НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Сохранение традиций в селе Кузнецовка

В нашей стране много удивительных мест. Но для меня прекрасней и интересней места, чем мое село, не найдется во всем мире. Оно называется Кузнецовка. Мое село очень красивое и люди здесь живут замечательные.

Село Кузнецовка когда-то на 60% состояло из немцев. Сейчас уже меньше, так как многие уехали в Германию, да и детей в семьях намного меньше, чем 20–30 лет назад. Но многие остались. С детства я помню обряды, с которыми мы встречали Рождество, Масленицу и другие праздники. Только обряды постепенно забываются, изменяются.

Одним из любимых праздников нашего села является Рождество. Это праздник радостно-трепетного ожидания и подготовка к нему начинается еще за месяц до наступления. Рождество по традиции считается семейным праздником, для многих немцев это главный праздник в году.

В предверии Рождества немцы тщательно чистили и мыли свои дома, обязательно их белили, приводили в порядок двор и хозяйственные постройки. Все домашние работы завершали до праздника. Во время Рождества и следующей за ним рождественской недели немцы строго соблюдали основной ритуальный запрет – не осквернять праздничного времени работой. В канун Рождества в немецких домах устанавливали и украшали ёлку. На Рождество был широко распространен обычай обмениваться подарками.

Пережитки дохристианских представлений немецкого населения России отразились в рождественских мифологических персонажах, которые якобы приходили в семьи верующих на Рождество. Один из них – Пельцникель (Pelznikel) – появлялся, по свидетельству прихожан лютеранской общины, у поволжских немцев накануне Рождества, в Рождественский сочельник.

Непременными атрибутами Пельцникеля были розги, цепи, мешок. Наряд его состоял главным образом из вывороченного мехом наружу тулупа. Анализ имени мифологического персонажа наводит на мысль, что первая часть его связана с его одеянием, поскольку «Pelz» в переводе с немецкого значит «мех», а вторая половина слова происходит от сокращенного имени св. Николая. Известно, что простейшей формой ряжения, которая встречалась по всей Европе, было надевание вывернутой наизнанку овчинной или иной шубы, тулупа. Тулуп шерстью наружу считался символом плодородия. Возможно, Пельцникель, который наряду с наказанием непослушных детей, одаривал прилежных, выступал в роли предвестника изобилия в наступающем году.

Источник почитания Кристкинда, другого мифологического персонажа, коренится в христианской традиции. Несмотря на то, что прослеживается достаточно четкое происхождение слова «Крист» от Христос (Christus), и «Кинд» (Kind) – по-немецки «ребенок», т. е. «младенец Христос», поражает тот факт, что в представлении российских немцев Кристкинд никогда не представлялся в образе ребенка.

В народе Кристкинда знали как существо небесное, неземное, как ангела, возвещающего о рождении Христа. Трудно объяснить, почему под именем Кристкинда на Рождество к детям в немецких семьях Поволжья приходила одетая во все белое, с длинными волосами, добрая фея, хотя самого названия «фея» немцы не употребляли. Она могла приходить вместе с Вайнахтсманном (Пельцникелем) или одна, всегда выступая в роли утешительницы.

У русских христиан тоже есть традиционные угощения (сочни, компот). Рождественские песнопения, в которых славят Христа, называются в России колядками, а обычай петь и получать за это угощение или подарки называется колядованием.  В Рождественский сочельник проходят шумные игры, гадания.  В России тоже украшают дома, но это делают раньше, к наступлению Нового года. И подарки друг другу дарят тоже к новому году. Это связано со временем проведения праздников. В России Новый год празднуют раньше Рождества, в Германии наоборот.

Символами Рождества в России можно назвать изображения и фигурки ангелов, колокольный звон, а также рождественскую звезду. Россия многонациональная страна. Веками наши предки учились жить в мире, иначе нельзя, только живя в согласии, можно сеять хлеб, растить детей. Эту же идею миролюбия нес Иисус Христос, день рождения которого отмечают как Рождество.

В канун Нового года у всех народов издавна было принято подводить итоги прошедшего и встречать праздник с надеждой на совершение всего задуманного в наступающем году. Эти традиции живы и сегодня. Поэтому Новый год празднуется так весело и шумно. Не являются исключением и жители нашего села.

Встреча Нового года имела общественный характер, было принято ходить в гости и принимать гостей. Новогодний ужин, как и рождественский, был обильным и сытным. В новогоднюю ночь по улицам немецких сел ходили ряженые: чаще всего Пельцникель в сопровождении спутников, лица которых закрывали маски. Наиболее распространенными были маски медведя и быка.

На Новый год писали пожелания – новогодние записки «нойясцетль». Писали несколько желаний и клали бумажки с пожеланиями под подушку. Утром первую бумажку доставали и читали вслух – это желание должно было сбыться. Также на Новый год писали записки любовного содержания, которые бросали во двор любимой девушки или парня. Гости в Новый год приходили с поздравлениями – виндшами, имевшими характер благопожеланий.

Одним из любимых праздников является Пасха. Яйцо и заяц, бывшие прежде языческими символами, вошли позднее в христианскую символику. Известно, что яйцо, имевшее во многих культурах значение знака жизни и плодородия, в христианстве стало символом новой жизни, подаренной людям через смерть и воскресение Иисуса Христа. Пасхального зайца немцы считают символом Воскресения Иисуса Христа, ввиду приписываемого зайцу свойства не спать (из-за отсутствия век заяц во время сна просто закатывает зрачки вверх).

Немцы, эмигрировавшие в Россию, принесли с собой легенду о пасхальном зайце. Утром, в пасхальный день, дети в немецких семьях искали яйца и сладости, которые принес им ночью пасхальный заяц. Крашеные яйца прихожане дарили друг другу на Пасху, яйцами играли, каждый ребенок пытался выиграть как можно больше яиц. На Пасху дети делали горки из песка и катали с них яйца, те, кто выигрывал, получал приз.

Через 40 дней после Пасхи праздновался церковный праздник Вознесения Христова (Himmelfahrt Christi). Считалось, что утром в Вознесение вода и растения приобретают целебные свойства. Поэтому те, у кого болели ноги, до восхода солнца, босиком ходили по росе. Также рано утром молодые женщины с детьми и девушки собирали траву для чая.

Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу. В старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы – это ее похороны, а блины – это поминальное угощение. Но прошло время, и  грустный праздник превратился в разудалую Масленицу.

Осталась традиция печь блины – круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бои, тещины посиделки и другие забавы. Масленичные обряды очень необычны и интересны. Справляют ее целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели посвящен особым ритуалам.

В понедельник масленицу встречали. Вторник назывался «заигрыш». Среда – лакомка. Четверг – разгул. В среду зятья угощались блинами в доме у тещи, то в пятницу устраивали у себя тещины вечера с блинами. Суббота посвящена золовкиным посиделкам.

Воскресенье получило название «Прощенное». В этот день близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды. В последний день Масленичной недели происходит самое интересное действо проводы Масленицы – с торжественным сжиганием чучела Зимы.

Жители нашего села сохраняют традиции своих предков. И пусть многое утеряно, нить истории связывает нас с нашими истоками. Я счастлива, что являюсь частью этой жизни, частью этого удивительного народа. И каждое утро, проснувшись, я ощущаю радость, что родилась и живу здесь.
Зима 2017
Возрастная группа: 18+ лет
Дата публикации: 03 Января 2018


Вам нравится? 3 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...