Он защищал Родину
В 1940 году, после окончания аэроклуба Ваню Басаргина, жителя с.Ташара взяли в армию и определили в военно-авиационную школу. После окончания школы скоростных бомбардировщиков послали учиться в первую школу имени Белякова, штурманов-лётчиков авиации дальнего движения. После окончания этой школы в 1943 году Ваня Басаргин попал на фронт в возрасте 20 лет. В личной лётной книжке было записано: ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА ПО «ГАСПДД № 101 от 10.11.43 «Допускается к выполнению боевых заданий на самолёте ИЛ-4 в светлую ночь, в простых метеоусловиях.
Выписка верна: Адъютант ЗАЭ: Чухарев Гв. ст. лейт: Семенов».
Отсюда и началась его боевая жизнь. В период 1943-1945 годы Басаргин Иван Андреевич совершил 118 вылетов. Авиация работала по заданию Главного командования по крупным промышленным центрам и столицам противника. В основном, ходили на Бриславу, Кенегсберг, Хельсинки, Таллин, Будапешт, Берлин, Севастополь, Брест, Нарву, Ленинград. Авиация действовала по всем фронтам от балтийского моря до Чёрного моря. Боевые действия происходили в ночное время. Летали экипажами.
Иван Андреевич пришёл в полк молодым, но уже имел специальное образование. Боевой опыт получал у капитанов Сороканяна и Кретова (их имена история не сохранила). Собственно они и были для летчика Басаргина примером. Оба они были командирами эскадрильи /комэски/, имели много вылетов и много наград. Летчик-капитан Кретов в конце войны стал 2-жды героем Советского Союза.
Ваня Басаргин был у Кретова командиром экипажа, а потом командиром звена. Из их рассказов и замечаний при разборе вылетов делал себе выводы. После боевого вылета и отдыха был разбор: сколько было пожаров, взрывов, как выполнена задача полка. Учили, как уходить от прожекторов. Без защитных очков прожектора так ослепляли, что приборов не видишь и теряешь пространственную ориентацию. А тут помогала реакция выработанная временем, опытом в школе и боях. Надо было сразу опуститься ниже и надеть очки. Полуразворотом падали на крыло, делали глубокое скольжение, уходили с разворотом на 180 градусов. Тяжело на войне, но без этого нельзя, иначе погибнешь. Ваня слушал рассказы, тренировался под колпаком, это помогало уходить от фашистов. Очень часто ловили, но он, всё же, уходил, и артиллерия так и не смогла сбить экипаж Ивана Басаргина.
Первый бой Ивана Басаргина, он же и единственный бой с ночным истребителем, из которого его экипаж вышел победителем. Вообще летчик Иван Басаргин – ночник. Задание давали так: вот квадрат и здесь нужно действовать. Первый раз действовали под Таллином, взрывали казино. Сначала фотограф бросил фотобомбы и осветил объект, а потом полк заходит и начинает бомбить. Потом фотографируется обработанная цель, проявляется плёнка, и затем разбирается полёт.
Был случай и смешной и трагический. Заболел у Ивана радист, и дали другого, который был немного трусоват. В экипажи его не брали, был ненадёжный. Но по силе необходимости пришлось лететь с ним. В период этого вылета очень шумело ЭСПУ – переговорное устройство между экипажами. Существует два положения переговорного устройства: на «ГВ» - я говорю и «СЛУШАЮ» - я слушаю. Шум в ушах был очень сильный. Вылет проходил с Украины на Выборг и длился 11 часов 41 минуту. Вылетели вечером засветло и прилетели утром. Все приборы были проставлены на «Слушаю», чтобы меньше было шума. Когда над Выборгом выполнили задание, то сразу же отошли от цели. Радист получил приказ от командира экипажа: передать на командный пункт, что задание выполнено. Радист ушёл с колпака: место радиста во время боя - на месте установки крупнокалиберного пулемёта. В это время у Ивана Шевелева – стрелка, прибор был включен на «СЛУШАЮ», а не на «ГВ». А у него пулемёт был в нижнем люке. В это время начала бить МЗА. Ночью она бьёт трассирующими снарядами. Они били с задней сферы хвоста машины. Когда радист увидел обстрел МЗА, то крикнул, но у него рация настроена на «СЛУШАЮ». Нужно было поставить на «ГВ» и передать командиру об опасности, чтобы тот принял противозенитный манёвр. Радист себя не слышал, а Иван Шевелев - стрелок кинулся к люку, где стоял переключатель «ГВ». Радист увидел, что стрелок побежал, посмотрел в иллюминаторы, а там везде снаряды МЗА. Он очень испугался и юркнул между ног стрелка в люк, а люк открывался вниз. Стрелок успел схватить радиста за ноги. Держать было тяжело: унты радиста оставались, а ноги уходили. Стрелка тоже тащило вниз. Сказав о случившемся командиру, решили его отпустить. Но иного выхода не было. Так погиб радист из-за своей трусости.
Басаргин Иван Андреевич имеет награды: Орден Отечественной войны I-й степени – получен за вылеты из-под Ленинграда на Таллин и Нарву, по переброске боеприпасов в город Ленина;
- Орден «Красной Звезды;
- орден «Славы III степени» за сбитый истребитель «Мес-109» над Варшавой.
Это очень редкий случай. Но так получилось, что когда прожектора над Варшавой светили нижнюю слоистую облачность, они оказались в видимости «хоть иголки собирай». Здесь напали истребители «109» и «110». Но экипаж отбился. Сбили «109» и ушли в облачность. Правда, «109» подбил наш мотор, но мы сбили пламя и пришли на одном двигателе.
Иван Андреевич войну закончил в Польше в городе Минжежецк 9 мая 1945 года. В этот день был последний вылет. Ходили в это время на предместье Штронвальда в 40 км от Берлина. А боевые действия начал из-под Ленинграда, где стоял полк.
Военное звание – гвардии лейтенант. Басаргин Иван Андреевич в Ташару приехал на начало организации ЛПК. Работал пропитчиком в обмоточном цехе лесоперевалочного комбината.
- Комментарии
Загрузка комментариев...