НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


"Мост - наше спасение"

26 ноября 2010 года, в селе Сарапулка Мошковского района открылся новый стометровый мост, который стал самым большим среди вантовых мостов Новосибирской области.
 Пешеходный мост стал украшением для села Сарапулка и для района в целом. Жители района приезжают полюбоваться на ледоход стоя на мосту, на рыбалку, и просто отдохнуть и пофотографироваться на фоне этого прекрасного белого моста, который как бы парит над рекой. Стало традицией для молодоженов всего района после посещения памятника воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, приехать на мост,  закрыть замок на перилах и, кидая ключ в воду, поклясться  друг другу в любви.
Смотришь на это и душа радуется, а мысли возвращаются в прошлое и вспоминаешь, через какие трудности пришлось пройти жителям села, чтобы этот пешеходный мост протяженностью 130.3 метра продолжил жизнь жителей села Сарапулка.
Первые поселенцы облюбовали место для будущего нашего села еще в 1905 году. Расположено оно на возвышенном правом берегу реки Иня, окруженное лесами и лугами. На левом находиться железнодорожная станция Буготак, от которой жители нашего села ездят в пригородных поездах в город Новосибирск. Проблемы с переправой были еще у первых переселенцев, так как возникала необходимость в торговле, они обменивали продукты питания (молоко, яйца, ягоды) на необходимые товары (одежду, обувь, керосин, а также - орудия труда). Зимой переправлялись по льду, а летом скоропортящиеся продукты перевозили на лодке.
С образованием совхоза "Большевик" необходимость связи с левым берегом возросла. Совхоз относился к Тогучинскому району, сдача скота на мясокомбинат, продажа племенных свиней осуществлялась посредством железнодорожного сообщения, вагоны для их отправки находились на левом берегу в железнодорожном тупике. Вагоны с кормами, с удобрением, с углем также поставлялись на левый берег, откуда их было необходимо переправлять на правый берег. Также, возникала большая проблема со сдачей молока в Буготакский молокозавод. В весеннее время года для этого, в марте месяце, на левый берег перегоняли лошадей с телегами и сеном искали человека из Буготака который ухаживал бы за животными, а весной, когда трогался лед, сливки во флягах перевозили на лодке на левый берег, где грузили их на брички и везли на молокозавод. Совхоз терпел большие убытки, так как приходилось молоко подвергать сепарации, сливки сдавались, а обрат - животным. Это было не выгодно. После лодки, пока была большая вода, пускали паром и на нем  перевозили машину с молоком. И как только спадет вода, строили временный деревянный мост, который разбирался, как окрепнет лед. Самостоятельно построить капитальный автомобильный мост, хозяйство не имело средств. Когда нас перевели в Мошковский район переправа с левым берегом перестала быть столь необходима. Лодки и паром, со временем, сгнили. Паром заменили на маленький, который рассчитан был не более чем на 25 человек, он, также как и большой паром, двигался по троссу. Так как в переправе по-прежнему нуждались учащиеся, которые учились в Буготакской средней школе, и те, кто работал или учился в городе, а на выходные и праздники приезжал к родителям в гости. Переправа для них осуществлялась по прежней схеме, лодка, паром, временный мост, лед.
После распада племзавода "Большевик", возникла острая необходимость в рабочих местах, которых в селе больше не было. Переезжать с обжитых мест мало кто захотел, жители имели хорошие квартиры, домашнее хозяйство, да и места здесь живописные: с одной стороны село ограничивает река Иня, с другой - богатые леса, сопки, плодородные луга. Большая часть жителей Сарапулки нашла работу в городе Новосибирске. Люди старались найти работу посменно, так как, если на паром все придут к первой электричке, то переправятся только к обеду. Ежедневно около 300 человек ездят в город Новосибирск на работу. Естественно, потребность в переправе возросла.
К середине лета вода спадала и паром садился на мель, поэтому, по-прежнему, возникала проблема временного пешеходного моста. Несколько лет пользовались в качестве временной переправы двумя армейскими понтонами, на зиму их не убирали, со временем они деформировались, и после одной из весен, пантонов хватило только на пешеходный переход.
В 2007 году Торговый дом "Щебень" и ОАО "Каменный карьер" через реку в районе села Сарапулка на месте моста, построили плотину. Но время показало, что плотина преградила путь рыбе к нересту. Середина плотины, около 10 метров, была убрана, и жителями села был перекинут деревянный трап. В 2007 году жители села встречались с руководством области, вручили письмо губернатору В. А. Толоконскому. На просьбу жителей был дан утвердительный ответ, который был опубликован в газете «Советская Сибирь» - переправе быть!
Последняя временная переправа была построена летом 2010 года. А осенью 26 ноября 2010 года состоялось открытие моста, который стал самым большим среди вантовых мостов Новосибирской области.
Жители села Сарапулка помнят, неоценимый вклад в А. П. Бондарева. В течение нескольких лет он добивался строительства капитального подвесного моста, несмотря на то что был инвалидом, он писал письма, ездил в районную администрацию, к губернатору области, с просьбой построить мост для жителей  Сарапулки. Анатолий Петрович очень любил наше село и людей, которые в нем живут.


Дата публикации: 02 Февраля 2022

Автор: Н. Вахмянина

Отправитель: Алена Фурсова

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения

Файлы


  • Комментарии
Загрузка комментариев...