди ночи услышали шум, панику. Бросились за оружием - нет оружия. Кинулись бежать, стали немцы их расстреливать. Отца ранило в ногу. Врач был в плену из Новосибирска, лечил ему ногу - вылечил. Затем плен: Гомель, Бобруйск. Затеял первый побег, когда часовые ушли пить чай. Он попросил товарищей закопать его в снег и сказать, что он сбежал. Закопали. А когда его не досчитались, стали орать и спрашивать а все молчат. Тогда немцы стали штыками колоть в снег и попали в бедро, он испугался, что проткнут живот, и зашевелился. Когда его откопали, стали спрашивать: 25 плетей или 16 шлангов. Он выбрал второе. Отбили почки. Снова лагеря. Ногами истоптал всю Белоруссию. Затем погнали их через Польшу. Сговорились с напарником сбежать, когда их погонят по узкой улице и перевалиться через изгородь. Вроде получилось. Уселись в снопах. Работники вышли молотить снопы,а снопы все уменьшались и они добрались до них. Тогда пленные объяснили, как сюда попали. Работники посоветовали им уходить, так как очень плохой пан и не любит русских, может сдать немцам. Посоветовали, куда обратится, они разошлись. Ему повезло его немного поддержали, он окреп и стал ночами пробираться к линии фронта. Однажды шел по грязной дороге. Вдруг- машина с немецкими военными чинами, ну вот и попался. На одежде его была пометка 1. За второй побег его загрузили в ледяную воду. Ввели в биологическую кому, то есть почки отказались работать. Очнулся на бетонном полу, пристывший льдом. Кормили баландой. Если находили сдохшую лошадь или собаку - съедали. Работали на разных работах, спали на голой земле, мерзли. Утром - куча трупов, уносили и бросали в горящую печь (заставляли это делать пленных). По мере наступления наших войск угоняли нас в Германию. Там работали на фермах". 
Плохое питание, избиение привело к серьезным болезням. На момент освобождения Красной Армией, он уже не ходил и не мог даже пошевелить пальцем. Истощенный, изнуренный был отправлен в госпиталь, где ему капали кровь и лечили. Затем 2 года пробыл в Липецке в фильтрационном лагере. 
   Шел третий год послевоенный 1947 год. В Бергуль потихоньку возвращались участники войны, ещё больные с незажившими ранами, калеки. Вернулся после долгого плена больной туберкулезом и Прокофьев Яков Амбросимович. Живой и счастливый вернулся Яков Амбросимович домой в родной Бергуль. Земляки, родня все были очень рады его возвращению. Но и тут горе его поджидало. Жена Настя не дождалась, и вышла замуж. Так как от Яши всю войну, не было никаких вестей. Думали погиб. 
   В этой послевоенной жизни, спасала его от одиночества и воспоминаний о войне, только работа. «Человек-то он был мастеровой. Все умел делать! - вспоминает о своем дяде Лукерья Иннокентьевна. - Всегда на работе. Такой был приветливый, добрый человек». 
   После войны принялись мужики колхоз поднимать, да строится, скот увеличивать. А для всего этого нужны мужские рабочие руки, да умельцы. А он плотник, столяр, печник, сапожник. В общем, мастер на все руки. Приглашает его председатель колхоза Степан Осипович Подрядчиков в контору и говорит ему: «Колхозу нужен срочно кирпич для печей в свинарник, овчарник, курятник и колхозникам в дома. Не мог бы ты построить цагельню? «Могу!»- ответил фронтовик. «Тогда завтра же с бригадиром начинайте работу».
  На следующий день он пошел в луку к реке Тара и на повороте выбрал место для «завода» и грунт на берегу реки для кирпича. И работа под его командой закипела. Колхозники быстро огородили территорию, построили соломенную крышу, выкопали две ямы, одну для промешивания раствора, а вторую для печи обжига кирпича. Участвовали в стройке и дети, выполняли посильную работу вместе с родителями. Мы дети, и я в том числе,- мне около 9 лет было,- подвозили на лошадях стройматериал, грунт – глину для раствора и заполняли яму вместе с водой. Садились на лошадь и крутили бревно-мешалку. Таким образом, готовили раствор для будущих кирпичей. А когда раствор был готов, заполняли им формы из досок. Затвердевшие сырые кирпичи переносили в печь обжига. Готовые, обожженные, красные кирпичи вытаскивали и складывали в местах остывания. Таким образом, проблема была решена и печи на фермах были сложены и тоже под руководством дяди Яши.
   Вскоре он женился на Евдокии Карповне  и родились у них трое детей: сыновья Иван, Федор и дочь Евдокия. Жили дружно, работали на благо села, растили детей. Прошло двадцать лет со дня Победы, все праздновали эту знаменательную дату, всех участников Великой Отечественной войны награждали юбилейными медалями, но его Якова Амбросимовича Прокофьева, даже и не думали поздравлять. А ведь он был на передовой под Вязьмой и Ржевом успел добраться до Белорусского фронта, он был на войне. И не по своей вине был ранен и пленен, пытался бежать, он хотел воевать. Но судьба распорядилась иначе. Четыре самых страшных года он промучился в плену, чудом выжил. Но эти годы в плену дали о себе знать, и прожить после войны ему довелось не долго. В 1966 году его не стало. Он ушел из жизни, оставив после себя добрую память в сердцах своих родных, и нас, помнящих его, детей войны. А пока помним мы - земляки, память о нем будет жить!




               

Дата публикации: 02 Ноября 2022

Автор: Алексей Старков

Отправитель: Татьяна Подъява

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...