«Стационарные авиационные мастерские – 125» станции Обь в годы Великой Отечественной войны – всё для фронта, всё для Победы!
В 1935 году для ремонта авиационной техники, находящейся на вооружении в войсковых частях ВВС СССР, в селе Толмачево в 28 км от Новосибирска, на станции Томской железной дороги Обь, к которому относилось население нашего будущего города, были созданы небольшие авиационные мастерские. Работали в примитивных условиях, в неприспособленных помещениях, с нехваткой технического оборудования и квалифицированных рабочих, в 1938 году отремонтировали 31 самолет, 60 авиамоторов, 100 авиационных лыж. Когда началась война, в 1941 году мастерские были включены в состав Новосибирской военной авиационной школы, с января 1942 года - 125 авиационные мастерские, с января 1943 года – 125 авиационные стационарные мастерские - до 1946 года. «Коллектив наших мастерских ведёт работу на одном из важнейших участков. Он вводит в строй авиационных полков новые самолёты, готовые обрушить на головы врага смертоносный груз. Военная обстановка требует от нас величайшего напряжения сил, мобилизации всех ресурсов, проявления изобретательности в разрешении вопросов, поставленных командованием перед нами. Дать стране больше самолётов, моторов, вооружения, автотранспорта, выпустить их в сжатые сроки при высоком качестве – вот задача, за разрешение которой должен биться каждый рабочий, служащий, инженер и техник наших мастерских», - так характеризовал задачи авиамастерских в годы войны начальник, военинженер 3-го ранга Любавин. «Дать стране больше самолётов, моторов, вооружения!» – эти слова стали лозунгом мастерских на четыре года войны. В составе САМ-125 10 цехов (к концу войны – 11): самолетный, моторный, слесарно-технический, вооруженный, приборный, радиоцех, автоцех, гальванический, электроцех. Рабочие и служащие ремонтировали самолеты и моторы: ЯК-7, ЛАГГ-3, Р-39, И-6, УТ-2, СБ, У-2, Р-5, М-100, М-103, спецмашины ГАЗ, Б3-38. В архивных документах упоминается 47 специальностей рабочих, среди которых слесари, нормировщики, кузнецы, компрессорщики, клепальщики, чертежники, молотобойцы, строгальщики, дефектаторы. В условиях военного времени - жесточайший режим экономии, учет материалов, запреты на выбраковку важных в процессе ремонта деталей, каждая заклепка и каждый болт подвергались тщательной шлифовке, подгонке и проверке.
Для внедрения изобретений и усовершенствований в феврале 1942 года в мастерских создана комиссия по рационализации и изобретательству, рассматривались способы клепания болтов, внедрения приборов по измерению величин орудий и самолетов. Начальник Любавин, подчеркивая значимость качества термической обработки болтов, указывает: «В авиации мелочей нет!».
С 8 сентября 1941 года трудились в две смены по 11 часов. Отпуска не использовали, с 6 июня 1942 года выходные дни устанавливались нормальными рабочими днями продолжительностью 8 часов, без выходных работали по несколько месяцев. Высокие темпы работы, ежемесячное перевыполнение норм, участие в соревнованиях ремонтников ВВС КА Западного фронта – таким был труд наших земляков. Коллектив имел большую группу стахановцев, чьи имена из приказа в приказ упоминаются о поощрении личного состава. Осознавая важность и значимость своего труда, многие рабочие не уходили домой, спали здесь же в цехах по несколько часов и возвращались на рабочее место. Так в 1-м самолетном цехе (руководил цехом техник-лейтенант Ворошилов В. И.) в апреле 1942 года восемь рабочих работали без перерыва в течение двух с половиной суток. В социалистическом соревновании самолетный цех сохранял символ трудовой победы - переходящее Красное Знамя. В декабре 1942 года его план выполнен на 121 процент, в 1945 году - на 150 процентов, стахановцы цеха Письменный П., Орещенко А., Шмаков И. перевыполнили нормы на 300-350 процентов.
В апреле 1944 года инженер-майор Григорьев, оценивая показатели мастерских, подчеркивает: «Эти успехи не дают права снижать темпы работ!».
На предприятии была установлена жесточайшая дисциплина военного времени, например, за опоздание на работу на 40 минут в декабре 1943 года слесарь цеха № 2 был отдан под суд. За труд получали заработную плату, за перевыполнение планов – премии. Самая высокая зарплата в декабре 1943 г. в цехе у техника – 450 р., самые низкие – у учетчицы и ученика слесаря – 80 р., в то время, как килограмм муки в 1943 году стоил в среднем 200 р. 14 августа 1942 года приказом № 195 устанавливается карточная система. С мая 1942 года при мастерских создается подсобное хозяйство, рабочие (или члены их семей, которые не получали карточки на питание в столовой мастерских) должны были отработать со своим инвентарем одиночки – 5, семейные - 10 дней в месяц с мая по сентябрь. Подсобные работы начинались в 8, завершались в 22 часа. Из продуктов, выращенных на приусадебном хозяйстве, готовили в столовой питание для рабочих и служащих: обед из двух блюд и ужин из одного блюда. Приказом № 18 от 24 января 1943 года обед готовился из следующих продуктов: 100 г. картофеля, 400 г. капусты, 40 г. мяса, 10 г. жиров, 8 г. соли. Хлеба в меню нет. Продовольственные карточки взамен талонов на питание изымались. Но, тяготы войны не сломили дух сибиряков.
В формулировках приказов предстают живые люди с их чаяниями, надеждами. Несмотря на испытания и тяжелый труд в военное время, люди помогали друг другу, поздравляли с праздниками, делились и поддерживали. Семьи служащих брали на воспитание детей, в том числе из блокадного Ленинграда, размещенных в детском доме в здании нашей школы № 60. Старший техник лейтенант Малолетов И. И. в 1943 году удочеряет Буторовкину Серафиму в возрасте 1 года 3 месяцев. Сила духа и человечность в тяжелые военные годы вызывают глубокое уважение и гордость.
В наши дни на территории авиамастерских расположены различные организации, но сохранились два ангара для ремонта самолетов, административное здание и один цех времен Великой Отечественной войны.
В архивах города Оби установлены имена людей, работавших в мастерских целыми семьями, трудовым героизмом приближавших Победу, чьи потомки живут в нашем городе: Зенины, Шмаковы, Мелеховы, Орещенко, Предвечных и многие другие.
Поисковая работа дала нам представление о героическом трудовом пути наших земляков и жизни тыла в годы войны. Самое главное – будет сохранена память, которая объединяет поколения.
- Комментарии
Загрузка комментариев...