НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


ПО СЛЕДАМ ДЕТСКОЙ ПАМЯТИ

«Всякому мила своя сторона.
Любит и нищий свое хламовище».
(Пословицы русского народа).

Все в жизни человека начинается с детства, родительского дома, с тех отношений, которые складываются с соседями, друзьями, родственниками.
От поселка, где я родилась, кроме клена, что рос на усадьбе бабушки, да небольших бугорков, обозначающих бывшие строения, ничего не осталось. И именно в этом году мой исчезнувший более полувека назад поселок с красивым названием Благовещенка праздновал бы свое 110-летие.
… Как неуловимо, стремительно бежит время. Казалось, совсем недавно мы, дети послевоенных лет, жили тепло, радостно, по-семейному счастливо и дружно в своей Благовещенке. Была она, наверное, такой же, как и многие малонаселенные поселки и деревни того времени. Саманные, камышитовые, пластяные дома и избушки в одну широкую улицу. Узкая колея дороги, обрамленная густым спорышем и редкими палисадниками с яркой космеей, календулой, васильками, бархатцами. Сразу за огородами – лес с нескончаемыми земляничными полянами, костяникой, смородиной, грибами. В сорока с небольшим дворах, здесь жили люди с доброй и открытой душой, трудолюбивые, отзывчивые на радость и горе, готовые подставить свое плечо всем, кому нужна помощь.
Помню, с каким желанием и светлым настроением шли все, кто мог, помочь своим односельчанам строить дом. Мужчины возводили стены, ставили крышу, окна, настилали полы, а женщины мазали, белили, мыли. Сколько баек, небылиц здесь рассказывалось с добрым юмором, смехом! Как пелись песни… Свадьбы или похороны, проводы в Армию или встреча солдата, вернувшегося со службы, - радовалось и горевало все село.
Нас, детей, «присматривали» и воспитывали так же всей общиной: и родственники, и соседи, и просто заботливая бабушка друзей и подружек. Мы принимали это как что-то само собой разумеющееся. Только потом, повзрослев, я стала задумываться: а почему же все было в нашей Благовещенке именно так?! И моя детская память (прожили–то мои сверстники в поселке кто 15, а кто 5-7 лет) привела меня к такому открытию: да ведь, почти, все жители поселка были либо кровными родственниками, либо состояли в родстве, кумовстве, соседстве.
Человеческая нравственность, духовность, беды и лишения военных лет, прожитых вместе, не позволяли тогда людям заводить распри, ссоры, склоки, творить дурное. Основой родственности были большие семейные кланы: семья братьев Слюсаревых – Сергея, Григория, Андрея; братьев Нехаенко – Самуила, Никанора, Федора; семья Егора Конева. Все они были многодетными 5-7 и более детей и внуков в молодых семьях и у каждого из братьев.
Рядом с ними соседствовали тоже многодетные семьи Шевцовых, Морозовых, Игнатьевых, Ляхновых, Клименко, Бурдаковых, Василенко, Матюхиных, Копенкиных, Литовченко, Царевых, Хрипченко.
По большому счету жили дружно, решали сообща дела общественные и семейные. Рождались единые предпочтения, привязанности. Например, многим нравилось имя Иван. И его носило и носит десять, а может, и больше мужчин только старшего поколения. На всех этих Иванах, Федорах, Николаях, Александрах, Марьях, Дарьях, Варварах, Феклах держалось хозяйство общественное и личное. Но не только трудом напряженным и, порой, изматывающим жили люди. Были и праздники. Бабушки втихомолку от родителей (время было такое) приобщали нас, детей, к православным праздникам – Рождеству, Благовещению, Пасхе, Троице и другим. Учили нас колядкам, песням, играм. Наряжали в эти дни, как могли. Пекли особые угощения, рассказывали нам о Боге.
Молодежь праздновала по–своему. Моя мама, Наталья Сергеевна, была учительницей и всегда готовила новогодние утренники для ребят. Наряжали березовую «елку» с зелеными ветками от веников мы с ней вместе, украшали самодельными игрушками. А вечером у «елки» веселилась молодежь с танцами под патефон. Летние гуляния тоже проходили на «пятачке» у школы под балалайку, гармошку, тот же патефон и баян моего деда Якова.
Запоминающимся событием для сельчан стало открытие клуба, разместившегося в одном из освободившихся жилых домов. По инициативе Ивана и Дмитрия Слюсаревых, Ивана Нехаенко, Федора Игнатьева и других, как писала районная газета «Заветы Ленина» от 25 сентября 1959 года, была построена кинобудка. Первые кинофильмы в Благовещенке демонстрировали И. А. Васильев, В.А. Беловоденко, В.Г. Моружев.
Умение трудиться до пота и отдыхать до времени передавалось и младшему поколению. С малых лет нас привлекали к присмотру за младшими братьями и сестрами, поручали кормление наседки с подросшими цыплятами. Мы гоняли к воде, стекающей от буровой скважины в яму, выводки гусей и уток, «припасывали» в отведенных местах маленьких телят. А когда наступала ягодно–грибная пора, готовили с бабушками припасы  этих лесных даров на зиму, делая в день по два – три «рейса». Благо, маршрут известный и расстояние 300-500 метров от поселка. Поливали со взрослыми грядки, а воду для питья мы с младшим братом Сережей возили в маленькой бочке на двухколесной тележке из «хорошего» колодца метров за 800.
Зимой для нас тоже находились дела: принести дрова, «набить» ведра снегом для таяния, сводить на водопой коров, очистить от снега тропки к сараям, вывезти на салазках навоз. А когда выдавалось от дел время поиграть в снежных «домиках–избушках», вот тут и начали работать выдумка, фантазия, приобретенные навыки и знания.
Так в трудовых поручениях и игре у нас формировались характеры, зарождались трудолюбие, самостоятельность, ответственность, целеустремленность. И строилось все это на взаимопонимании, поддержке, добром отношении друг к другу. 
Когда районной властью было принято решение об "упразднении" посёлка Благовещенка, люди стали разъезжаться по новым местам жительства. Кто–то уехал в Новосибирск и его пригороды, кто–то – в Омск, Купино. Помню, что самая многодетная семья (9 детей) Феклы Самуиловны и Степана Егоровича Коневых переехали в село Лягушье, где большая ее часть – братья Николай, Иван, Анатолий и сестры Мария и Любовь – живут там теперь уже со своими детьми и внуками. Но большинство благовещенцев осели в своем Здвинском районе. Близость малой родины держала крепко умы и сердца. В Чулыме выстроилась целая улица, и дали ей название по той речке, что протекала в Благовещенке, - Зайчиха. Но, и она сегодня опустела. Разъехалось по городам большинство моих сверстников. Там у них родились дети, внуки. И только маленькая горсточка сегодняшних благовещенских прадедушек и прабабушек остаются верными своему месту, дому, своей когда–то крепкой, повязанной всеми степенями родства, большой семье – своей маленькой деревеньке.
Мы счастливы, что можем, по желанию или случайно, встретить еще раз А.В. Морозова, И.Ф. Нехаенко, И.П. Литовченко, Н.И. Бурдакова, И.М. Климко, В.Ф. Цареву, А.Ф. Бакаенко, А.С. Копенкину, М.С. Цареву, Е.С. Слюсареву. Как мало их осталось - старожилов поселка! Как их нам не хватает в жизни!...
Сегодня я поздравляю их и всех, кто родился и жил в нашей незабываемой Благовещенке, с юбилеем! Пусть ее уже нет на карте района, но живы мы – те несколько поколений, кто помнит или знает, по рассказам близких, о месте рождения его и его предков. В своей детской памяти мы свято храним образы тех односельчан, кто принимал бескорыстное участие в нашем становлении и взрослении. Низкий поклон вам за то, что среди нас, ваших детей и внуков, нет Иванов, не помнящих родства.


Дата публикации: 20 Января 2022

Автор: Надежда Васильева (Нехаенко)

Отправитель: Алёна Максимова

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...