НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Медсестра Болотнинского эвакогоспиталя № 3621 Анна Шелестова

2 декабря 1942 года военно-санитарный поезд (ВСП) № 80, загрузив 471 раненого на станции Балашов Саратовской области, двинулся на восток. Поезд вёз в эвакогоспитали Уфы  советских солдат, раненных в боях за Сталинград. В составе, также, перевозились 166 раненных румынских военнопленных, которые направлялись в спецгоспиталь города Шумиха Курганской области.

По сведениям поисковика Риммы Буранбаевой, в последних трех вагонах раненых сопровождали комсомолки-сандружиницы Особливцева, Яцкевич, Шелестова, Завьялова и проводница Радионова.

Вечером 5 декабря 1942 года под Уфой, на перегоне Шингак-куль – Чишмы ВСП № 80, шедший из Саратовской области в Уфу,  столкнулся с ВСП № 191, шедшим из прифронтовой зоны в госпитали глубокого тыла от Уфы до Иркутска. ВСП № 80 остановился в ожидании разрешающего сигнала на выезд. В него врезался ВСП № 191, так как его машинист заснул от усталости, а помощник не заметил габаритные огни стоящего впереди поезда. Три последних вагона и вагон-ледник ВСП № 80 перевернулись и загорелись.

В огне оказались 81 раненый солдат и личный состав служащих, находившиеся в этих вагонах. Пожар тушили несколько часов. Меньше чем через сутки следы происшедшего были ликвидированы. Тела погибших, которые остались в целости, были увезены и похоронены в братских могилах в селах Чишмы и Узытымак, на месте катастрофы рядом с насыпью закопали фрагменты тел, которые были обнаружены в ходе ликвидации крушения.

12 декабря 1942 года Бюро Башкирского обкома ВКП(б) провело заседание «О крушении военно-санитарных поездов на 4-м отделении Куйбышевской железной дороги». На документы был поставлен гриф «Строго секретно».

Летом 1968 года молодая жительница Чишмы - пионервожатая Неля Петровна Смирнова услышала от одного из пятиклассников рассказ о том, что рядом с железнодорожной насыпью есть могила погибших советских воинов, который он слышал от своего деда.  Смирнова познакомилась с дедушкой пионера - рабочим Николаем Федоровичем Зеленкиным, который 5 декабря 1942 года ликвидировал последствия крушения и который указал ей на места спешного захоронения фрагментов человеческих тел. Пионервожатая  провела со старшеклассниками раскопки, обнаружив доказательства – два мешка, наполненных человеческими останками – частями рук, ног, обгоревшими костями. С ними она пришла к военкому Чишминского района. Вместе с военкомом они добились в том же 1968 году установления металлического памятника с красной звездой и табличкой о факте трагедии на месте захоронения. Никаких имен погибших в этой трагедии никто не знал.

В 2008 году уже вновь забытым к тому времени происшествием заинтересовался  бывший следователь, пенсионер Зинур Анварович Усеев, уроженец этих мест. Усеев нашел подростков военного времени, ныне уже стариков, местных жителей, запомнивших катастрофу, видевших, как их отцы вместе с военными спасали людей, расцепляли вагоны, ликвидировали последствия крушения.

В конце 2017 года с документов о катастрофе на перегоне Шинкак-куль – Чишмы  сняли гриф секретности. Усеев изучил протокол, в котором описывалось случившееся 5 декабря 1942 года, но никаких списков людей с поезда не обнаружил.

Подключившаяся в феврале 2018 года к расследованию Усеева поисковик Римма Нуриевна Буранбаева смогла обнаружить  живую 98-летнюю свидетельницу, сотрудницу санитарного поезда № 191, шедшего следом за санитарным поездом №80 – Марию Ивановну Салманову. Салманова рассказала,  что вечером 5 декабря 1942 года, когда санитары кормили раненых,  неожиданно произошел сильный толчок, все попадали. Салманова выглянула в окно и увидела, что ее поезд врезался в другой поезд, вагоны которого сошли с рельсов и загорелись. Из покореженных вагонов выбирались люди, неслись душераздирающие крики. Первая мысль у всех была, что поезда подорвали диверсанты. Салманова с подругами вытащили из огня 12 раненых бойцов и перенесли их в свой поезд. Везде лежали обгоревшие погибшие.

Из документально подтвержденных имен погибших Буранбаевой удалось обнаружить лишь одно - сандружинницы Завьяловой Марии Григорьевны, 1919 года рождения. О ней Римма Буранбаева узнала на сайте Минобороны: «Погибла в бою 5 декабря 1942. Похоронена на ст.Чишма. Башкирия». Обстоятельства гибели Завьяловой стали известны из рассказов очевидцев при расспросах их поисковиками. Те вспоминали, что одну из погибших девушек нашли сидящей в тамбуре, прислонившейся к стене, с гребешком в обгоревших волосах. Они узнали этот гребешок в волосах Завьяловой на ее фотографии, присланной из Пермской области.

В поисках остальных погибших сандружинниц ответа не находилось, хотя Римма Нуриевна написала множество запросов, обзвонила музеи, ЗАГСы, архивы, военкоматы, редакции, краеведов, сельсоветы, школы страны – всех, кто мог ее привести к какому-то результату.

Дальнейшие поиски привели поисковика Римму Нуриевну Буранбаеву в Болотное.

В 2018 году на сайте МБОУ СОШ № 21 г. Болотное она обнаружила Список выпускников 1941 года, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, в котором было  имя Анны Шелестовой – предполагаемой сандружинницы военно-санитарного поезда № 80.

 Буранбаева  стала звонить и писать в Болотное: в СОШ № 21, в Болотнинский районный историко-краеведческий музей, в Болотнинский военно-учетный стол,  в ЗАГС. Между Буранбаевой и руководством СОШ № 21 была заключена договоренность о том, что ученики и учителя школы помогут ей в дальнейших поисках.

В феврале 2020 года интернете были размещены объявления о том, что Поисковое движение России, Башкортостана, актив школьного музея МБОУ СОШ 21г. Болотного ищет любую информацию о Шелестовой Анне Александровне. Если кому-то известно хоть какая-то информация о Шелестовой А. А, просьба сообщить по телефону: 8 (383)49 -22627 Татьяна Шкеткина». Кроме того, военный  комиссариат Республики Башкортостан,публикует своё обращение  с просьбой оказать содействие  в поиске информации  о  родственниках погибшей. Телефон для справок: 8(38349) 21888».

Эти объявления можно до сих пор увидеть на сайте Администрации Болотнинского района, на сайте Без формата, в Диалог Болотное и в Типичном Болотном в ВК.
Но подробности  про Шелестову  сообщить никто не смог.  Тем интереснее было знакомство и общение с Риммой Нуриевной. Буранбаева сообщила, что нашла упоминание об Анне Шелестовой в моей статье. Поисковика интересовали дальнейшие подробности. Та ли это Шелестова, которую она разыскивает? Могла ли Шелестова из Болотного войти в состав военно-санитарного поезда, пришедшего из-под Сталинграда?
17 декабря 2021 года я написал ответ Буранбаевой: «Анна Шелестова известна из воспоминаний Марии Александровны Орешковой (Зяблицевой) конца 1980-х годов, опубликованных в Болотнинской районной газете «Путь Ильича. Мария Орешкова (Зяблицева) была фельдшером, она  оставалась в составе медперсонала эвакогоспиталя после его отъезда весной 1943 года из Болотного в Сотницино, работала в госпитале до января 1946 года, в 1949 году вернулась в Болотное, до пенсии работала в Болотнинской узловой больнице и в Болотнинской центральной больнице.
К своему письму я приложил фотографии источников и изложил свои выводы:
1. Анна Шелестова – являлась жительницей Болотного в непосредственно предвоенный и в начальный военный периоды (суммируя информацию из школьного альбома 1984-1985 годов и из воспоминаний Орешковой),
2. Анна Шелестова – выпускница Болотнинской средней школы № 21 (если верить школьному альбому 1984-1985 годов),
3. Анна Шелестова – до работы в эвакогоспитале № 3621 работала медсестрой в Болотнинской районной больнице (по воспоминаниям Орешковой),
4. Анна Шелестова – в 1942-1943 годах работала медсестрой в эвакогоспитале № 3621, размещенном в Болотнинской средней школе № 21 (по воспоминаниям Орешковой),
5. Анна Шелестова – погибла в годы Великой Отечественной войны, ее имя в 1984-1985 годах занесли в список погибших выпускников Болотнинской средней школы № 21 (если верить школьному альбому 1984-1985 годов).
На вопрос вошла ли Шелестова в состав военно-санитарного поезда № 80, шедшего из-под Сталинграда в Уфу в декабре 1942 года, у меня ответа не было.
 Анна Шелестова упоминается в списке «Выпускники шк.№ 21, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны» на стр. 4 альбома «История госпиталя», созданного учениками 8 "б" класса Болотнинской средней школы № 21 в 1984-1985 годах. Других упоминаний о Шелестовой в альбоме нет.»
Практически, вся эта информация о Шелестовой находилась и находится в Болотнинском районном историко-краеведческом музее в папке «Эвакогоспиталь».
Найти родственников Шелестовой по ее фамилии в старых и новых телефонных справочниках Болотного и Болотнинского района было невозможно, так как фамилии Шелестовы в них нет.

В  Государственном архиве Новосибирской области информация по эвакогоспиталю № 3621 находится в фонде № Р-29. Здесь собрано множество сведений по эвакогоспиталям Западной Сибири. Я начал искать Шелестову в ГАНО в  фонде № Р-29. Но уже в феврале 2022 года стало понятно, что Шелестову обнаружить в фонде № Р-29 невозможно.

Тогда, памятуя о том, что в красноярских документах Анна Шелестова упоминается как кандидат в ВКП(б),  было решено продолжить поиски информации о ней в «партархиве».
Все-таки счастливчики те, кто с 1920 по 1991 год состояли в Коммуннистической партии. Информация о них, в отличие от информации о «простых смертных» гражданах страны, все это время скурпулезно собиралась и хранилась в райкомах и горкомах партии, а затем была передана на хранение в государственные архивы субъектов Российской Федерации. И мы, жители сегодняшней России, имеем теперь возможность прикоснуться к их жизням и судьбам, узнать их личные истории.
Итак, из «партархива» ГАНО на мою электронную почту пришли цифровые копии нескольких документов, включая копию обложки дела, в котором они находились. Прежде всего, это было собственноручно Шелестовой написанное на пожелтевшей линованной тетрадной странице заявление о приеме в партию. Затем была, также собственноручно, написанная Шелестовой автобиография:«Автобиография. Я, Шелестова Анна Алексеевна, родилась в 1921 году на ст. Топки Новосибирской обл. Том. жел..дор. Отец в то время был рабочим на станции, мать домохозяйка. После революции отец работал машинистом и в 1929 году, при выполнении служебных обязанностей, был зарезан паровозом. Мать умерла, от болезни, в 1921 году. С 1921 года по 1929 год воспитывалась у бабушки, после смерти бабушки жила у дяди на Украине по 1937 год. Дядя работал директором школы на ст. Славянск Южно-донецкой дороги. Там я окончила 7 классов. В 1937 году я переехала к брату на ст.Усяты Том.ж.д.  он работал автоматчиком в вагонном участке. После ухода брата в ряды РККА я переехала на ст.Болотная к дяде, он работал машинистом в депо. Здесь впервые поступила на работу в паровозное депо в качестве нарядчицы. Проработала там три м-ца меня перевели работать секретарем начальника депо. В августе м-це 1938 года, узловой комитет ВЛКСМ перевел меня в среднюю школу № 21 в качестве старшей пионер-вожатой. Во время работы в школе, я окончила курсы шестимесячные медсестер. В 1942 году феврале м-це была призвана в ряды РККА, в июне м-це была уволена в запас. После возвращения из армии поступила работать в э/госпиталь 3621 при ст.Болотная в качестве медсестры где работаю по настоящее время. В комсомоле была с 1938 г. июня м-ца по 1942 г. февраль м-ц. Сужденных и лишонных права голоса никого нет.
Подпись».

Далее были три рекомендации и «Анкета кандидата партии, вступающего в члены ВКП (б)».
Анкета кандидата партии, вступающего в члены ВКП (б), сообщала:
«Первичная парторганизация ж.д. школа № 21
Район Болотнинский, ст. Болотная обл. Новосибирской
Шелестова Анна Алексеевна
Пол жен.,; Год и месяц рождения 25/1 – 21 г.; Национальность украинка; Родной язык русский; Место рождения Новосибирская обл., Топкинский р-н, дер. Новый-исток; Занятие родителей до 1917 г.  Отец рабочий на транспорте, мать домохозяйка; после 1917 г. отец машинистом, мать домохозяйка; Время вступления в кандидаты февраль 42 г. при средней школе № 21; Социальное положение служащий; Пребывание в ВЛКСМ с 1938 по 1942 г.; окончила не полно среднюю школу ст. Славянск Южно-донецкой железной дороги в 1937 г.; не учусь; Основная профессия и специальность по образованию медсестра, стаж 1 год.
Род занятий с начала трудовой деятельности:
С 1938/2 по 1938/ 4 Ст. Болотная Т.ж.д., паровозное депо, нарядчица.
С 1938/4 по 1938/ 7 Ст. Болотная Т.ж.д., паровозное депо, секретарь нач. депо.
С 1938/8 по 1942/2 Ст. Болотная Т.ж.д., средняя школа № 21, старшая пионер-вожатая.
С 1942/2 по 1942/6 Служба в рядах РККА.
С 1942/6 Ст. Болотная, э/госпиталь 3621, медсестра.
На обороте:
Свободно владеет украинским, русским; Была в РККА в качестве медсестры, в боях не участвовала.
Подписано 23 февраля 1943 г.
Полученные из «партархива» документы четко и ясно ответили на вопрос Риммы Нуриевны Буранбаевой – могла ли находиться Анна Алексеевна Шелестова 5 декабря 1942 года в военно-санитарном поезде № 80 в момент его столкновения с военно-санитарным поездом № 191 на перегоне Шингак-куль – Чишмы под Уфой. Ответ этот отрицательный. В это время Шелестова, уже демобилизовавшись из РККА, работала медсестрой в Болотнинском эвакогоспитале № 3621. Следовательно, погибнуть в этой железнодорожной катастрофе она не могла.
Когда и где Шелестова все-таки погибла – нам не известно. Мы не располагаем никакими документами, сообщающими нам о дальнейшей судьбе Анны Алексеевны Шелестовой после 31 марта 1943 года.
Известно, что 1 мая 1943 года эвакогоспиталь № 3621 покинул Болотное.
Представляется более возможным, что Анна Алексеевна Шелестова, уже имевшая фронтовой опыт, вновь отправилась на фронт и там погибла .
Пояснить что-либо о дальнейшей судьбе Шелестовой, вероятно, могли бы ее родственники, проживавшие в Болотном (семья ее дяди, работавшего на станции Болотная машинистом).  В настоящее время эти родственники уже умерли, а их потомки в Болотном либо имеют другую фамилию (не Шелестовы), либо покинули Болотное, сменив место жительства.

С появлением Болотнинского районного историко-краеведческого музея, деятельность которого была подчинена жестким требованиям музейного законодательства, сохранившиеся и переданные из школ, библиотек, ведомственных музеев и музейных уголков воспоминания, альбомы, документы, письма и фотографии поступили в его основной и вспомогательный фонды, в которых уже более сорока лет хранятся в неприкосновенности. В частности, именно в нашем музее хранится оригинал упомянутого школьного альбома «История госпиталя».
Какие возможные сведения о Шелестовой могли храниться в существовавших в 1960-х – 1970-х годах воспоминаниях и альбомах Болотнинской средней школы № 21 – мы уже никогда не узнаем.

Узнать что-либо о дальнейшей судьбе медсестры Болотнинского эвакогоспиталя №3621 Анны Алексеевны Шелестовой после марта 1943 года теперь, вероятно,  можно в Центральном архиве Министерства обороны РФ.



Дата публикации: 31 Октября 2022

Автор: Евгений Терентьев

Отправитель: Евгений Терентьев

Вам нравится? 10 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...