НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


"Железнодорожный вокзал-ворота города"

История вокзала от истоков до современности.

Дореволюционный период.
          Наш город возник не на пустом месте, ранее здесь был поселок, которому предшествовало село Новочерновское, образованное в 1700 году на берегу безымянного озера русскими переселенцами, в этом селе постепенно открывались: винная лавка, 3 ветряных мельницы, православный молельный дом. Большинство населения было русским.
В конце XIX века Барабинск был маленьким поселком, где жили крестьяне-землепашцы, охотники, рыболовы. Жизнь крестьян ничем не нарушалась вплоть до того момента, когда началось строительство Сибирский железнодорожной магистрали. В феврале 1891года создается Комитет по строительству Сибирской железной дороги во главе с цесаревичем Николаем. По центральным губерниям поехали вербовщики рабочей силы. Желающих было немало. Одних в Сибирь гнала нужда, желание заработать, других – любопытство, третьих - наказание за лихие дела.
Все работы на этом строительстве велись вручную. Рабочий день продолжался в среднем 10 часов, платили 55 – 60 копеек в день. Жили в бараках, шалашах, землянках. Люди часто погибали от болезни и истощения. Можно смело сказать: железная дорога в Сибири построена на костях наших дедов и прадедов.  В разгар строительства на трассе работало 800 с лишним тысяч человек, они строили пути, корпуса депо; тут же и селились. Так в системе железных дорог появилась станция, а вокруг нее - одноименный поселок Каинск–Барабинский. Строительство будущей станции на Западно–Сибирском участке железной дороги началось в 1893 году. Первые рабочие появились здесь 20 июля и эта дата считается днем основания Каинска Томского.
          Сначала поселок тянулся вдоль железной дороги. Параллельно ей проходили две улицы: Деповская и Московская (ныне улица Ленина). Позднее стала заселяться территория к югу от железной дороги. Появились улицы Барнаульская (ныне Октябрьская), Томская (ныне Розы Люксембург), а также Курганская (ныне Луначарского). На территории поселка в начале 20 столетия насчитывалось 300-400 землянок. Несколько десятков деревянных и кирпичных домов с 1049 жителями. На станции выросло небольшое депо, где работало около 100 человек. Через Барабинск проходили 3-4 пары поездов.
             Одним из первых значительных сооружений станции Барабинск при сооружении Транссибирской железной дороги было строительство железнодорожного вокзала. Период его строительства, примерно, с 1893 по 1895 годы (в других источниках датируется с 1895, 1896, 1897 г.). Здание было деревянное, одноэтажное и не большое, но построено на каменном фундаменте. В нём находилась билетная касса, справочное бюро и зал ожидания. В 1895 году купец Рубанович построил кирпичное здание, по правую сторону от главных ворот вокзала находился его ресторан. На станции построили пассажирскую товарную платформу, дома для буфетов 1-го, 2-го и 3-го класса, кухню при пассажирском здании и кухню для переселенцев, а в пожарном сарае – комнату для телеграфа, несколько вагонов приспособили для жилья служащих и установили 6 домов, привезенных из Омска. Отзывы современников свидетельствуют о том, что здание вокзала было слишком тесным. Из-за многочисленных жалоб пассажиров власти были вынуждены в 1898 году начать строительство нового помещения. В 1910 году в Барабинске построили кирпичный вокзал. В 1917 году Каинск–Томский переименован в станцию Барабинск – самостоятельный, независимый от Каинска населенный пункт, состоящий, в основном, из рабочих.

Советский период 1917-1991 годы.
 После революции, как и везде в Сибири, на Транссибе, в Барабинске хозяйничали белочехи. Вокзал встречал и отправлял эшелоны с солдатами и техникой. И так - полтора года, с мая 1918 года по конец 1919 рабочие работали под прицелами винтовок. В районе вокзала в Барабинске скопились десятки поврежденных паровозов, в штабели укладывались замерзшие трупы солдат и офицеров армии «верховного правителя».
          Долгие годы понадобились стране, чтобы встать на ноги. Для восстановления железнодорожного транспорта люди работали бесплатно сверх установленного. Был восстановлен вокзал, к тридцатым годам его сделали более современным. В нем имелись уже две билетные кассы, отдельно - воинская касса, круглосуточно работал ресторан. Старый вокзал простоял до 1978 года, вмещал более 300 пассажиров.
1941 год. Великая Отечественная война стала суровым испытанием для всех барабинцев. На смену ушедшим на фронт пришли старики, женщины, дети. Вокзал принимал раненых, детей из эвакуированного Ленинграда, отсюда уходили эшелоны с бойцами, а также - бронепоезд «Сибиряк-барабинец», который защищал Москву и участвовал в боях на Карельском фронте.
           После окончания войны люди стремились быстрыми темпами восстановить разрушенное войной хозяйство. Барабинск постепенно восстанавливался, население росло, появлялись новые здания. В 1979 было принято решение о строительстве нового железнодорожного вокзала, а в феврале 1984 года он уже был построен. Его общая площадь составляет 5836 кв. м. Вокзал относится ко второму классу, расчетная вместимость которого составляет около 700 пассажиров. Ежегодно с вокзала отправлялись 500 тысячи человек. Для пассажиров были открыты дополнительные кассы по продаже билетов, комнаты длительного отдыха, камера хранения ручной клади, зал ожидания.

Реконструкция и капитальный ремонт вокзала.
   В 2010-2011 годах были выполнены работы по капитальному ремонту здания вокзала, а в ноябре 2011 года состоялось его открытие. На торжественном открытие присутствовали: начальник Западно-Сибирской РЖД Алексей Целько, губернатор НСО Василия Юрченко и начальник дирекции ж/д вокзалов филиала ОАО РЖД Сергей Абрамов.
           Вокзал кардинально изменился: полностью обновлен его интерьер, заменены оконные блоки, кровля, электроосвещение, сантехнические устройства, канализация, отопление и вентиляция. Произведён перенос кассового зала на второй этаж, расширена комната отдыха для пассажиров (комфортная гостиница на 50 человек), открыты комнаты и зал повышенной комфортности «Люкс», комнаты пассажиров с детьми. Впервые на Западно-Сибирской железной дороге вокзал на станции Барабинск оснащен электронным табло прибытия и отправления поездов, электронным расписанием, и лифтом для маломобильных пассажиров.
        Обновленный вокзал представляет новую технологию обслуживания пассажиров, где можно получить информацию о поезде, купить билет на электропоезд, удобно пересесть на автобусы (комплексное транспортное обслуживание населения) и другие сопутствующие услуги. Преобразилось не только пассажирское здание, но и весь привокзальный комплекс, проведена реконструкция перрона и пассажирских платформ, выполнены работы по благоустройству, замене подпорных стенок, асфальтобетонного покрытия. Имеется 3 платформы для посадки и высадки пассажиров. Островные платформы соединены со зданием вокзала крытым наземным переходом. За пассажирами в целях безопасности наблюдают 130 камер на территории вокзального комплекса.
         Большой, красивый и очень современный вокзал встречает и провожает в год около 500 000 пассажиров. В нем созданы совершенно новые по комфортности условия для сотрудников дороги и пассажиров. Комнаты отдыха и другая инфраструктура гостеприимно открыли свои двери после долгого ремонта. Вокзал сегодня – это целая философия, он тесно связан с техническим развитием российских железных дорог, развитием общества, региона и каждого города.


Дата публикации: 20 Июня 2022

Автор: Валентина Ноздренко

Отправитель: Валентина Ноздренко

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...