"Колхоз "Перелом" и не все его жители"
Ещё наш великий предок М. В. Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Знания о прошлом своей малой родины, будь то деревня, поселок или крупный город, позволяют лучше понять её, ответить на разные вопросы о ней, объяснить её настоящее и попробовать разглядеть будущее.
Изучение прошлого села Ташара, жизнь его жителей в царское время, во время революции и гражданской войны, жизнь в тылу во время Великой Отечественной войны, по рассказам тех, кто ещё хоть что-то помнит – актуальная тема для изучения культурного наследия и для краеведения нашего села. Эта исследовательская работа выполнена по рассказам Скулкина Михаила Петровича и его жены – Нины Яковлевны, а также Симачева Леонида Андреевича, Владимировой Елены Петровны (в девичестве Скурихиной).
История села Ташара тесно связана с Московским трактом. В середине 18 века Московский тракт из села Дубровино на Ояш проходил через село Ташара.
Вновь приезжие селились вдоль Московского тракта за мостом через речку Ташарку. По словам сторожилов, это были Симачевы, Трашкеевы, Кузнецовы, Аникины, Чупчуговы - это те, кто организовывал ямщину: Ташара – Дубровино – Ташара – село Ояш; кто–то из них разводил лошадей. Брали лошадей и в аренду. Заливные ташаринские луга давали большой урожай сена.
В 1760 – 1780 годах по тракту стали селить ссыльных крепостных крестьян. Это сильно отразилось на образе жизни жителей села. Стали заниматься земледелием, скотоводством. В начале 20 века в Ташаре появилась первая водяная мельница, построенная Павлом Маленым. Появилась агротехника. Стал использоваться наемный труд. Строили хорошие, добротные дома. Основанием дома служил «стул» из лиственницы, который, со временем, становился "крепче гранита".
Была и церковь, стояла она в центре села. В первые послереволюционные годы церковь активно действовала под руководством попа Сарычева, который в период колчаковщины вынюхивал большевиков по окрестным деревням своего прихода. «Бдительный» был батюшка, учитывал каждого возвратившего с русско–германской войны солдата. Ушли колчаковцы, за колчаковцами покинул село и он.
В 1920 году в Колывани и Дубровино возник белогвардейский мятеж. Жители села Ташара не приняли участие в его ликвидации. Он был подавлен силами ЧОНа (части особого назначения), сформированного под руководством Ояшинской парторганизации. Совместно с Мошковской группой, отряд полностью разгромил бунтовщиков и устроил над ними суд. По рассказам Симачева Леонида Андреевича (он это слышал от своей бабушки и что-то видел сам), белогвардейцы бежали от Дубровино в сторону Ташары. Пересекли мост, а за ними уже - красные по пятам. Сворачивали в переулок за домом Симачева Леонида Андреевича, и «солдатской дорожкой» по переулку, вдоль казарм, где, когда-то, останавливались пересыльные, бежали до кладбища. Вдоль кладбища, через «забоку» и - к Оби. А там обрыв. Они прыгали с обрыва, надеясь переплыть реку, много их было. Кого убили по дороге, кого с обрыва расстреливали. На том месте много народу полегло. Тропинка эта «солдатской дорожкой» называется потому, что около переулка останавливались пересыльные на перекур. Кто отдыхал, а кто успевал сбегать до Оби искупаться.
Но надо отметить и то: когда в Ташару пришли белые ординарцы с требованием предоставить людей и лошадей для мятежа, ташаринцы тоже отказались от мобилизации и ушли в лес. Они жили по пословице: «Нас не трогай, мы не тронем».
С большим трудом изживала Ташара пережитки прошлого. Замедленными темпами шла социалистическая перестройка в период НЭПа, отставала с коллективизацией, медленно развивался колхоз «Перелом». Первым председателем в нём был Михаил Кубасов. Богатейший в районе колхоз по природным условиям, он был одним из отстающих хозяйств в бывшем Ояшинском районе.
В колхоз люди шли кто добровольно, кто с неохотой, кто принудительно. Отец Михаила Петровича Скулкина, жителя Ташары, вступил в колхоз в 1935 году, да не один. С собой у Петра Афанасьевича была лошадь, телега, два мешка пшеницы, плуг, борона. Михаил Петрович помнит, что конь каждый день приходил домой. Кормов колхозе было мало, конь придет, отец его накормит и он уходил обратно на конюшню. Со временем, ближе к весне ходить перестал. Чуть позже отца выбрали председателем колхоза в селе Сарачевка. Работали с утра и до позднего вечера. Во время уборки молотили и ночью. Оплата была – трудодень и двести грамов хлеба. Как-то, на зерновой сушилке сгорели две доски. Петр Афанасьевич приболел, приехали два уполномоченных и забрали больного. За эти две доски Петра Афанасьевича арестовали и, по решению суда, отправили на два года работ в город Сталинск (Ленинск-Кузнецк). Когда вернулся, началась война. Позже центральная усадьба колхоза «Перелом» переселилась в Ташару. Колхозная контора находилась на пересечении улиц Данилова и Береговая. Сама контора представляла собой небольшую избу, которая сохранилась до сегодняшнего дня. Стоит эта изба в селе Ояш. В Ташаре много добротных домов было, но много домов и «уехало вместе с хозяевами» во время организации колхоза. Люди не очень были рады колхозу.
Речка Ташарка всегда была небольшой речушкой, но в весенний разлив она полностью преображалась и чувствовала себя полноценной рекой. Разливалась Ташарка во всю ширину устья, так что луга полностью заливала вода. Поэтому их называли «заливными лугами». Старожилы говорили, что на лугах можно было руками рыбу ловить. Мост через Ташарку был широкий, добротный. Строили его после гражданской войны. Мост был деревянный. Цемента не было. Лес был. Мост ставили на «свинки». «Свинка» - сруб стоящий в воде как опора для моста. Сверху укрепляли большие бревна. И уже поверх бревен был настил. Все было струганое. На мосту девки плясали, играли гармонисты, балалаечники. Все это было до войны.
Началась война и плясать перестали. Горе пришло в деревню. На фронт забрали почти все мужское население. Забирали по повесткам, до 1924 года рождения. Молодежь в то время, в основном, работала в городе, ходили по Оби на пароходах, баржах, их забирали в Новосибирске сразу на фронт. Местных ташаринцев увозили в Ояш, в военкомат. Забрали и отца Михаила Петровича. Воевал он на востоке. Пришел с войны Петр Афанасьевич в начале 1946 года. После возвращения снова работал председателем колхоза 4 года. Затем председателем колхоза назначили Владимирова. Он был приезжий. Работал он недолго. Как-то доярки заготавливали дрова. Пилили, кололи, складывали в поленницы вместе с заведующим Ефимом Фроловичем Коноваловым. Подростки заготавливали хворост. Поленницы в лесу стояли до осени, пока не подошло время топить телятник, водокачку и другие строения. Отправились за дровами, а поленниц нет. Стали выяснять куда делись. Оказалось, председатель две полуторки дров уже вывез. Собрали правление и выгнали Владимирова из колхоза. Этим же вечером он уехал из Ташары. Затем председателем назначили Дмитрия Михайловича Злобина. И была такая история: зимой, в декабре нужно было расстилать лён на полях. Делали это женщины. Пласты льна раскладывали на полях, чтобы их накрыло снегом. Лён был выдернутый, обмолоченный, лежал в скирдах. Затем эти снопы раскладывали на полях, бураном их забуранивало, а весной снег таял и из под снега вытаивал готовый к сдаче на элеватор лён. Оставалось только его мять и волокно было готово. Разжаловали и Злобина из председателей. Пришла женщина, а лен стлали только женщины. Пожаловалась. Нету у неё никакой обуви, босиком не пойдёшь. Председатель снял свой валенок и кинул в эту женщину. Его и сняли с председателей. После Злобина председателем был приезжий Андрюшкин Николай Васильевич. Работал он в этой должности 8 лет. Следующий председатель приехал из Новосибирска – Величкин Павел Иванович, приехал поднимать целину. Жил на квартире. Семью привез позже. Порядок навел. Жить стало лучше.
Что такое трудодень в колхозе? В 1948 году Михаил Петрович Скулкин вернулся из армии. Пошел работать в столярную мастерскую. Заработал 400 трудодней. По 200 грамм хлеба на трудодень. Больше ничего. Деньгами не платили. Когда сдавали на элеватор продукцию, на это покупали всё в колхоз. Сбрую для лошадей или еще что. Подсобное хозяйство было в каждом дворе. Коров держали все. Этим и жили. Земельные участки на семью нарезал колхоз. Михаил Петрович со своей женой на улице Красная Горка прожили 67 лет, и сейчас живут вдвоем. Все делают сами. Даже муку для хлеба мелют сами. Сами пекут хлеб. Как поженились, так им эту усадьбу в колхозе и выделили. Колхозное правление располагалось на том месте, где сейчас находится магазин. В одном здании (это был большой деревянный дом) было и правление, и детский сад, и детские ясли. Ясли и сад работали только летом. Дети были предоставлены сами себе. Взрослые работали на ферме, и на полях. За младшими смотрели старшие, совсем старшие работали вместе со взрослыми. У жены Михаила Петровича была младшая сестра. Она болела, не могла ходить. Врачей не было. В Ташаре была бабка-повитуха Аксинья Чупрасова, к ней и обращались. А сестренку больную выходила мама. Она грела её в теплой воде и завернув в теплое покрывало парила под теплой фуфайкой даже летом. Кормили её моченым хлебом, а если заплачет, давали кусочек хлеба завернутый в тряпочку и смоченный сахарной водой. Так она и встала на ножки. Школа до войны в Ташаре была рядом с церковью, в поповском доме. Сейчас на этом месте стоит дом Героя Советского Союза Данилова Леонида Парфеновича. Позади дома был амбарчик, в нем хранили школьные принадлежности: линейки, книги, тетради и всякое другое.
Территория колхоза не изменилась и до сегодняшнего времени. Немного изменились улицы, изменился внешний вид домов. Сейчас Ташара состоит из двух частей. Конечно, село перестроилось. Нет мельницы, церкви, вырос новый рабочий поселок. Жизнь стала совсем другой. Совсем недавно не стало дяди Лени Симачёва. Но есть еще в Ташаре люди, к которым можно прийти, поговорить о прошлом, что бы было что рассказать детям, внукам о том, что уже никогда не повторится.
- Комментарии
Загрузка комментариев...