НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Вера

В школу я пошёл в 1948 году, так как в 1947 мама не могла меня отправить учиться по причине материальной бедности. Нас, детей, было трое сыновей в семье (отец погиб в 1943 году), старшие братья уже учились.
Итак, первое сентября. Брат дал мне чернильницу с разведённой сажей. Мама одела на меня свою женскую бордовую кофту, повесила через плечо торбу домотканую со старым букварём и сказала со слезами на глазах: «Иди, сынок учись».
Вышел я из дома босиком. Школа была рядом. Прозвенел звонок. В классе было около 20 учеников, причём разного возраста. В класс вошла красивая учительница и мы всё встали, а из-за больших парт нас еле было видно. Она сказала: «Здравствуйте, дети. Садитесь. Давайте будем знакомиться. Меня зовут Вера Александровна. А теперь вы мне скажите своё имя». И она стала проходить по рядам и спрашивать каждого. Мы отвечали: «Ванька, Васька, Катька», а она ласково называла, поправляя нас: «Ваня, Вася, Катя» Потом говорит: «В школе мы будем учиться читать, писать, рисовать, петь и играть в разные игры». Весь урок мы как зачарованные слушали её рассказы о природе, о животных и птицах. Спросила у нас как мы провели лето, чем занимались. Каждому, особенно мальчишкам, хотелось рассказать о своём случае, который произошёл с ним летом. Я рассказал, как утонул в речке и меня вовремя вытащили и откачали.
Урок прошёл быстро, незаметно и нам не хотелось расставаться с учительницей. Домой я пришёл счастливый. Мама спросила: «Ну и как твою учительницу зовут?». Я сказал: «Вера». На следующий день мы всем классом работали на школьном приусадебном участке. Сажали саженцы разных деревьев: черёмуху, рябину, калину, яблоньки, а также хвойные деревья. Запомнилось, как мы садили маленькую яблоньку, и я спросил у Веры Александровны, когда вырастут яблочки на ней. Она ответила: «Через 10 лет». И я потом каждый год ходил к этой яблоньке, поливал её и всё ждал, когда она станет взрослой и принесёт плоды. Прошло 10 лет, и мы дождались её яблок, но жаль, что с нами тогда уже не было Веры Александровны. А хвойные деревья, ели и сосны, и сейчас растут, стали громадные и могучие.
Урок рисования. Входит в класс Вера Александровна и приносит восковое яблоко. Говорит: "Будем рисовать яблоко" показывает его нам. Затем раздаёт каждому тетрадный листок в клетку и простой карандаш. Берет мел и на доске обводит кружок, а сверху подрисовывает хвостик-черешок. Под кружком проводит жирную горизонтальную линию, изображая стол, на котором лежит яблоко. Все склонились рисуют, а я сидел не начинал рисовать. Подошла учительница и спросила: "А ты, Алёша, почему не рисуешь?" Я заплакал и сказал: «Я не знаю с какой клеточки начинать рисовать». Она улыбнулась и говорит: «На клеточки не смотри». Взяла мою руку, в которой я держал карандаш, обвела кружок и хвостик подрисовала. «Вот и всё». Я очень довольный остался, заулыбался и начал быстро рисовать кружочки-яблоки. И даже раскрашивать, с другой стороны. В конце урока мы сдавали листочки и карандаши, а Вера Александровна стала комментировать наши рисунки. Она взяла мой листок и сказала: «Вот смотрите, как хорошо нарисовал Алёша: он даже раскрасил яблоко, с одной стороны. Молодец!». И так она многих отмечала.
Я пришёл домой и маме с братьями рассказал, что меня учительница похвалила за рисунок. Взял листок и тут же нарисовал на нем яблоко. Мама тоже похвалила, а старший брат сказал: «Художник».
Потом мы всем классом часто ходили в лес, собирали осенние листочки деревьев, приносили в класс, а на уроках рисования их срисовывали. Урок рисования стал для меня самым любимым. И пока я учился в семилетней школе, я был членом редколлегии стенной газеты и участвовал в конкурсах детского рисунка. Это увлечение рисовать у меня было и в средней школе. Мечтал я после окончания средней школы поступить, в Московский архитектурный институт. Но поступил я в Московский технический институт и стал инженером–конструктором, где приходилось работать даже дизайнером. Вот что значили для меня уроки рисования моей любимой учительницы.
Урок пения. Вера Александровна замечательно пела. Мы ждали этого урока с нетерпением, чтобы услышать её голос, её песни о Москве, о нашей любимой Родине: «Письмо в Москву в далёкую столицу, которой я ни разу не видал…» или «Вижу чудное приволье, вижу реки и моря. Это русское раздолье, это Родина моя…». Песни разучивали, пели вместе с ней, а она руками дирижировала. Это было такое счастье! А когда заканчивался урок мы спешили в коридор, где опять Вера вместе с нами становилась в круг, и мы пели: «Учил нас Суворов в лихих боях держать во славе российский флаг…». А сколько было разных игр на школьном дворе. И всегда она была с нами активным участником.
Однажды я заболел в 3 классе. Так она часто приходила ко мне вместе с классом, давала задания на дом. Я читал «Родную речь» и «Сказки», чтобы не отстать от программы.
Жила она одна в избушке, и мы всем классом по вечерам приходили к ней, чтобы послушать стихи и сказки А. С. Пушкина.
А к новогодней ёлке делали игрушки из соломы. На Новый играли. Под ёлкой ставили сценку «Стрекоза и муравей». Чалкова Ксения играла роль стрекозы, а я - муравья. Она пела: «Муравей, милый мой, попляши ты со мной». А я: « Я и рад бы поплясать да уж очень я устал».
В эту девочку Сину (одноклассницу) я был влюблён пока учился в своей школе. Она очень хорошо пела и даже в Москве на фестивале художественной самодеятельности от Новосибирской области.
Прошло три года. На третьем году учёбы вера Александровна говорит нам: «Вот закончится учебный год, и я уеду от вас к себе на Родину. Там у меня мама, папа и младшая сестричка. А мы: «Не уезжайте, не уезжайте». «Тогда, - говорит,- давайте напишем им письмо». Раздала листочки. Я стал писать: «вера Александровна не уезжайте, я вас очень люблю и буду слушаться». Но закончился учебный год, и наша Вера Каминская уехала, а куда - мы и не знаем. К нам она приезжала работать по направлению после педагогического училища.
Осталась нам на память фотография, где она вместе с нами в 3 классе.


Дата публикации: 02 Ноября 2022

Автор: Алексей Старков

Отправитель: Татьяна Подъява

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...