НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Деревянный мост в Тогучине

В июне 1933 года в Тогучин обещал приехать первый секретарь ВКП(б) Запсибкрайкома товарищ Эйхе. Его интересовал ход строительства районного городка, железной дороги. Он прибыл в Тогучин на дрезине вместе с начальником строительства дороги Пепеляевым. На вокзале их встретил член президиума райисполкома Евтушенко Д. Е. Он заранее приготовил для гостя пару добрых лошадей, запряженных в ходок. Имея одну задумку, он спрятал коней за кустами у берега Ини. Приготовлена была и лодка. Однако находилась пока она на противоположном правом берегу. Перевозчик дежурил у ней. Евтушенко вспоминает: «Встретил я Эйхе с Пепеляевым на вокзале. Эйхе был мужчина, пожалуй, выше среднего роста, худощавый и чернявый. В кожанке. Мне показался он деловым и спокойным. Как положено, я представился и повел гостя к берегу Ини. Показываю за Иню и говорю: «Видите, какой городок мы строим в начале бора». А он и говорит: «Мне не только видеть, но и побывать там необходимо. Как вы туда добираетесь? Иню преодолеваете как?»
«Тут, товарищ секретарь, – отвечаю ему, – есть два пути. По воде и суше. Километрах в трех находится мостик через Иню. Правда, примитивный мосточек. Коль пожелаете по суше ехать – буду вызывать лошадей. А если водный путь вас устроит – кликну перевозчика. Вон он у лодки стоит. Ждет сигнала».

Эйхе предпочел водный путь. В большой дощаник уселись Эйхе, его охранник, Евтушенко и перевозчик, конечно. Погода была хорошая. Солнышко серебром рассыпалось в воде. На середине реки, как было условлено ранее, Дмитрий Ефимович потихонечку толкнул в бок перевозчика. Тот понял, что надо делать. Ковырнул веслом водную глубь. Лодка покачнулась. Вода плеснула через край дощаника, окатила сапоги секретаря крайкома. «Аккуратнее, товарищ, » заметил охранник. – Чего доброго ты нас перетопишь». В это время Евтушенко высказал то, чего ради прятал лошадей, толкал в бок перевозчика.
«Вот так и маемся, товарищ секретарь. Мост нам нужен в этом месте, настоящий...»
«Вижу и без вашей хитрости, что мост нужен, – ответил Эйхе. – Однако Запсибкрай это ж целая страна. Стройка идет огромная повсюду. Для вашего моста пока денег нет».
«А мы денег не просим, – замечает Евтушенко. – Дайте нам лишь бумагу. Постановление о том, чтобы построить мост в Тогучине через реку Иню. Будет такое решение – деньги сами найдем».

И такое решение за подписью секретаря Запсибкрйкома тов. Эйхе и председателя крайисполкома тов. Грядинского тогучинцы получили. С этим документом они пошли на предприятия, в организации, пошли просить, требовать деньги на постройку моста через Иню. «Поступила директива – надо было ее выполнять, вспоминает Евтушенко. – Сначала пришли к строителям железной дороги. Те порядком грошей отвалили и сумели списать их на какие-то другие нужды. Лесхоз неплохо помог. С другими кое-что скубанули. Кто сколько мог, столько и давал, как умел, так и списывал отданные деньги».

Уже зимой 1933–34 года начали заготовку материалов. Лес возили из Коурака на лошадях. Специальным постановлением райисполкома колхозы обязывались выделить транспорт, лошадей и людей на стройку моста. Отработать определенное количество дней. Весной начали строительство.
Однако деньги есть деньги. Раз они частично ушли на стройку моста, то что-то другое осталось не сделанным. В районе многие предприятия не выполнили производственные планы за 1934 год. В связи с этим областное начальство дало нагоняй районным руководителям за самовольное и произвольное расходование средств. Кое-кому влепило выговор. В «Советской Сибири» появилась статья «Тогучинский провал», где критиковалась «порочная» практика тогучинцев. Однако строительство моста было начато, шло полным ходом, и на следующий год стройка вошла в областной план. Были выделены необходимые средства, даны деньги. Так рисковали тогучинцы, делали доброе дело, не боясь ни критики, ни ответственности.

Надо назвать тех тогучинцев, которые строили деревянный мост через Иню. 
Балаганский Тихон Андронович (1909 г. р.), живет по улице Ленина. Он был простым плотником, затем мастером (десятником) и помощником прораба. Семендилов Георгий Иосифович (1899 г. р.), живет по ул. Школьной. Он тоже был и десятником, а затем прорабом. От начала до конца стройки работал здесь известный тогучинский плотник, отменный рыбак Дворянидов Яков Федорович. Но его уже нет в живых. Общее руководство по строительству моста и города в бору было за Евтушенко Д. Е. К сожалению, мы не можем сейчас назвать других тогучинцев, что строили мост, строили соцгородок в бору. А они, несомненно, есть, живут в Тогучине или в селах района. Пусть же они, прочитав этот очерк, заявят о себе, напишут в редакцию нашей газеты. Ведь их труд влился в общее дело по созданию нашего города и не должен быть забыт.

Строительство моста было завершено к восемнадцатой годовщине Великого Октября, 7 ноября 1935 года. Колонна железнодорожников шла на праздник в центр города по новому мосту.
Сорок лет служит тогучинцам деревянный мост через Иню. С каждым его работа становилась труднее, нагрузка тяжелее. В район поступали сложные и порою громоздкие машины, новая техника. Шли по мосту не только комбайны, но гусеничные и колесные трактора с огромными шипами на колесах, что долбили настил моста. Кряхтел, скрипел наш «старик», но продолжал верно служить людям. И против стихии природы устоял наш ветеран. Не раз Иня, взломав толстый лед, несла его к опорам моста, угрожая разрушить, сломать все на своем пути. Но люди на подступах к мосту рвали, крошили лед, и он мелкими кусками спокойно шел вниз по реке, к Новосибирску. Плотный настил на рабочей части моста и наличие стоков воды предохраняли опоры моста от сырости, разрушения. В этом один из секретов долговечности нашего моста. Уместно заметить, что если теперь мы не сделаем второго настила, если мост останется в том виде, в каком представлен после последнего ремонта, то через два года его опоры разрушатся. Будем надеяться, что тогучинцы примут меры, чтобы мост жил еще сорок лет.

Пять лет тому назад тогучинцы выстроили новый железобетонный мост через Иню. А деревянный тоже не пошел на отдых, на пенсию, он занял почетное место, стал пешеходным. Теперь его настил не трогают не только гусеницы трактора, но даже резиновое колесо мотоцикла. Только мягкий круг велосипеда ласково гладит нашего старика, да беспрерывно топают по нему подошвы валенок, сапог, ботинок, сандалий, а порою и голые пятки малышей.
Привокзальный мост стал местом встреч и расставаний тогучинцев. Здесь, у перил, парочки молодых людей, как мы сорок лет тому назад, встречают зарю над бором. Сюда приходят десятиклассники встречать восход солнца после вечера прощания со школой. Встречать солнце, встречать новый день в своей жизни. Да и всякому, хорошо вечерком постоять у перил, любоваться курганами, что стоят вдали над Иней, а когда придут сумерки, наблюдать, как вспыхивают и гаснут золотые огни в нашей Ине. Особенно многолюдно на деревянном мосту в половодье, во время большой воды.
Как хорошо после шумного, суетливого дня, проведенного в Новосибирске, сойти с тогучинской электрички и спокойно, не оглядываясь, шагать по деревянному мосту навстречу родному городу.

Дата публикации: 28 Октября 2022

Автор: Михаил Филиппов


Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...