"У войны не женское лицо"
Александра Ефимовна Зубкова (в девичестве Богачева) родилась 20 августа 1922 года в деревне Александровка Кировского района, Смоленской области в крестьянской семье, состоящей из восьми человек: мать, отец, Саша с младшим братом, старший брат с женой и с двумя маленькими детьми. Девочка очень четко помнит события 1933 года: осень, идут ливневые дожди… Урожай был собран на столько плохой, что колхоз не смог рассчитаться с государством. В семьях односельчан поселился голод. Хлеб пекли из мякины, полученной на трудодни. Люди потянулись из села. В поисках лучшей доли ехали в Сибирь. Решила уехать и семья, в которой жила Саша. Приехали в Ояш, вышли из поезда, а дальше не знали куда идти. Женщины и дети остались на вокзале, а мужчины пошли искать место, где можно было остановиться. Приняли переселенцев в деревне Казанка, располагавшейся недалеко от станции Ояш. Здесь за долгие годы семья впервые ела настоящий хлеб. Саше он казался сказочно вкусным, она думала, что никогда его не наестся.В одиннадцать лет Саша пошла на работу, как раз, было время уборки урожая. Все работы делались вручную: мужчины косили хлеб конными жатками, следом за ними шли женщины и вязали скошенный хлеб в снопы; ребятишки, в том числе и Саша, сносили снопы в кучу, складывали их на брички и увозили в сарай. До того, как убирать хлеб, его пололи. Приходилось подрабатывать и у местного населения: не хватало еды, так как приехали в село тогда, когда все огороды были посажены. В 1939 году, окончив без троек 7 классов, Александра поступила в Томское педучилище. Государственные экзамены, по окончании педучилища, сдать не успела: началась война.
В один день мир разделился на прошлое, - то, что было еще вчера: первая любовь, мечты о будущем, и - войну. То, что называлось войной, обрушилось, прежде всего, необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них, довоенных девчонок, оказался простым, как дыхание.
По комсомольскому призыву к девушкам – членам ВЛКСМ, Александра явилась в Горком комсомола. Из семнадцати девушек медкомиссию и отдельную комиссию по зрению и слуху прошли только двое: она, Александра и Надя Терентьева. Помнит поезд «Томск- Бийск», в котором их с Надей везли в отдельном вагоне. По прибытии на станцию Обь, обеих девушек определили в 66 школу младших авиаспециалистов (ШМАС). За шесть месяцев пребывания в школе, девушек научили включать и выключать приемник и передатчик, принимать и передавать радиограммы азбукой Морзе. После прохождения стажировки под городом Воронежем, Александра с подругой были направлены в действующую армию на самостоятельную работу. Пришло время стать солдатами.
Ей, как и сотням тысяч девчонок, солдатская наука давалась не сразу и нелегко: кирзачи 40 размера, шинель, часто - не по росту, умение различать звания, ползать по-пластунски, наматывать портянки, не спать по нескольку суток – это была та будничность войны, которая оказалась для них гораздо сложнее, чем они могли предположить. Но, самой жестокой потерей, разграничившей их девичье прошлое и солдатское настоящее, стали обрезанные косы.
Работа Александры заключалась в поддержании связи с самолетами во время боев, со штурмовой и бомбардировочными дивизиями, со штабом армии. Девушки обеспечивали работу летчиков по намеченным целям, корректировали ход боя и предупреждали летчиков об опасности, если она им грозила. Бои шли без перерыва. Особенно врезались в память сражения на Орловско-Курской Дуге: «Вокруг стоял сплошной гул, все визжало, трещало, стонало. Казалось, что земля уходит из-под ног. Ночью еще не так страшно, а днем было очень страшно, особенно, когда летали и бомбили самолеты. Казалось, что самолет прямо на тебя летит. Этого невозможно забыть».
Женская память о войне самая святосильная по напряжению, по боли; она эмоциональна, насыщена подробностями, охватывает тот материк чувств человеческих на войне, который, обычно, ускользает от мужского внимания.
Женская память рисует войну, у которой совсем не женское лицо. То, что женщина вынесла из смертного ада, сегодня стало уникальным опытом беспредельных человеческих возможностей. У каждой была своя война, которую она видела через дело, которым занималась:
• Демченко Александра Сергеевна - сержант, медсестра: «Столько видела отрезанных рук и ног, даже не верилось, что где-то есть целые мужчины»;
• Зинина Ирина Николаевна – рядовая, повар: «После боя, бывало никого не оставалось. Котел каши, котел супа наваришь, а некому отдать»;
• У Ковалевской Елены Федоровны – партизанки, война ассоциировалась с полным контрастом между природой и переживанием людей: «Солнце поднималось и освещало все на родной земле, цвели цветы, птицы пели, только мы перестали улыбаться» и с запахом горящего костра, на котором делали все: варили еду, пекли хлеб, сушили обувь, одежду, согревались сами.
• Николаева Эмилия Алексеевна – партизанка: «Живу с войной в душе все годы. Проснусь ночью и лежу с открытыми глазами»;
• Новак Любовь Захаровна – старшина, санинструктор: «Чем дальше война, тем она страшнее, а не наоборот».
Александра Ефимовна Зубкова неохотно делилась воспоминаниями о своей, опаленной войной, юности. На вопрос: «Почему?» - ответила: «Когда вспомнишь о том, что было на войне, тяжело возвращаться в действительность» и добавила: «Тем, кто там был, никогда не вернуться к себе прежним».
Все, что мы знаем о женщине, лучше всего, вмещается в слово «Милосердие». Есть и другие слова: сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Милосердие присутствует в их содержании, как суть, как назначение, как конечный смысл. "Женщина" и "жизнь" - синонимы. На самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, но и убивала, убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на дом, на детей. Что же заставило женщину, призвание которой давать жизнь, пойти на войну и убивать? Ответ на этот вопрос тоже находим в воспоминаниях женщин, прошедших войну:
• Смирнова Мария Петровна – зенитчица: «Мы шли на фронт не потому, что нам нравилось убивать, а потому, что на весы истории было брошено: быть или не быть Родине»;
• Корж Ольга Васильевна – автоматчица: «Я пошла на фронт, чтобы убить войну»;
• Морозова Мария Ивановна – сержант, командир зенитного орудия: «Женщина не могла купать ребенка, готовить обед, когда гибла её страна. Я думаю, что это наша национальная черта».
Отвечая на вопрос: «Почему она пошла на войну?» Александра Ефимовна сказала фразу, которую сформулировала для себя так: «Мы шли и готовы были умереть за жизнь, хотя еще не знали, что такое жизнь». Дивизия в которой служила Александра Ефимовна за победу в Курской битве стала «Краснознаменной», после боев за снятие блокады Ленинграда – «Новгородской». Прибалтика, Белоруссия, Украина, Польша - таков путь её, молоденькой девушки из Сибири и её славной дивизии. Победу Саша встретила в Германии, в городе Шнайдэмюле. Победа для неё: срывающийся от радости крик дежурного, слезы, смех, поцелуи, объятия, песни, танцы, весна и внезапное ощущение аромата сирени, которым был переполнен воздух. Свою войну Александра Ефимовна начала 13 мая 1942 года и закончила в октябре 1945 года. Ранений не было, отделалась контузией. Говорили, что она родилась в рубашке.
По возвращении с фронта Александра Ефимовна, до ухода на пенсию, работала учителем в Уч-Балтинской основной школе. Обучающиеся и коллектив МКОУ Широкоярская СОШ имел огромную честь встретиться с ней в год 60–летия Победы советского народа над фашистской Германией. В 2008 году Александры Ефимовны не стало. Невысокая ростом, худенькая, с большими, голубыми, необыкновенно мудрыми глазами. Такая она предстает в памяти с момента нашей встречи.
Проходят годы, но актуальным остается вопрос: Каким же должно было быть поколение наших бабушек и матерей, чтобы пройти все ужасы войны, защитить Родину и поднять страну из руин?
- Комментарии
Загрузка комментариев...