НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Неутомимый труженик. Сахаров А.М.

Передо мной лежит старая фотография. От возраста на ней расслоились углы, выступили желтые пятна. Снимок был сделан в середине 50-х гг. ХХ в. В окружении детей сидит мужчина. Выражение его лица сразу притягивает к себе взгляд: незначительная улыбка на губах, немного морщинистый лоб, но самое главное: глаза – добрые, очень добрые. Его взгляд излучает спокойствие, желание быть на этом месте. Имя этого человека Сахаров Александр Михайлович. Он награждён орденом Ленина, ему присвоено звание «Гражданин ХХ века Сузунского района». Какой деятельностью заслужил этот человек такие награды?

Александра Михайловича помнят как учителя, как завуча Битковской школы, заведующего Сузунским РОНО, директора Сузунской семилетней школы № 1. Судьба этого человека была не простой. Свои коррективы в нее вносила политическая ситуация в стране, окружающие люди, но самое главное, ее создавал он сам: честно, справедливо, порядочно, в чем-то с юмором и большим уважением к окружающим людям.

Александр родился 9 сентября 1902 года в семье священника Михаила Сахарова. У отца были приходы в Коломне, Галицине, Домодедово и другие. Все детство и юность прошли в Москве. Учился в реальном училище, затем в университете им. Ломоносова. Занимался спортом, стал чемпионом Москвы по бегу. Проходя службу в армии, начал педагогическую деятельность – преподавал математику в кавалерийском училище (г. Боровое, Московская обл.).
Установившаяся советская власть резко изменила отношение к церковнослужителям и их семьям. До сих пор потомки Александра Михайловича не могут найти никаких свидетельств о том, что произошло с родственниками в 20-е гг. ХХ в. Но эти обстоятельства подтолкнули Александра Сахарова покинуть родную центральную часть России и скрыться в далекой Сибири. Здесь для молодого, энергичного москвича начался новый виток жизни.

В октябре 1927 года в окружной отдел народного образования г. Новосибирска Александр Михайлович подал заявление: «Прошу дать мне должность школьного работника в одной из школ округа. Член профсоюза работников просвещения с 15 апреля 1920 г. С 15 апреля 1920 г. по 15 октября 1924 г. работал учителем и заведующим школы I ступени в Серпуховском уезде Московской губернии. С 15 октября 1924 г. был мобилизован в ряды РККА, где и прослужил до 1 октября 1927 г. Последний год в Красной армии занимал должность старшего учителя полка. Образование: в 1919 г. окончил школу II ступени в Москве. В 1920 г. в силу материального положения вышел с I курса Московской горной академии. В 1923 г. окончил двухмесячные курсы для учителей при совпартшколе в Москве. В 1924 г. прослушал курсы для ликвидаторов безграмотности в г. Серпухове Московской губернии. В 1927 г. хорошо окончил совпартшколу I ступени. 15.Х.27 г. Сахаров».
И уже 17 октября этого года отдел образования Новосибирского окружного исполнительного комитета назначает Сахарова Александра Михайловича заведующим Плосковской начальной школы Битковского района. Так начался трудовой путь Александра Михайловича в нашем районе от рядового учителя до заведующего Сузунским РОНО. Здесь он сразу создает первый пионерский отряд и комсомольскую ячейку, организует туристические походы. Напряженной, интересной жизнью жила школа, ее питомцы, учителя.

В с. Битки Александр Михайлович продолжает сначала учительствовать, а затем принимает школу в качестве директора. Обучает неграмотных, руководит драматическим и музыкальным кружками, что позволяет ставит спектакли и проводить концерты в соседних сёлах. Это первая театральная практика на территории района. Александр Михайлович регулярно вел политзанятия с комсомольцами, участвовал в коллективизации, разъясняя политику партии и правительства населению. Заботясь о педагогическом коллективе, находил возможности, чтобы обеспечить учителей жильём. Во всё это было вложено немало сил неутомимым тружеником Александром Сахаровым.

В 1931 году в Битках открывается районная опорная школа, главным направлением работы которой было оказание методической и организационной помощи исполнительной власти в завершении перехода ко всеобщему начальному образованию. В числе преподавателей был и Сахаров. Это была первая в районе средняя общеобразовательная школа, выросшая на базе школы крестьянской молодежи (ШКМ). Так об этом времени, спустя почти 40 лет, вспоминал сам Александр Михайлович: «…Жили горячо. Работы было невпроворот. Днем учили ребят, вечером учителя шли в ликпункт. Безграмотность ликвидировали. Учиться хотел каждый, а принимали детей только бедняков. Помню, в пятые классы поступило заявлений от 200 человек. А нужно на половину меньше. Впереди шел бедняк. По классовому принципу подходили. Весело работалось, хоть трудности были огромные. Школа только на ноги вставала. Сами ребята были застрельщиками во всем. Шесть общежитий, например, выстроили для себя. Летом ребята трудились на пришкольном участке. 100 гектаров имели. На 40 - был покос, на 60 – посевы. Сами землю пахали. Сейчас интересно вспоминать, как совсем мальцы шли за плугом… Имели свой инкубатор… Школа тех лет, во многом не схожа с сегодняшней. Нам, например, вообще не приходилось говорить о дисциплине учащихся. Мы работали. Труд занимал все время». Высоко оценило государство эти нововведения. В 1939 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Александр Михайлович награжден орденом Ленина. Вручал его в Кремле М.И. Калинин - председатель Президиума Верховного Совета СССР. Среди всех наград, которых в его жизни будет еще не мало, наш земляк выделял именно эту. По воспоминаниям внучки, Юлии Лутковой, на пиджаке дедушка носил только этот орден.

В 1937 году Александра Сахарова переведут в Сузун. Возглавит коллектив Сузунской семилетней школы № 1. Здесь он проявит себя не только как грамотный, прекрасный учитель, но и человек осознающий, что воспитательный процесс - это не только книги и учебники. Это широкий спектр окружения ребенка, в том числе и созданное вокруг него благоприятное, красивое пространство. В современное время выращивать такие южные плоды, как вишня, слива, виноград, уже привычное явление. Но разбить сад в довоенные годы, да еще и вокруг школы – это было явление исключительное. Мало кто верил в это, и от того жители скептически смотрели на энтузиастов, которые на окраине поселка, на территории только что построенной новой средней школы, высаживали фруктовые деревья. В числе главных инициаторов закладки школьного сада был Александр Михайлович. Украшением школьного сада стала большая цветочная клумба. Ежегодно с каждой весной она покрывалась ярким ковром гвоздик, хризантем, астр, львиного зева, виолы и других цветов. Любоваться красотой сада приходили не только дети, но и взрослые, здесь отдыхали, фотографировались. Несколько фотографий с этими видами хранятся и в фондах нашего музея. Сыграл сад и свою агитационную роль: у многих домов тоже появились фруктовые насаждения.

Немало тех людей, кому Александр Михайлович дал «путёвку» в жизнь, помог правильно выбрать свою профессию. Вот как о нем вспоминали В.С. Дерябина, заслуженный учитель школы РСФСР, и А.И. Бархатова, отличник народного просвещения: «Мы благодарны судьбе, что в самом начале нашей педагогической деятельности оказались под крылом мудрого и доброго наставника. А Александр Михайлович был именно нашим наставником и даже кумиром. Казалось, он награжден был талантом учителя свыше. Нас подкупало его умение вставать на одну возрастную ступеньку с ребенком, чтобы понять мотивы и причины детских поступков. Он и сам обладал какой-то "детскостью" души». И дети видели в нем прежде всего большого и умного друга, уважение их было безгранично. Стоило ему на перемене выйти из учительской в зал, дети расступались, затихали, и он, обожаемый, прямо-таки шествовал сквозь их строй. А уж если садился за пианино (оно стояло в зале), ученики, замирая, или слушали музыку, или, если она позволяла, пускались в танцы. Любили его и дети, и учителя. Мы постоянно чувствовали его заботу. Он был барометром нашего настроения, старался создать комфортные условия для работы.

А еще Александр Михайлович был человеком эрудированным и творческим. Поэтому дух творчества всегда жил и в коллективе. На подъеме проходили вечера, смотры, олимпиады. А сколько было поставлено учителями спектаклей! До позднего вечера, а то и за полночь мы репетировали то «Милочку», то «Свои люди — сочтемся» со своим требовательным режиссером. Работа в школе рядом с Александром Михайловичем была настоящим счастьем. И многие из нас пронесли через всю жизнь святую память об этом удивительном человеке».
Не раз оценить государство вклад А. Сахарова. В 1949 году его наградят орденом Трудового Красного Знамени, будут и медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

Надежным тылом и опорой для А.М. Сахарова стала семья. Супруга, Антонина Андреевна, преподавала химию, биологию, была завучем школы. В ней уживались дисциплинированность, строгость, задор и веселье. Играла на музыкальных инструментах: балалайке, гитаре. Была прекрасной рукодельницей. Любовь к вышивке передалась и к внучке Юлии. К слову следует сказать, что и Александр Михайлович был человеком мастеровым, одним из важных хобби для него так же была вышивка. Из воспоминаний внучки Юлии: «В нашей семье долго существовал рушник, вышитый им. На нем были вышиты слова "Икур йом дереп йоде", я их помню до сих пор. Если буквы в словах читать в обратном порядке, получится "Руки мой перед едой». Для семейных торжеств Александр Михайлович выпускал домашние стенгазеты к разным датам. Часто читал наизусть произведения Некрасова, Пушкина и прочие. В браке родилось четверо детей. Двоих старших, Льва и Розу, рано забрала болезнь. Вся любовь проецировалась на Владимира и Азу. Особой любовью была окружена больше дочка. Александр Михайлович не обладал поэтическим талантом, но писал ей наивные стихи, пронизанные глубоким чувством обожания. Инспектируя район, приезжал домой за полночь. Несмотря на это, будил Азу, усаживал её с собой за стол, чтобы вдвоем пить чай из самовара.

Владимир, как старший брат и защитник, воспитывался более строго, не только отцом, но и матерью. С 13 лет уже один ходил на охоту. Поэтому, видимо, не случайно он в дальнейшем выбрал карьеру военного. В 1960 году установил мировой рекорд по прыжкам с 1500 м с принудительным раскрыванием парашюта. У Владимира два сына, у каждого тоже по мальчику. И зовут их Александрами в честь прадеда.

Дочь Аза пошла по стопам родителей. Окончив Пензенский педагогический институт, она почти сорок лет преподавала математику и физику. Воспитание сказалось на жизненной позиции - до конца своих дней вела активный общественную работу. Она была душой ветеранского клуба «Сподвижник».
Четверо внуков Александра Михайловича не пошли по стопам деда. Учителей среди них нет. А вот правнук Григорий, сын внучки Юлии, сейчас читает лекции на кафедре новейших компьютерных технологий МГУ. Видимо, гены дают знать о себе.

Потомки А.М. Сахарова очень трепетно хранят память о своем деде и прадеде. Многочисленные фотографии, документы, личные вещи по-настоящему составляют семейную реликвию. Они активно поддерживают связь между собой, ведут поиск и делятся новыми, выявленными фактами о судьбе предков.

В августе 2022 года сотрудники Сузунского краеведческого музея установили связь с внуком Александром (сыном Владимира) и внучкой Юлией (дочерью Азы). Александр Владимирович побывал в нашем музее. Его приятно взволновало родословное древо, встречающее всех гостей у входа. Именно здесь, рядом со знаменитыми личностями Сузунского района, он увидел своего фотографию деда, чем был очень тронут. Получив в подарок «Первый Сузунский численник», где есть статья об Александре Михайловиче, сведения о людях, награжденных премией Главы Сузунского района имени Сахарова А.М. «Лучший педагогический работник года», он потом напишет: «Спасибо, что сохраняете память!». С Юлией завязалась активная переписка, в результате которой она отправила уникальные, интересные фотографии, документы, а самое главное поделилась воспоминаниями. Благодаря этому знакомству мы открыли новые страницы истории о деятельности талантливого педагога, неутомимого труженика – Сахарова Александра Михайловича.

Емельянова Т.Б.,
научный сотрудник МБУК «ЦИИ»



Дата публикации: 14 Сентября 2022

Автор: Емельянова Т.Б., научный сотрудник МБУК «ЦИИ»

Отправитель: МКУК ЦИИ Чернакова

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...