НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


История села Чулым Здвинского района Новосибирской области

С 1812 пишет свою историю село Чулым, хотя первые упоминания о селе находили с 1780г. Слово «чулым» означает «мутная река»или «мутная вода». До Октябрьской революции и в первые годы советской власти жители соседних сел и деревень называли эту деревню Дубасово. Откуда взялось это странное название? Есть две версии этого названия. Первая версия - так называли моё село  каинские купцы, проезжающие мимо женщин, которые стирая, «дубасили» бельё. Вторая версия - что название села произошло от странного вида одежды женщин, работавших на полях. Давно аборигенами нашей местности считают киргизов (казахов). Они кочевали в эти места до Ивана Грозного и покорителя Сибири Ермака Тимофеевича. Для них было главное: забота и уход за скотом и его охрана . А здесь это сведено до минимума. Везде водные преграды: северо-западный угол пастбища надёжно защищала река Чулым и впадающая в неё речушка Зайчиха (к сожалению, в наше время почти пересохшая). Возможно, благодаря теперь уже никому не известным казахам, наша местность стала привлекать переселенцев из многих, даже отдалённых, губерний страны.
Люди тянулись сюда, потому что здесь плодородные земли, пастбища, покосные угодья. К тому же,- река, которая кормила каждый год. Переселенцы занимались скотоводством и земледелием.
Только после революции деревню переименовали в Чулым. Но до сих пор многие люди называют Чулым - Дубасово. На берегу реки Чулым селились переселенцы из Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской, Самарской и других областей центра России. Очень выгодное расположение деревни и привлекало переселенцев из разных областей страны. Река Чулым оказывала большое влияние на экономику села. Наше село расположено, примерно, в одном километре к западу озера Урюм и в 10-12 километрах к востоку от озера Малые Чаны. Зимы в наших краях снежные, и от таяния снегов образуется очень много воды, которая переполняет озеро Урюм. Земельные, жилищные и хозяйственные постройки села Чулым расположены на правой и левой сторонах реки. Местность левого берега благоприятна не только для земледелия, но и имеет очень много сенокосных и пастбищных угодий, берёзовых и осиновых колков, ляг, займищ, озёр.
 Падь реки Чулым на левом берегу начинается от озера Урюм. К пади примыкают четыре гривы: Высокая, Рубашинская, Котлянская, Шварёва. Между гривами расположена речушка Зайчиха, три озёра, ляги, сенокосные и пастбищные угодья, ракиты. Местные жители называют эти гривы огородами, потому что на них высевают зерновые культуры, и они имеют форму большого квадрата. Гривы Рубашинская и Котлянская заканчиваются, примерно, в километре южнее реки Чулым. Самое интересное то, что от реки Чулым до озера Рубашкино был сделан искусственный прокоп. Здесь когда-то был кожевенный завод Савелия Калмыкова. Здесь же были выстроенная дуботолка, комнаты для красителей кож и жилья наёмных рабочих. По этой причине был выстроен мостик, по которому возили на завод сырые шкуры и увозили в село обработанные кожи. Таких протоков несколько, они нужны были и для того, чтобы образовывались пойменные луга для выпаса скота. Эти прокопы сохранились и сейчас и напоминают овраги, заросшие речными травами. Весной они заполняются водой. Сейчас трудно поверить, что это всё было сделано вручную. Кто и когда прорыл эти прокопы – неизвестно. Но прокопы вырыты очень давно, так как их берега и дно были покрыты илом уже в начале XIXвека.
По достоверным сведениям, прокопы были сделаны казахами (киргизами) задолго до заселения этой местности русскими. Основными причинами прорытия этих каналов предполагают следующее: другие озёра, расположенныев 10-15 километрах южнее упомянутых озёр Рубашкино, Котлёнок, Котёл, Фадиха, являются солёными, по той причине, что весной снабжаются водой только с грив. На лягах между этими озёрами образовались солончаки, на которых не растёт трава, а земля летом в низинах белая от соли. Главной причиной прокопов была необходимость превратить эту воду в питьевую для всех видов скота. После того как они были сделаны, паводковые воды заливали низменность водой, глубиной более метра.
Начинал расти бужур, камыш, осока и другие водорастущие травы. Таким образом, местность между рекой Чулым, озёрами и гривами использовалась киргизам и русскими в середине XIX и начале ХХ веков очень разумно. Не маловажным будет и то, что киргизы жили в юртах и на правом берегу Чулыма. Наиболее благоприятные места для стоянок могли и быть местом, где Чулым вытекает из озера Урюм. Здесь, примерно в 100 метрах, идёт дорога на село Михайловское (Кукуй).
До революции техника сельскохозяйственного производства была примитивной. Крестьяне-середняки имели, в лучшем случае, плуг с деревянным кобяком и деревянные бороны. В основном, они сеяли вручную из лукошек, косили хлеб косами и жали серпами, снопы вязали вручную. Молотили хлеб, пиная лошадей и гоняя пасами по кругу. Веяли хлеб лопатами на ветру. Только около 1914 года у некоторых крестьян появились ручные сеялки. Поэтому, во время сенокоса и уборки урожая все крестьяне: мужчины, женщины и дети постарше работали в поле от зари и дотемна.
         Большинство крестьянских жилищ были деревянными, а стены многих хат были сложены из дерна (пластянки). Крыли хаты, как правило, дерном, камышом, соломой. К 1914 году в деревне было только три дома, крытых железом, и три или четыре дома крытых тёсом. Даже у зажиточных крестьян крыши домов были покрыты дёрном.
           По словам старожилов, (взяты в архиве сельской библиотеки) в период 1914-1925 года в деревни Чулымской было, примерно, 120-130 дворов. Из них кулацких и зажиточных - не более 10-12 дворов, а бедняков - не более 20 дворов. Самым богатым было хозяйство кулака Якова Савельевича Колмакова и его сына Ивана. У них был кожевенный завод, кузница, ветряная мельница. Они арендовали землю у бедняков, имели больше 10 рабочих лошадей, двухлемешные плуги, дисковые бороны, сеялку, сенокосилку, сноповязалку, молотилку. Были наёмные рабочие на кожевенном заводе, в кузнице и несколько круглогодовых и сезонных батраков, работавших в поле и на сенокосе. Но большинство батраков Калмыковых не являлись жителями деревни Чулымской, а нанимались из семей, проживающих в соседних деревнях, были и случайные люди. Только один был постоянным батраком - это Михаил Фролович Смирнов, который до старости не имел своего хозяйства. Были и другие богатые крестьяне, это Петр Степанович Щербинин, Кузьма Яковлевич Колмаков (Яков был его отец), Степан Степанович Рыбалов. Последний в 1920 году уехал в Славгород и работал в Славгородском управисполкоме .
          В 1919-20 годах была образована ячейка ВКП(б). К сожалению, она просуществовала недолго, так как её члены вступили в Красную Армию и уехали из деревни. Коллективизацию в деревне Чулымской проводили коммунисты Жилин Иван Яковлевич, Семириков Ефим Ананьевич, и организатор колхозного движения Карачков Василий Сергеевич.
          Основным занятием жителей было сельское хозяйство. Для занятия сельским хозяйством в деревне Чулымской являются выгодные природные условия, по сравнению с другими сёлами: Лянино, Светлое, Мамон и других деревень, расположенных к востоку. У жителей деревни Чулымской были большие преимущества для занятий скотоводством и круглогодичной ловли рыбы. Каждый житель деревни Чулымской имел возможность содержать большое количество лошадей, овец, птицы. Основной доход жителей – получение продукции от животноводства (сдавали молоко на маслодельные заводы) и продажа осенью баранов скупщикам. Иногда продавали и лишний молодняк, и лошадей. Особое преимущество для Чулымской  - это круглогодовая ловля рыбы. Большие доходы приносила весенняя ловля рыбы во время нереста. В период 1900 -1935 было в деревне до 20 артелей, организованных для ловли рыбы неводом. Каждая артель состояла до 20 пайщиков. Как правило, ловили язей, окуней, щук, чебаков. Позже был организован рыбозавод, на котором трудились как мужчины, так и женщины. Во время Великой Отечественной войне рыбозавод поставлял много рыбы для нужд фронта.
 Икру и рыбу солили. Местные жители имели возможности продавать рыбу в соседние села и деревни, где нет крупных озёр и рек. Иногда ездили даже на двух подводах. Осенью и особенно зимой организовывали последний слов рыбы неводами и сетями. Многие хозяйства ловили рыбу котцами, из которых делали запоры на реке Чулым и «заездки» на озере Урюм. Особенно богатые уловы щук и окуней получали жители Широкой Курьи, которые подлёдный лов на озере Чаны вели огромными неводами, длиной около 300 метров, с применением для тяги невода лошадей и лебёдки. Мороженые щуки и окуни имели огромный спрос.
 С развитием животноводства и полеводства в  Чулыме началось  строительство . Первые дома были пятистенными, чаще всего из камыша, были небольшими. Чуть позже, когда люди начали получать зарплату, появилась возможность приобрести стройматериалы, стали строить дома побольше - крестовые. Таких домов в селе было 17. Как правило это были семьи, в которых было четверо, пятеро или шестеро детей. В таких семьях дети начинали работать рано. Трудились на покосе, пасли скот, помогали дома родителям.
 До революции в деревне Дубасово большинство детей оставались неграмотными. Научиться читать и писать можно было тогда, когда кто-то из ссыльных зимой нанимался учить детей грамоте. Здания для занятий не было. Учились в крестьянских хатах по очереди – неделю в доме родителей одного ученика, неделю - у другого. В этом селе не было, даже, библиотеки и избы - читальни. Иногда, ребят обучали грамоте ссыльные. Потом, позже была создана школа в обыкновенном деревенском доме, обучал детей бывший священник Иннокентий. Никто из жителей не знал, что такое кино. Иногда мужики, ездившие в город Каинск, привозили оттуда книги, которые потом переходили из рук в руки. Кое-кто в городе ходил в кино, а потом рассказывал родственникам и соседям о содержании немой кинокартины
Село Чулым продолжало жить и работать. Сначала это были единоличные хозяйства. В 1929 году государство перешло к ускоренной коллективизации. Сибкрайком требовал завершения коллективизации. Середняки шли в колхоз неохотно. Известно, что новые колхозы создавались на базе бедняцких хозяйств. Поскольку село расположено на берегу реки Чулым, то были организованы рыбацкие артели, правда это было позже, примерно в середине 30-х годов. В1929 году в Чулымской образован колхоз имени Ворошилова. В декабре 1950 года он объединён с колхозом «Прибережье» (деревня Широкая Курья), колхозом «Новая жизнь» (деревня Щелчиха) и посёлком Возрождение – колхоз «Возрождение». В декабре 1950 года в него вошли колхозы: «Прибережье» (д. Широкая Курья), «Вторая большевистская весна» (с. Козинка), «им. Чапаева (п. Благовещенка) «Новая жизнь» (д. Щелчиха), «Возрождение» (п. Возрождение). В 1957 году его переименовали в колхоз «Победа». Теперь этот колхоз стал ОАО «Родина». Предприятие, так же, как и раньше, занимается животноводством и выращиванием зерновых культур. Люди отдавали работе все силы, стараясь получить продукцию высокого качества. Это настоящие труженики, мастера своего дела. В середине 30-х годов были организованы рыболовецкие бригады, потому что река Чулым и рядом расположенные озёра давали много рыбы. Был сначала небольшой рыбзавод, который сдавал продукцию государству. Из воспоминаний Вороновой Марии Алексеевны: «Рыбы было очень много, приходилось ставить и сети, и ловить бреднем. Работа очень тяжёлая. Худо приходилось осенью, потому что одежонка была никудышная, простывали, болели, но снова приходили на работу». В колхозе «Победа» было до 10 тыс. овец. Строили новые животноводческие помещения уже в 1961 году. Выросли новые телятники и коровники. Скота было много, дойное стадо составляло 1170 голов. Молодняка было более 3000 голов. Маленьких телят набирали по 10 групп, в группе 60 голов. Теперь поголовье гораздо меньше, молодые люди не идут работать в село. Работа эта трудоёмкая, связана с большой ответственностью за сохранность животных.
 Удивительно трудолюбивые, простые и скромные люди, необъятные просторы, леса, поля, луга, река, озёра…
Словом – красота вокруг. Всё это - село Чулым.


Для подготовки материала использованы воспоминания жителя села  Н. Юрцева, доклад на секции краеведения Новосибирской области Нючевой С. А. «История возникновения и развития села Чулым», материал из газеты «Сельский труженик». 
Дата публикации: 20 Января 2022

Автор: Г. Трофимова

Отправитель: Алёна Максимова

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...