Коммуна «Первое мая»
Перед началом сева в 1920 году на восточной окраине нынешнего Тогучинского района коммунистами братьями С. К. Славиным и Т. К. Славиным, а также И. З. Марченко, И. П. Гапоновым, из крестьян деревень Барсучий и Высокий, было создано первое коллективное хозяйство – Первомайская коммуна. Почти одновременно, в деревне Серединка коммунистами Е. С. Козловым, Л. А. Болуденко, И. Л. Наприенко и Т. К. Козловым была организована коммуна «Красная звезда». У вступивших в коммуну бедняков и батраков хозяйства были маломощные, в среднем, на двор не приходилось и одной лошади. Вся техника состояла из плуга и деревянной бороны.
Как назло, 1920 и 1921 годы были неурожайными. Но, они не поколебали крепкую веру коммунаров в лучшее будущее. К весне 1923 года оба хозяйства объединились. Стало легче решать вопросы строительства и обработки земели. Коммуна ежегодно, до конца 1928, года раскорчевывала новые площади для посева озимых и пшеницы. Все делалось вручную, орудиями труда были лопата и топор. Только упорный труд коммунаров позволил в 1925 году построить на голом месте первый в округе типовой скотный двор на 75 голов дойного гурта.
Стали стабильными урожаи. Ржи получали по 13 – 20 центнеров с гектара, пшеницы и овса по 18-19 центнеров. Советское правительство на шесть лет освободило коммуну от уплаты налогов. Росло общественное хозяйство.
Решено было приобрести сельхозинвентарь. Первой была приобретена молотилка с фабричным конным приводом и очисткой зерна. Она была первой в районе. Но, когда, с ростом коммуны, стали увеличивать посевы, молотилка не стала удовлетворять. В 1926 году коммунары приобретают первый в районе американский трактор «Фордзон» мощностью 10 лошадиных сил.
Это было диво-дивное – первый трактор в районе. Когда он прибыл на станцию Арлюк, механик опоздал. Кое-как трактор столкнули с платформы. Несмотря на то, что он был заправлен, не нашлось ни одного человека, который смог бы запустить его. Но вот прибыл механик, и трактор пошел своим ходом. И пятнадцать километров, до самой коммуны, его провожала огромная толпа, не только дети, но и взрослые.
К трактору была приобретена прицепная техника, двухкорпусный плуг, дисковая сеялка и молотилки. В коммуне выделили двух комсомольцев, которые должны были работать на тракторе. «Курсы» организовали прямо в борозде.
В первой половине июня 1926 года, в воскресный день, была поднята первая борозда целинной земли. Радостям не было предела. Несмотря на поздний час, в поле собралось столько людей, что боронить землю не нужно было – вся она была перемешана ногами. Эта борозда была большим праздником для коммунаров и послужила наглядной агитацией среди крестьян соседних сел, которые пришли на первую борозду за 10-15 километров.
После пятидневных занятий трактор перешел в распоряжение Архипа Козлова и Сергея Терехова.
Вот, как вспоминает о тех сложных и непростых годах первый тракторист коммуны и района Архип Ефремович Козлов: «Коллективный труд, хозяйственный рост коммуны понравились крестьянам. В районе стали появляться и другие коллективные хозяйства. Коммуна «Первое мая» своим трактором не только пахала, сеяла и молотила на своих полях, но и оказывала большую помощь крестьянам в обмолоте хлеба на их землях. Тракторная молотьба не требовала привлечения лошадиного тягла, и меньше требовалось людей. Молотилка приводилась в движение трактором и производительность труда резко повышалась. Лошади освобождались на другие работы.
Трактор работал день и ночь. Молотилка с трактором намолачивала в сутки более тысячи пудов, а работали при этом всего 20 человек. Хлеб был чистый и разделен на три сорта. Конная же молотилка могла намолотить это количество зерна за три дня с 60 занятыми людьми и 24 лошадьми.
Много было сомнений у коммунаров по поводу столь сложной техники, как трактор. Изучить и рационально использовать его в коммуне не было человека. Никто не имел даже элементарных знаний о работе машин с двигателем внутреннего сгорания. По решению партийной организации и правления коммуны трактор был доверен самым грамотным по тому времени комсомольцам, едва успевшим окончить по пять классов начальной школы: мне и Сергею Терехову. Я только что вступил в комсомол и не успел еще отвыкнуть от пионерского галстука, и первую борозду проделывал в пионерском галстуке. Краткосрочное обучение у прибывшего в коммуну инструктора Д. М. Софиенно, бессонные ночи над учебниками по трактору «Фордзон» дали свои плоды. Доверие партийной организации и правления коммуны было оправдано. Трактор, назло кулакам, что его разберут ребятишки (так нас в то время называли), развинтят по винтику и продадут коммунарские денежки, работал от зари до зари. Круглые сутки на «Фордзоне» нельзя было работать в поле. Он не был оборудован светом. Позже и этот недостаток был устранен. С 1927 года заставили американский «Фордзон» светить светом на советской земле».
Успешная работа первого трактора подтолкнула коммунаров. В 1927 году был приобретен второй трактор «Фордзон», а затем в 1929 году приобрели сразу два трактора американской фирмы «Интернационал». Это были мощные тракторы, пахали трехкорпусным плугом, возили 24-х рядную сеялку на третьей скорости, а затем, к весеннему севу 1930 года, коммуна приобретает еще четыре трактора, более мощных по тому времени, «Джон-Дир». Всего к началу сплошной коллективизации в коммуне имелось уже 8 колесных тракторов. Тракторный и машинный парк позволил поднимать и засевать 2500 гектаров земли. Серп и плуг был окончательно изгнан.
- Комментарии
Загрузка комментариев...