НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Школа, я буду помнить тебя всегда! К 100-летию системы образования в с. Степногутово.

Школа, я буду помнить тебя всегда!
 (Воспоминания выпускницы 1973 г. Будаева Людмила Николаевна)

     Историческая справка. Село Степногутово образовалось в 18 веке. Его общая площадь –15086 га. Расположено от районного центра в 75 км. Поселение с востока граничит с Кемеровской областью. Большую площадь занимают степи и лесостепи. На юге поселения начинается тайга и отроги Салаирского кряжа. Столица Сибири – Новосибирск, находится в 147 км, от села. Через всё село протекает река Тарьсма, богатая рыбой. Неофициально образование в селе Степногутово началось в 1921 году.
  Жительница Сафонова Е. И.  обучала грамоте всех желающих на дому. В 1922 году, на месте старого клуба, уже - учитель, Ширинский обучал детей. Обучаться грамоте приходило 50 человек. В 1937 г. была открыта первая школа. В ней учились до ноября 1965 года, после чего построили новое кирпичное здание школы, которое работает и поныне. Многие истории хранят её стены. Меняются поколения учеников и учителей, но одно остаётся неизменным: кипучая школьная жизнь с ворохом событий.
       О героях пишут книги, сочиняют и поют песни, посвящают стихи. А я хочу вспомнить школьные годы, которые как огонёк светят и манят к себе своей искренностью и неповторимостью. Школа – мой Герой. Она мой вдохновитель и неисчерпаемая кладовая житейской мудрости. Школа моей юности! Сколько лет бы не прошло, а я помню тебя шумной, смешной, беззаботной девчонкой с короткими косичками и с вздёрнутым носиком и хитрющими глазами мальчишки. Так о школе вспоминала выпускница семидесятых годов двадцатого века Людмила Николаевна Будаева (Фоминцева). Искорки смеха в глазах, меняющаяся интонация, жестикуляция, заставляли грустить и смеяться над её рассказами.
       В первом классе нас принимали в «октябрята». Наш класс разделили по группам в количестве 5-6 человек, которые назывались «звездочки». К нам приходили вожатые-пионеры. Они нам помогали во всем. Между «звездочками» проходили соревнования. В какой «звездочке» было больше «пятерок» и меньше «двоек». В стенгазете отображались результаты соревнований между «звездочками». Мы старались во всем равняться на пионеров. Очень все хотели быстрее вырасти и стать пионером. И вот это время наступило.
       В третьем классе нас стали принимать в пионеры. Сначала приняли лучших учеников. День приема в пионеры – 22 апреля, день рождение Владимира Ильича Ленина (Ульянова). Каждый вступающий в ряды пионерской организации давал такую клятву: я, (Фоминцева Люда), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза.
В этот день я читала вот это стихотворение. Людмила Николаевна рассказала его наизусть. Она сказала, что никогда не забывала это стихотворение:
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
А под этим знаменем
В бой идут бойцы,
За отчизну бьются
Братья и отцы.
Как повяжешь галстук,
Ты – светлей лицом…
На скольких ребятах
Он пробит свинцом!..
Пионерский галстук –
Нет его родней!
Он от юной крови
Стал еще красней.
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.(Степан Щипачев)
      Это было престижно вступить в пионерскую организацию в первых рядах. Затем, в другой день принимали остальных ребят. Пионерский галстук был красного цвета. Он – символ единения пионеров, комсомольцев и коммунистов.
        В день рождения пионерской организации, а это было 19 мая, мы всей школой ходили на пионерский костер. Мероприятие проходило на территории нынешней спортивной площадки. Пели песни, проводили соревнования. Было весело и радостно!
         И вот мне исполнилось 14 лет. Это возраст для вступления в комсомол. Надо было успевать в учебе, быть по поведению примером для октябрят и пионеров и вообще для всех. Меня приняли и моих одноклассников: Будаев Владимир, Букреева Валентина, Гордеева Люся, Бурцев Леонид, Жильцов Михаил, Колганов Юрий, Прокофьев Александр, Мавринская (Басалаева) Ирина и др. В классе нас было 16 человек: десять девочек и шесть мальчиков. В каждом классе был свой комсорг. У нас была Букреева Валентина. Общешкольной комсомольской организацией руководила в наше время Чильцова Нина Павловна. Она училась классом постарше. А в 1972 г. их класс был выпускной, и выбрали комсоргом школы нашу Букрееву Валентину. А на её место мы выбрали Гордееву Людмилу. Ох, и Людмила-заводила была! Выдумщица! Обязательно проходили комсомольские собрания, где мы решали все вопросы, которые касались нашей учебы и отдыха. Кто плохо учился, вызывали на собрание и строго с них спрашивали, почему они не хотят учиться. Своим отношением к учебе они бросали пятно на всех комсомольцев. Мы этого не допускали, поэтому все боялись быть вызванным на собрание за плохую учебу. Мы тоже были детьми, но такие все родные друг другу. И у нас случались какие-либо нехорошие ситуации. И тогда тот, кто провинился (Людмила Николаевна употребила слово: нашкодил), вызывался сначала на классное собрание. Каждый комсомолец, глядя в глаза своему однокласснику, давал оценку его поступкам. Ну, а если не помогала эта мера воздействия, тогда уж вызывали на общешкольное комсомольское собрание. А его уж все боялись! Поэтому старались исправиться после классных собраний. Конечно, были случаи, когда разбирали за плохие поступки на школьных комсомольских собраниях.
Хочу отметить, что мы были все очень активными ребятами. 
         Художественная самодеятельность не обходилась без нашего участия. Ни один концерт! У нас были свои заводилы. Это Гордеева Люся. Это человек-огонек! У нас всегда были наготове различные идеи. Людмила Николаевна рассказала, как они удивили всех номером «Цыганский табор». Мальчики раздобыли где-то железный треножник. Мы его украсили красными лентами, а внутрь треножника поставили лампу и устройство такое, типа фена, чтобы создавался эффект горящего пламени, огонь которого раздувает ветер. Когда выключили свет на сцене, зрители все ахнули, думали, что это горит настоящий костер. Вот так правдоподобно выглядело придуманное устройство. И вот на сцене появляется табор цыган, и Мавринская Ирина начинает петь. Ох, как же она хорошо пела! А мы все ей подпевали. Ну, настоящий цыганский хор получился! А Андреева Люба (Микурова), она тогда еще маленькая была, смугленькая такая, волосики черные, ну, настоящий цыганенок! Она нам помогала создать эффект цыганской семьи, что у нас и получилось здорово! Все пели, танцевали. Много времени прошло, а я все помню хорошо. Главное помню, что мы все дружили между собой и во всем помогали друг другу.
         Люся Гордеева была инициатором идеи помогать колхозу. Это она подговорила девочек вместо прохождения летней практики на участке школы, доить коров в колхозе. Девочки после 8, 9-го классов ездили в тайгу (тогда там находилось колхозное стадо) доить коров. Это Верх-Коурак, Лебедиха. Раньше там были деревни, и когда-то жили люди. Но в наше время там уже никто не жил. Ведь тогда поголовье дойных коров было большое, поэтому их угоняли на откорм в тайгу, где, вдоволь травы. Доярки не справлялись, уставали. Да, и не каждая женщина могла оставить детей, семью на неделю. Поэтому в основном уезжала в тайгу молодежь. И наши девочки в этом деле были очень нужными помощниками. Они приезжали домой один раз в неделю, в субботу. Вечером привезут их, а утром, в воскресенье, в 5 ч. утра уже надо назад возвращаться, коровки ждали. Доили их всегда очень рано. В тайге никто не унывал. И там девочки находили себе занятия-развлечения. Вечером собирались у костра: пели песни, танцевали. Ведь молодежь, есть молодежь! Даже сейчас, когда встречаемся, то девчата, а теперь уже бабушки, всегда с теплотой вспоминают то время.
         А я в Колтыраке набрала себе группу телят и все лето растила своих подопечных. Мне дали коня, на котором я подвозила телятам обрат (молоко, пропущенное через сепаратор), сено, сухой корм (комбикорм). Телятки дали хороший привес. На деньги, что мы заработали за лето, мы смогли купить все необходимое к учебному году. Надо было купить учебники, тетради, школьную форму. Сами, без родителей, ездили в Кемерово, чтобы все это купить. Самостоятельные были!
          Чем занимались наши мальчики-одноклассники? Они тоже не скучали, баклуши не били, а трудились. Под руководством учителя по трудовому обучению Василия Васильевича Рудякова, они создали производственную бригаду. Отремонтировали старенький трактор МТЗ-50. Он был, что говорится без окон и дверей. Но мальчики привели его в рабочее состояние и на нем стали помогать сеять зерновые. В мае началась горячая пора – посевная. Мальчишки с нетерпением ждали конца последнего урока, чтобы сбегать домой переодеться, наскоро поесть и в поле, к трактору: сеять турнепс.  В июне, когда начались каникулы, мальчишки уже в полную смену, наравне со всеми, работали в поле: от восхода до заката солнца. И вот взошли первые всходы. Хорошие такие росточки! Но на них напала какая-то блошка, всходы гибнут. И что придумали наши парни? В марлевые мешочки насыпали дуст (Ядовитый химический препарат в виде порошка, применявшийся для уничтожения вредных насекомых. Сейчас запрещён), сели на лошадей и стали ездить по полям, держа мешочки с дустом в руках. Лошадь идет, а из мешочков дуст сыпется на всходы. Так и спасли турнепс. В том году урожай турнепса был отменный. Столько радости было у наших мальчишек, и мы с ними радовались.
         Председатель колхоза Бусыгин Иван Афанасьевич предложил правлению колхоза отметить работу производственной бригады, наградить их поездкой в Москву. С мальчишками поехала пионервожатая Козлова Любовь Ивановна на весенних каникулах. В Москве они жили у родственников Любови Ивановны. Приходили, чтобы переночевать, потому что целый день был занят экскурсиями. Надо сказать, что в Москву ездили: Будаев Владимир, Колганов Юрий, Бурцев Леонид, Прокофьев Александр. А вот Жильцов Михаил, не помню, по какой причине, не смог поехать в Москву. А ведь он тоже был в производственной бригаде. Но зато он поехал с нами, девочками, в Новосибирск. Мы ездили на экскурсию. Мы ведь тоже приняли участие в уборке турнепса. Мы его собирали и грузили в тракторные телеги. В город с нами ездила Тамара Георгиевна Дерягина. Жили у знакомых, спали на куртках, вместо кроватей. Было весело, интересно знакомиться с достопримечательностями города. Из города привезли много впечатлений, было, что вспомнить целый год. Я в первый раз тогда узнала, что означает слово «рагу». Пошли в столовую, читаем меню и не можем понять, что это за рагу или, может быть, рога? Вот было смеху, когда это оказалось обыкновенное жареное мясо с подливом. И сейчас смеюсь, вспоминая «рога».
          Вот так мы учились и трудились, помогая своему колхозу. И никто не отлынивал, никого не надо было уговаривать. Надо, значит,- надо! Каждую осень, почти вся школа, кроме начальных классов, мы копали картошку на колхозных полях. Кроме того, еще и у каждой семьи было обязательство: своя делянка картошки на колхозном поле, которую надо было выкопать для колхоза. Помогали родителям и в этой работе. Весь сентябрь - то на картофельном поле, то ночью - на току грузили машины, отрабатывали зерно, то в поле загружали сеялки. Ведь, техники было мало, так, что, во время уборки урожая, каждые рабочие руки были колхозу необходимы. На помощь из города приезжали студенты и солдаты. Трудились на славу, уставали, конечно, но молодость брала свое. Короткая передышка, во время которой мы умудрялись попеть, пошутить и силы восстанавливались. Мне есть, что вспомнить о своей такой бурной школьной жизни. Мы учились, приносили пользу своей родной школе и колхозу.
   Я желаю тебе: живи, родная, долго! Пусть свет твоих окон не гаснет и не умолкает ребячий смех!

Воспоминания записала учитель МКОУ Тогучинского района "Степногутовская средняя школа".


Дата публикации: 08 Февраля 2022

Автор: В. Тутынина

Отправитель: Валентина Тутынина

Вам нравится? 3 Да / 1 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...