НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Мой первый учитель фронтовик Александр Крутик

Тихо потрескивают сучья в костре. В густой тьме тесным кружком у огня сидят ребята. Уже улеглось веселье, перепеты все песни, но не спится. И кто-то из нас тихонько попросил: «Александр Степанович, расскажите нам о войне!».

Александр Степанович Крутик – наш учитель физкультуры. Ни один поход не обходился без его рассказа о том, что довелось пережить, по каким военным дорогам пройти семнадцатилетнему солдату Александру Крутику. Уже нет в живых нашего школьного учителя, но я до сих пор вспоминаю его рассказы, как мы тихонько сидели, затаив дыхание, волнуясь и переживая вместе с ним.

Первый раз призвали Александра Крутика в 1942 году. Но слишком мал он был ростом, и потому попал на фронт только в 1943, сразу в самое пекло. 221-й противотанковый дивизион уничтожал Корсунь-Шевченковскую группировку противника. После месяца упорных боев те, кто вышел из них живым, могли уже считать себя бывалыми солдатами.

Первый орден Красной Звезды получил Александр Степанович в Карпатах за успешно проведенную разведку. Правда, после нее они с другом, старшим лейтенантом, которого тоже звали Сашей,  месяц пролежали в госпитале, а потом сбежали оттуда, боясь, что не попадут опять в свой родной дивизион.

Тяжелые бои ждали их впереди. 1944 год... Под каким-то немецким городком на заводе засели фашисты, которых уже две недели не могла выбить оттуда пехота. К тому времени бойцы дивизиона даже стали, как сказал Александр Степанович, лихачить, пренебрегать опасностью. Провели разведку. Установили, что по дороге, которая ведет к заводу, смогут пройти машины в два ряда, чтобы потом, на открытом месте, мгновенно развернуться и открыть огонь по противнику, захватывая как можно большую площадь.

Операция заняла считанные минуты. Пораженные такими неожиданным дерзким манёвром, фашисты позорно отступили и были уничтожены. За мужество, отвагу и находчивость многие участники операции были награждены. На груди Александра Крутика появился орден Славы III степени.

Но не только о боях и походах рассказывает Александр Степанович своим ребятам. Учитель, отдающий всего себя любимой работе, рассказывает о становлении характера, о воспитании мужества и находчивости, о крепкой солдатской дружбе. Примеров, конечно, находится множество.

Крепко дружили они с тем старшим лейтенантом Сашей. Не помнит теперь Александр Степанович ни фамилии его, ни отчества. Молодые были, по отчеству друг друга не звали. И вот однажды был старший лейтенант Саша ранен, отстал от дивизиона и как в воду канул. Что поделаешь — война.

Прошло полгода. И вот однажды на КП, где дежурил Крутик, позвонили.

— Беру трубку, — рассказывает Александр Степанович, — и слышу: «Здорово, брат!». Удивился я. Не по уставу вроде. Спрашиваю, кто это. На том конце провода смеются. И все же понял я, что это Саша, пропавший мой друг. Бросил трубку и бегом к штабу.

Да, на войне бывало все. Тем более, что закончил воевать Александр Крутик, когда ему было всего-то двадцать лет. Это по паспорту. А на самом деле, еще меньше. Ведь он из жгучего желания попасть на фронт сделал себя года на два старше, когда проходил медицинскую комиссию. Мальчишкой был еще, по сути дела. Только вот за плечами у него было уже три года войны...

— Война закончилась для нашего дивизиона в городке Бреслау, что стоит на Одере,— рассказывает Александр Степанович. — В этом месте Одер делает развилку, образуя небольшой остров. Вот на этом острове оставались капитулировавшие, но еще вооруженные немцы.

На их разоружение от нашего дивизиона выбрали 50 человек. Я, к своему огорчению, в их число не попал. Подошел к командиру, а он мне: обойдешься и так. Не понимал тогда, что он жалел нас, юнцов, и не хотел посылать туда, не хотел нас подвергать риску. Мало ли как могло кончиться.

Но тогда мне стало обидно, и я решил любой ценой на остров попасть. И попал. Взял чей-то велосипед и поехал на нем этаким туристом по мосту, который был проложен к этому острову. Сообразил, как обмануть часовых. Рассудил правильно, что по-своему все равно стрелять не будут. Ну и получил за это, конечно, суровое наказание.
Военная жизнь Александра Крутика не закончилась в 1945 году.

Демобилизовался он только в пятидесятом году, побывав в Австрии, Венгрии, Комсомольске-на-Амуре, на Сахалине. Вернулся на родину и в 1952 году приехал в Новомихайловку учителем физкультуры и военного дела. Да так здесь и остался. Заочно окончил Новосибирский техникум физкультуры.

Александр Степанович вёл очень большую общественную работу. Около восьми лет он являлся бессменным секретарем партийной организации школы. Исполнял обязанности заместителя председателя сельского Совета, являлся членом исполкома, председателем товарищеского суда и  пропагандистом в сети комсомольского просвещения.

Моё поколение воспитывалось на примере таких замечательных людей как Александр Степанович Крутик. Мы помним по его рассказам каким мужеством и героизмом обладали участники Великой Отечественной, мы до сих пор гордимся их стойкостью и героизмом.
Зима 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 21 Февраля 2017


Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...