НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ БУГОТАКСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (Ч.1, 2, 3)

                                                                                                      ВРЕМЁН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

                                                                                                       «…Нельзя не гордиться тем краем, в котором мы живём!
                                                                                                            Берегите его – это ваш дом, ваша Родина!
                                                                                                            Ничего в жизни не может быть краше и дороже,
                                                                                                             чем та Земля, которая вас взрастила. Будьте достойны её!»
                                                                                                                                                                                                        Ж. Ф. Пивоварова

      Понятие «отечество» для человека связано с конкретным краем, с памятью о его родных и близких. Существует очень прочная, но незримая связь между поколениями. Нельзя строить будущее, если не чувствуешь под ногами прочного фундамента прошлого, не знаешь своих истоков. Несколько столетий наши предки создавали этот фундамент, возводили дома и храмы, распахивали земли, прокладывали дороги. И каждому благоразумному человеку бывает интересно узнать, кем и как обустраивался его край, как жили его предки.
    «Иван, не помнящий родства» - существовало в народе прозвище по отношению к человеку, который неизвестно откуда прибыл и скрывал свои корни или не знал их. Такой человек не пользовался уважением окружающих. Мы не должны быть «Иванами Непомнящими», не знающими истории своего края и не чтущими своей родословной.
                                                                
ПРЕДИСЛОВИЕ
   Не сговариваясь ни о чём, собирать историю села Буготак, а точнее, Буготакского сельского поселения, по роду своей деятельности, начали в разное время несколько человек: сельский библиотекарь – Югова Ирина Васильевна, режиссёр местного Дома культуры – Бабикова Елена Михайловна, а позднее – Маланин Никита Владимирович, председатель женсовета – Лазенкова Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы – Митянина Татьяна Ивановна, старший воспитатель дошкольных групп МКОУ Тогучинского района Попова Алина Геннадьевна, педагог дошкольного обучения – Сульгина Татьяна Николаевна и я, педагог - библиотекарь средней школы – Бобкова Галина Викторовна. Потребность в этом назревала, в основном, к праздникам, конкурсам и юбилейным датам. Но иногда, по велению сердца, занимались этим и простые односельчане, например, Ильиных Надежда Григорьевна по могилам солдат, умерших в селе после Великой Отечественной войны, восстановила их имена для мемориальной доски местного обелиска.
   Собирали историю Буготакской школы учителя Адамчуки Алексей Фёдорович и Тамара Ивановна, Жукова Альбина Васильевна, но, к сожалению, она пропала после пожара школы.
   Когда мне предложили должность музейного работника в школьном историко-краеведческом музее, я решила собрать историю села воедино. Люди приносили в музей фотографии, документы, вещи, бывшие ученики нашей школы присылали свои воспоминания. Я ходила по селу, разговаривала со старожилами, собирала материал в соцсетях. В определении точной даты создания нашего села помог протоиерей Горновского прихода в честь Рождества Христова - Отец Игорь Затолокин, бывший учитель истории.
   Так, по крупицам начала вырисовываться история нашего села.
В небольшом сибирском селе Буготак под Новосибирском есть Родник. Сколько ему лет, никто не знает, но, возможно, он был ещё задолго до рождения села.
   Давайте познакомимся с историей Родничка и историей села Буготак.
                                                                                                                           Ч.1
  О СТАРЫХ ВРЕМЕНАХ РОДНОГО КРАЯ
    В древности и средневековье слово Сибирь, где родился наш Родничок, по отношению к территориям Северной Азии не употреблялось.
    Сибирь, до прихода русских, представляла огромную малонаселённую пустынную страну, в которой и жил наш Родничок…
С XI века за Урал для добычи пушнины стали проникать смелые ватаги свободных зверодобытчиков, а затем и новгородцев. История частичного вольного русского освоения Сибири началась с XV века. Слухи о том, что за Уралом лежит огромная малонаселённая и богатейшая страна дошли до самой столицы. Для царских особ это был лакомый кусочек. И в конце XVI века был организован знаменитый поход Ермака для разгрома Сибирского ханства, в результате которого Сибирь была присоединена к России. Так началось государственное обустройство новых сибирских земель. Название Сибирь стало применяться по отношению ко всем территориям, постепенно присоединяемым к Российскому государству, начиная от Уральских гор до побережья Тихого океана.
    В настоящее время эта территория делится на Западную, Восточную Сибирь и Дальний Восток. Но непростым и нелёгким было заселение Сибири. Бывшее Сибирское ханство с неохотой отдавало прибыльные земли, поэтому, продвигаясь вглубь Северной Азии, решено было направить туда казаков строить городки-крепости (остроги, форпосты), защищающие от набегов врагов – джунгаров - на караваны. Одни караваны двигались из Сибири в Москву с дорогой пушниной, золотом и алмазами, поступавшими на мировые рынки, гарантируя правительству стабильные доходы, другие – из Москвы с документами, современными орудиями труда,  провизией и прочим.
    С 1637 года Сибирь была уже разделена на 4 разряда. На территории Западной Сибири были Тобольской и Томской разряды. Административным центром являлся Тобольск. Административной единицей был уезд.
    Русские остроги (оборонительные сооружения) в Сибири играли ещё одну важную роль – это были первые центры православия, которые расширяли и углубляли влияние России в сибирском регионе. Они выполняли военные, ритуальные, административные и бытовые функции.
    Элементы церковной архитектуры являлись обязательным элементом оборонительных сооружений острогов. Это были выносные часовни над воротами проезжих башен или колокольни. Завершение строительства острога всегда сопровождалось возведением церкви в центральной части оборонительного сооружения. Она играла не меньшую роль, чем башни и стены острога. Значение церкви было настолько велико, что иногда дату её сооружения могли соотносить со временем освоения острога. Например, заселение Умревинского острога в 1708 г. могло быть обусловлено тем, что именно в этом году в нём была построена церковь Трёх Святителей Умревинского острога. Мы о ней здесь упоминаем не зря.
    Остроги были, в основном, похожими друг на друга. В своей книге «По старому Московскому тракту» Н. А. Миненко (учёный-сибиревед и популяризатор). – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990», в которой рассказывается об освоении русскими территории Новосибирской области, о возникновении первых русских острогов и деревень, о формировании постоянного населения и особенностях его жизни и быта) так описывает острог: он был «весь рубленой, в две стены с переградами и покрыт весь тёсом, а по углам 4 башни да в стенах 2 башни и с проезжими воротами и  запускными решётками и покрыты оные 6 башен в две теснины, при нём артиллерии 5 пушек, в том числе одна медная, 4 чюгунные, в цехаузе 42 пищали, военного запаса пороху пять пуд тридцать фунтов. Свинцу тринадцать пуд тридцать фунтов; пушечных ядер чюгунные восемьдесят три». Вокруг острога имелись наболбы, рогатка и глубокий ров. Внутри него находился дом приказчика: «в нём строения горница с казёнкою, изба чёрная, меж ими сени, у горницы и у избы двери на крюках железные; во дворе скоцкая изба, по нижнюю сторону горницы клеть, под клетью погреб, промеж клети и горницы сени, и с тех сеней выход забран в заход досками в пояс, промеж выхода баня с предбанником, под горницею подвал; двор забран в заплот, против горницы подвал с выходом»; судная изба, где хранились «приказные дела», с сенями и подвалом, амбар для хранения боеприпасов; соляной амбар; пять амбаров с провиантом, караульная изба у крепостных ворот».
    Часто враг так и не появлялся. И уже к 1750 году постоянные гарнизоны в форпостах официально были ликвидированы, казаки «вступили в крестьянское состояние». Находящиеся около них непаханые, тучные и вольные земли начали быстро застраиваться. Так появлялись новые деревни и сёла.
                                                                                                                             Ч.2
 РОДНИЧОК. ДЕРЕВНЯ БУГОТАЦКАЯ.
    Когда-то он был простым Родником…. О, как давно это было!
    Он помнит своё рождение, когда впервые в жизни увидел Свет и Солнце! Какое же яркое оно было! Он сразу нашёл свою Мать-реку, потому что она пробегала совсем близко. И он был не один! Рядом один за другим хотели пробиться ещё несколько Родников (по-геологически это называлось «Гелокрен»), но им не удалось, и они только заболачивали местность. А «Сильнейшего», как они его назвали, нашли Люди. Они очень обрадовались, что отыскали источник чистой воды, и для удобства соорудили ему деревянный сруб.
    Родничок тоже радовался, что может приносить пользу Людям, которые поселились рядом.
   Сначала люди разговаривали только по-тюркски, позднее стали появляться и русские казаки, которые построили здесь деревню и назвали её Буготацкая, так как рядом были Сопки, откуда начинал своё течение Родничок. Он слышал раньше, как коренные жители с восторгом говорили про Сопки: «бычья гора», «большая гора», что значит с тюркского: «буг» - «бык» и «таг» - «гора». Позднее русское население соединило два этих слова и получилось новое название - Буготак.
А реку назвали Иня, что означало – «Мама». У реки много истоков и по отношению к ним, она – Мама.
    Деревня Буготацкая, в местности которой ему посчастливилось родиться, расположилась среди суровой «червонной» тайги, соснового бора, живописных сопок, лесостепи, недалеко от необозримых пойменных лугов реки Ини. Не зря Люди выбрали это место для жилья. Здесь был и разнообразный строительный материал: камень, глина, песок, дерево; и река, а это – вода, рыба; и леса с их богатым урожаем ягод, трав и грибов; и необозримые вольные луга – отличная кормовая база для скота; и плодородные земли, на которых можно было выращивать хлеб и овощи.
Почти как у всех русских, в том числе и у сибирских поселений, основанных до IXX века, точной даты их возникновения нет. Все они датируются по первому упоминанию в каком – либо документе.
    О селе Буготак первое упоминание содержится в документах 2-й ревизии 1744-49 г. г. фондов РГАДА (Российского государственного архива древних актов) и ГА (Государственного архива Томской области). Упоминается о нём и в книге Н. А. Миненко «По старому Московскому тракту»:
 «…деревня Буготацкая (ныне - с. Буготак) была построена сибирскими казаками в первой половине XVIII века…
В 1749 г. в этой деревне уже проживали 11 неслужилых сибирских казаков («разночинцев») с семьями. Крестьян не было». Казаки начали строить дома, стали появляться дети, развиваться ремёсла и торговля. Первые сибирские землепашцы поднимали целину.
   «Значение церквей сохранялось и после изменения административного статуса острогов. Приход церквей острогов составляли не только его жители, но и всё население ближайшей округи. Так, например, приход церкви Трёх Святителей Умревинского острога, в котором к 1777 г. осталось только 3 семьи церковнослужителей и 11 крестьянских семей, состоял из населения нескольких десятков деревень, расположенных на правом и левом берегах р. Оби (Ташаринская, Дубровинская, Поросская, Каменская, Кындыбозинская, Вашинская, Болотинская, Кунгурова, Глызина, Кайлинская, Канарбуцкая, Калаганова, Буготацкая, Маткова, Карбысацкая, Елбацкая, Черномысская, Умревинская дистанция). Всего в приходе на этот год числилось 1736 человек, большая часть из которых проживала на значительном удалении от Умревинского острога».
    В 1779 году в составе Тобольского генерал-губернаторства решено было из всего Колывано-Воскресенского     округа образовать особую область, назвав её Колыванской, в которую вошли округа Бурлинский, Томский, Кузнецкий и другие.
    В 1782 году «Деревня Буготацкая относилась к Бурлинскому уезду».
«Бурлинский уезд начинается… от устья Ини по правому берегу до её вершин…
От устья реки Малая Изыкла (теперь Изылинка). От оного устья вниз по речке Ине по левому берегу до устья речки Тогучин. От устья Тогучина по правому берегу до её вершин. От оных вершин прямо на вершины речки Буготак. От вершины Буготака по левому берегу до её устья».
     И далее… «В оный уезд входят нижеследующие селения Ведомства Сосновского: деревни Калаганова при речке Ине. Моткова при Ине. Буготак при речке Буготаке. Канарбугская при речке Ине и Канарбурге. Изылинская, Чертенкова, Гаревка при речке Изылах. Восина (теперь Вассино), Долгова, Агафонова при речке Чеме. Чемская, она же Безголосова, при речке Чеме. Кайлинска при Ине. Рожневка, Ирбинка, с. Гутово…» (Выписка из «Списка населённых мест Колыванской области»).
    В 1783 году область переименована в Колыванскую губернию с разделением на уезды, а в 1797 году Колыванская губерния была упразднена. В 1804 году образована Томская Губерния, в которую вошло 8 округов.
    22 июля 1822 года по проекту Сперанского Сибирь была разделена на 2 главных управления: Восточно – и Западно – Сибирского генерал губернаторства.
   Это поразительно, но за два с половиной века немногочисленным, в сущности, группам колонистов удалось закрепить в составе Российской империи огромные территории от Урала до Тихого океана и Центральной Азии. Очевидно, немалую роль здесь сыграли особенности характера русского человека - веротерпимость, способность не только мирно сосуществовать, но и учиться у представителей других этносов, не теряя при этом своей индивидуальности.
    В ходе русской колонизации происходило взаимообогащение культур. «Включение в Московского царство огромных территорий осуществлялось не за счёт комплиментарных контактов русских с аборигенами или добровольного перехода народов под руку московского царя»...
    Русские поселенцы на новых землях сохранили своё понимание мира, свои традиции и религиозные ценности.             Православная русская культура дала новое направление развитию Сибири, интегрировав её мировую цивилизацию.
                                                                                                                            Ч.3
  БУГОТАКСКИЕ СОПКИ
    Не последнюю роль играл Родничок в жизни деревни Буготацкой, ведь он был одним из немногочисленных источников чистой питьевой воды! Также его жизнь была неразрывно связана с Буготаксксими Сопками.
    Буготакские Сопки! Родничок знал, что своё начало брал именно оттуда. Он гордился этим, потому что там, за синими далями, начиналась огромнейшая и прекраснейшая Саянская горная система. Буготакские Сопки являлись её преддверием и по праву считались первым отголоском Салаирского кряжа и его Родиной.
    Родничок чувствовал, что когда он проделывал весь путь от начала до конца, над ним был целый комплекс небольших возвышений. Это были 12 Сопок, расположенных полукольцом. Они растянулись на много километров вдаль в виде S-образной линии.
     Сопки были разные: и большие, и маленькие. Всем им Люди дали названия: Сопка Холодная, Сопка Большая, Сопка Мохнатая, Сопка Лысая, Сопка Константиновская, Сопка Рогачёва, Потапова, ещё три Сопки, как три сестры, находились севернее Сопки Холодной, Сопка Зонова у горы Улантова, раньше Булантова, юго-западнее от Сопок Лысая и Холодная находилась небольшая Безымянная Сопка. Несколько миллионов лет назад, в ходе тектонических катаклизмов,  Сопки были как бы выдавлены на поверхность из глубины земной коры. Вот тогда-то, возможно, и родился Родничок. К сожалению, он не помнил точно дату своего рождения, только очень смутно помнил какие-то сильные толчки, а потом, как выдох – и он побежал в кромешной темноте, весело извиваясь между скальных пород.
     Все Сопки были сложены в основном, из кристаллических горных пород и минералов, богатых строительным камнем: гранитом, диабазом, базальтом. Иногда встречались большие кристаллы горного хрусталя, кальцита, пирита. Было много красивых альбитофиров.
    Родничок помнил, чувствовал, как проходил через все эти слои тектонических горных пород и минералов, как впитывал в себя все полезные вещества, как становился живительной влагой.
    Буготакские Сопки – это уникальное место. Их уникальность заключается не только в рельефе, но и в растительности. Каждая сопка чем-то отличается от других, имеет свой характер. На них насчитывается около 260 видов растений и большое разнообразие животных. Многие  внесены в «Красную книгу Новосибирской области».
Чтобы получить полное представление о Буготакских Сопках, нужно побывать на них на всех. Каждая Сопка представляет собой своеобразный естественный микрозаповедник.
   Именно поэтому 25 августа 1998 года Буготакские Сопки получили статус особо охраняемой природной зоны - «Пойменно-островной природный комплекс» и были взяты под государственную охрану. Теперь они являются памятником природы регионального значения Новосибирской области, о чём говорит и информационный щит возле сопки Лысая.
     Знал бы Родничок, что и у него когда-то появится своя именная табличка, ни за что бы не поверил!


Дата публикации: 03 Февраля 2022

Отправитель: Галина Бобкова

Вам нравится? 8 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...