НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Воспоминания – вечные сокровища сердца. Филичев Дмитрий Анатольевич, мой свёкор.

Жизнь приносит слёзы, улыбки, воспоминания! Слёзы высыхают, улыбки исчезают, воспоминания остаются навсегда.
   Каждый человек оставляет свой след в жизни других людей. След бывает разным: сильным или как лёгкая дымка, которая быстро рассеивается и исчезает.
   Я хочу рассказать о своём свёкре, Филичеве Дмитрии Анатольевиче. Это один из тех людей, который оставил в моёй жизни глубокий и неизгладимый след. Более порядочного, скромного, душевного и доброго человека я не встречала в своей жизни.
   Дмитрий Анатольевич родился в большой крестьянской семье в селе Бедрино Сузунского района Новосибирской области. Среди живых детей он был девятым. Пять сестёр и четыре брата. Маленького Митю, так ласково называли его взрослые, любили все. Старшие сёстры были для него няньками.
   Годы шли, пустел их дом, и к двенадцати годам остались они с матерью вдвоём. Отца и братьев похоронили, сёстры повыходили замуж.
   В 7 лет Митя пошёл в школу и четыре года проучился в родном селе. Семилетку заканчивал уже в соседнем селе - Заковряжино. В тридцатые голодные годы тяжело было матери отпускать к чужим людям родной комочек. Но она отпустила, отдавая своей кровиночке последнее. Как могла, кормила, одевала и помогала в учёбе. Где-то не доел, где, может быть, и не доспал, но в математике Митя определённо преуспел.
   Седьмой класс позади. Встал вопрос: что делать, куда идти. Но проблему решил старший брат отца. Своего сына Петра и племянника Дмитрия он отправляет в р. п. Сузун для продолжения учёбы. Им снимают квартиру, помогают топливом, продуктами. Чтобы выучить сына, мать продаёт свой дом в Бедрино, а сама временно уходит жить к дочери.
Через три года братья успешно оканчивают школу, и их направляют работать сельскими учителями. Дмитрия - в селе Шипуново, где он успел проработать только один год.
    Шла Великая Отечественная война. И в феврале1942 года его призвали как нестроевого (из-за близорукости) в трудовую армию. Однако, вскоре, Октябрьский военкомат направил его в числе 10 юношей в город Омск в интендантское училище. Когда прибыли туда, набор был закончен, и их с пересыльного пункта направили кого (с 1923 года рождения) в «Чертову яму» в пехотное училище, а его «старика» (1922 года рождения и близорукого – в Черёмушки (25 км от Омска) в запасной полк. Там дней 20 обучали и направили в действующую армию: «Годен к строевой в очках». Но очков не оказалось: один из командиров, видимо, испытывая неприязнь к интеллигенции, одним из признаков которой были очки, обходя строй молодых новобранцев,  сорвал с Дмитрия очки и раздавил их сапогом. Вероятно, он считал, что слепой боец будет лучше защищать Родину.
   Из запасного полка попал Дмитрий Анатольевич в истребительный противотанковый дивизион 148-й стрелковой бригады орудийным номером 45-миллиметровой пушки. Воевал под Сычёвкой, под Ржевом. В одном из боёв получил слепое осколочное ранение левого бедра. Лечился в Москве в эвакосортировочном госпитале № 290. Вместе с госпиталем был эвакуирован из Москвы ближе к фронту, в Вяземские леса. При выписке из госпиталя признан нестроевым и направлен в распоряжение Белорусского фронта, где работал в строительном батальоне.
   В июле 1944 года, с учётом состояния здоровья и как учителя, по приказу ГКО, был демобилизован. С 1 сентября 1944 года работал учителем Заковряжинской средней школы Сузунского района Новосибирской области.
   Ни в молодые годы, ни когда-либо позже он никогда не жаловался на свою судьбу. Её он воспринимал такой, какая она у него была. И командира, который растоптал его очки, он не осуждал, а по-своему жалел. Нам, детям фронтовиков, воспитанных на идеологических книгах и фильмах, невдомёк было подумать о том, что испытывали наши отцы, находясь на фронтах Великой войны, так как мы считали их героями, для которых не было непреодолимых преград. Когда у Дмитрия Анатольевича спрашивали, что было самое страшное на войне, ответ был присущим для человека, который никогда не выставлял напоказ своих заслуг: «Близко немцев я не видел, потому что даже противотанковая артиллерия не находилась в передовых окопах, и в рукопашных боях я не участвовал. Но когда постоянно рядом свистят пули и рвутся снаряды, к мысли о том, что жизнь не вечна, привыкаешь быстро». К одному невозможно было привыкнуть: в октябре-ноябре в ботинках и обмотках находиться в окопе по колено в воде. Один бесшабашный или отчаявшийся боец набрал где-то щепок и поджёг их в окопе, чтобы хоть немного согреться и обсушиться. Командир пресёк это по правилам военного времени: застрелил солдата и потушил огонь».
   Дмитрий Анатольевич говорил об этом, не осуждая командира, а объясняя, как трудно было на войне.
   В школе, куда его направили, встретил он свою единственную любовь - Нину Степановну Казакову, учительницу географии и биологии, бывшую свою ученицу. Молодые люди поженились, затем вместе окончили Новосибирский педагогический институт. Получив высшее образование, работали в Заковряжинской средней школе, а потом переехали в рабочий посёлок Сузун, где и продолжили свою педагогическую деятельность в средней школе № 2. Вместе они прожили 58 лет. Родили и воспитали двух сыновей: Анатолия и Юрия. Старший Анатолий стал тоже учителем, преподавал информатику и физику в той же школе, что и родители. А младший Юрий стал хорошим юристом. Был следователем, прокурором, председателем суда. Двое из его детей: сын Михаил и дочь Нина – тоже стали юристами. А младший, Дмитрий, назван в честь деда.
Вспоминая Дмитрия Анатольевича, я не могу не рассказать о его душевных качествах. Все, кто знал этого замечательного человека, отмечали его врождённую интеллигентность, необыкновенную душевность, уравновешенность и тактичность.
Дмитрий Анатольевич – отличник народного просвещения, он занесён 30.10.1967 года в книгу почёта Сузунского районного отдела народного образования и райкома профсоюза работников просвещения. Много внимания уделял он молодым учителям, передавая свой педагогический опыт. Делал это тактично, без назидания.
    Дмитрий Анатольевич очень любил детей, и любовь эта была взаимной. На классных часах, посвящённых патриотическому воспитанию школьников, он был желанным гостем. Кто, как не он, мог лучше рассказать о войне, о том, что чувствовал человек, видевший смерть своими глазами.
   Несмотря на свою занятость, всегда находил время для своих родных. Очень любил природу и в свободное время все вместе мы ходили в лес. Собирали грибы, ягоды, просто бродили, разводили костёр, наблюдали за зверушками. Особенно в восторге были внуки. Их дедушка очень любил и баловал.
   Нет в живых моих дорогих и любимых людей: свёкра Дмитрия Анатольевича, свекрови Нины Степановны, мужа Юрия. Но они живут в моём сердце, сердцах наших детей и внуков.
                           

Дата публикации: 27 Января 2022

Автор: Ольга Филичева


Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии