НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Мой прапрадедушка Яков Семёнович Жуков

Вот уже прошло семьдесят семь лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Конечно, для мировой истории, это, может быть, краткий миг, а для людей – целая жизнь. Многих затронула страшная беда, не стала она исключением и для нашей семьи.
Мой рассказ – это дань памяти моему прапрадеду Жукову Якову Семёновичу и моей прапрабабушке Жуковой Надежде Трофимовне, судьбы которых искалечила жестокая война. 

Родился прапрадедушка в 1904 году в деревне Канарбуга Тогучинского района Новосибирской области. До войны работал в колхозе под названием «Боец труда». Был Яков Семёнович высоким, статным и очень сильным. Как рассказывала прабабушка, он мог легко согнуть железную подкову. Не зря трудился кузнецом-молотобойцем. Был честным и справедливым. Настоящий русский богатырь!
Сразу после объявления войны, летом 1941 года, Тогучинским райвоенкоматом прапрадедушку призвали на фронт. Служил он в 894 полку 211-й стрелковой дивизии под командованием Г. К. Жукова.
А уже в октябре 1941 года прапрабабушке Наде пришло известие о том, что её муж пропал без вести. Страшное горе обрушилось на семью Жуковых. Никак не могла поверить прапрабабушка, что её родной Яша погиб. Надеялась, что жив, что вернётся. Плакала ночами, чтоб не слышали дети, бегала встречать почтальонку, надеясь получить добрую весточку. Но время шло. На все её запросы приходил один и тот же ответ: «Пропал без вести в 1941 году…».

А фронт наступал, горели города. Для деревни Канарбуга, как и для всех советских людей, наступили тяжёлые времена. Жестокая война продолжалась. Голосили бабы, получая похоронки на своих родных. Страдали, плакали, но, сцепив до боли зубы, продолжали работать в колхозе. Косили сено, сеяли и убирали урожай. Призыв «Всё для фронта! Всё для победы!» не был пустым звуком для наших женщин-тружениц. Наравне с Надеждой Трофимовной трудилась и её старшая дочь Татьяна (наша прабабушка), которой исполнилось тогда 18 лет. Младшему Сашеньке на начало войны было всего несколько месяцев, и взрослые наказывали среднему Толе следить за маленьким братиком. Работали в поле с раннего утра и до позднего вечера. После изнурительного труда не могли разогнуть свои спины. А утром снова в поле. Мама рассказывала, что прабабушка, вспоминая военные годы, всегда не могла сдержать горьких слёз. Плача, она говорила о том, что еды не было никакой. 

В весеннюю распутицу по полям и огородам ребятишки собирали гнилую, мерзлую картошку, чтобы выжать из нее крахмал. Приходилось питаться и травами, и липовыми листьями, и лебедой. Летом выручал лес: собирали грибы и ягоды. Но чувство постоянного голода изводило всех. Сил день ото дня становилось все меньше и меньше, ноги слабели, не хотелось подниматься, кружилась голова, болел желудок. Люди пухли от голода. Невозможно было смотреть на людские страдания. Надежда Трофимовна понимала, что может потерять своих детей, но помочь им ничем не могла. Голод, холод – все обрушилось на людей. Не было теплой одежды, обуви, чтобы ходить в школу. В самой школе от холода замерзали чернила, потому что некому было готовить и привозить дрова. Но несмотря ни на что, жизнь продолжалась. Прабабушка всё так же ждала и верила в возвращение Якова Семёновича.

Всю жизнь с войны ждала ты мужа,
Чтоб возвратился он домой.
Он был семье своей так нужен.
Но не вернулся милый твой.

Прошли годы. В 1973 году умерла прапрабабушка Надя, так и не узнав, что же случилось с её мужем. Но, видно, так распорядилась судьба, чтобы её правнучка нашла всё-таки своего прадеда. Благодаря Указу российского президента В. В. Путина были рассекречены многие документы времён Великой Отечественной войны. И через интернет моя мама, Сульгина Татьяна Николаевна, отыскала данные о прапрадедушке. Вот такие строки написала она тогда:

Нашла, прабабушка, я деда!
Нашла, родная ты моя!
Не дождалась его Победа.
Взяла жестокая война.
Погиб ещё он в сорок первом
В тяжёлых жерновах войны.
В душе мы преданно и верно
Ту память сохранить должны.

Так, спустя 72 года, выяснилось, что наш прапрадед погиб в плену ещё в декабре 1941 года. В плен он попал в Смоленской области недалеко от города Ельня. Случилось это 3 октября 1941 года. Вместе с другими военнопленными под лагерным номером – 21022 наш прапрадедушка оказался в Германии, в печально знаменитом лагере Stalag (Шталаг) ХID321. В годы войны его чаще называли «Лагерь русских». Это было поистине страшное место. Многие люди так и остались в немецкой земле, расстрелянные, замученные, растерзанные собаками. Я не знаю, как погиб наш прапрадед, но, когда я читал сведения об этом лагере смерти, у меня от ужаса, кажется, шевелились волосы.

Мне стало известно, что лагерь Шталаг был буквально построен на костях русских военнопленных. Каждый кирпич, каждая стенка барака, каждый метр колючей изгороди были пропитаны русской кровью, куплены ценою неимоверно тяжелых страданий и унижений русского человека. С ужасом читал я о зверствах фашистов, о жестоких издевательствах немцев над нашими прадедами. Военнопленные были измучены острым голодом. Насколько был силен этот голод, говорит то, что в лагере была съедена вся трава – люди с каждым днём слабели. И вот этих слабых, голодных, измученных людей стали выгонять на строительные работы. Каждый день немцы гнали их за 7 километров от Шталага на станцию Хёвельхоф за щитами для будущих бараков. Больные и слабые, которые не в состоянии были выдержать долгого пути с тяжестью на плечах, падали. Их кололи штыками, били прикладами, пристреливали. Остальные, качаясь от ветра, сгибаясь под непосильной ношей, медленно продвигались под пинками и ударами немцев. Пленных, уклонявшихся от работы, ловили и избивали, а затем привязывали на 2–3 дня колючей проволокой к деревьям, не давая им в течение этого времени ни хлеба, ни воды.

Нельзя без содрогания и жгучей боли читать об этом. Вероятно, во время подобных издевательств немецких солдат и погиб мой прапрадедушка Жуков Яков Семёнович. Судя по предоставленным документам, это случилось 14 декабря 1941 года. Захоронен он был на кладбище Oerbke (Эрбке) в Германии.
Мой прапрадедушка честно исполнил свой воинский долг, верой и правдой прослужив Отечеству. Пусть он воевал недолго, но я точно уверен, что достоинство и честь русского солдата дед не посрамил. И я всегда буду помнить своего прапрадеда, буду гордиться им.
За тебя, Родина, за поля, леса, луга, за города и сёла сражались и погибали наши прапрадеды в годы войны. И каждый год 9 мая мы идем на парад почтить память павших, возложить цветы. В церковные праздники, в дни памяти ходим на кладбище помянуть наших родственников.

С каждым годом война от нас всё дальше и дальше, а ветеранов, участников той великой войны, остаётся всё меньше и меньше. Мальчикам, которым в дни Победы было семнадцать-восемнадцать, сейчас за девяносто, и многих уже давно нет в живых. Мы благодарны тебе, русский солдат!
                                                                                                   


Дата публикации: 28 Октября 2022

Автор: Даниил Сульгин


Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...