НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


История села Верх-Урюм Здвинского района Новосибирской области


    О, Русь, покойный уголок,
     Тебя люблю, тебе и верую.
                                                          С. Есенин


Люблю тебя, мой Верх-Урюм!

Село Верх-Урюм, по данным следопытов пионерского отряда «Поиск», берет свое начало с 1847 года. Как и многие сибирские села, оно возникло в результате переселения крестьян из центральных губерний России. Село  с каждым годом разросталось. Крестьяне занимались землепашеством и рыбной ловлей. До 1912 года поселение называлось Сильнягино – по фамилии основателя, Матвея Станиславовича Сильнягина. На ту пору в селе имелась деревянная церковь, с множеством больших и малых колоколов, школа грамоты, две торговые лавки, хлебозапасной магазин, да два маслодельных завода. В дальнейшем село раскинется на несколько километров. Накануне первой мировой войны в нем было 335 дворов, проживало 1100 мужчин и 1100 женщин. (А по результатам переписи 1926 года, число хозяйств, составляло уже 465 дворов с населением – 2586 человек).

А когда–то, много лет назад, ехали на необжитую, чужую землю люди из Курска, Харькова: Смердовы, Гончаровы, Чернышовы, Чубаровы, Герасимовы, Канищевы. Из Рязани приехали Жарков Григорий Григорьевич, Кондрашкины, Милешкины со своими семьями. Вспоминает Жаркова Евдокия Николаевна со слов бабушки Смердовой Екатерины Никитичны и Смердова Ивана Федоровича. Их можно считать первопоселенцами села Сильнягино. «Ехали на лошадях. Когда достигли речки, место очень понравилось. Но предстояла большая работа. Берега реки были вымыты, корни деревьев торчали из русла реки, пришлось корчевать их вдоль берега, чтобы построить избушки, - приближалась зима…
  С приходом весны снег начал таять, река вышла из берегов и избушки унесло. Какой успели, скарб спасли, остальное унесла река. Стали перебираться повыше, примерно, где сейчас идет трасса на Верх – Урюм. И снова - корчевка деревьев, тяжелейшая работа …
Семьи были большие, помогали друг другу раскорчевывать землю под огороды, а потом разделили ее на участки, они назывались по фамилии владельца. Было очень тяжело: ни обуви, ни одежды, да и поесть нечего. Абрам Михайлович Никипелов, приехал позже с Украины и считался специалистом на все руки. Он выделывал кожи животных и сам шил различную обувь, учил, как правильно, прясть и ткать холст, из которого шили одежду. Из шерсти ткали полотно и шили юбки, из более толстой, плотной пряжи ткали зипуны, длинные, до самых пят, катали валенки, делали руками глиняную посуду, обжигали в печи. Все были заняты работой - так постепенно обживались, вставали на ноги.
Потом пришла революция, а вскорости и гражданская война, со зверствами колчаковцев и чехов. А потом Красная армия погнала эту нелюдь на восток до самого Тихого океана. А на нашей земле надо было наводить порядок и начинать новую жизнь.
Еще шла гражданская война, и нужно было оказывать помощь семьям красноармейцев, противостоять бандам и налаживать мирную жизнь села. Постановлением ЦК РКП(б) от 17 апреля 1919 года, для оказания помощи органам Советской власти по борьбе с контрреволюцией,  были учреждены части особого назначения ЧОН - специальные вооружённые формирования,  создававшиеся при  партийных ячейках.  Дело это было тогда новое. И вот, где-то, в 1921 – 1922 годах мужчин обязали проходить военную подготовку в рядах «ЧОН», что и делалось на площади села в волостном центре  Лянино.
К этому времени в селе уже была комсомольская ячейка. Все члены РКСМ были бойцами «ЧОН», которые следили за общественным порядком, охраняли здания и материальные ценности. Это: Кирилл Кушнарев, который не расставался со своей гармонью, Михаил Мокрушанов, Петр Больнов, Кирилл Ткаченко, Семен Кривошапов, Семен Губарев, Егор Рымарев, Григорий Быльев.  Так Верх-Урюмская комсомольская ячейка делала свои первые шаги. Все принятые решения на собраниях выполнялись беспрекословно и в срок.
Потом пришло время создания колхозов. Изначально на территории села Верх-Урюм их было пять:
«Красный боец» и им. «Кагановича», затем их объединили в один, приблизительно, в 50- м году, председателем назначили Шамрай Михея Иосифовича.
И еще три колхоза: «Чапаевский», им. «Крупской» и им. «Орджоникидзе» – которые, также, объединили в один колхоз, председательствовал Темников.
В 1951 году в состав колхоза добавилась деревня Алексотово, а в 1952 году Ново-Горнастали, колхоз назывался им. Молотова. Позже - колхоз «Заветы Ленина».
Со слов очевидцев, за время советской власти в Верх-Урюме работало шесть председателей колхоза, это: Темников, Шамрай Михей Иосифович, Мутюгин Алексей, Попенко Иван Андреевич, Маркин Петр Андреевич, Костин Валерий Иванович.
На протяжении нескольких лет главным бухгалтером колхоза «Заветы Ленина» работал Заика Иосиф Федорович. Был строгий, но справедливый, требовательный. Всегда, при необходимости, заменял любого руководителя, если тот уезжал в командировку. Мог решить любые текущие вопросы на производстве.
Большой вклад внес в развитие колхоза и села Верх-Урюм Попенко Иван Андреевич. До сего дня люди отзываются о нем как о хорошем руководителе. Его уважали за справедливость, а некоторые и побаивались.
Кривошапов Николай Никифорович – это был тактичный, грамотный человек, хотя не имел высшего образования, но мог убедить человека, обладал ораторскими способностями, работал председателем исполкома сельского совета, внес очень большой вклад в развитие села, заботился о людях, сначала работал директором клуба.
Долгое время в селе не было электричества. По району в Верх-Урюме – первая лампочка, дали электрическую энергию. Привезут столбы, к каждому дому колхозные работники и хозяин сам копает яму для столба, а затем работники укрепляют столбы, проводят электричество. Первое радио повесили на столб возле конторы, все приходили, слушали. Позже радио было в каждом доме, проводили бесплатно, бесплатно же и круг(репродуктор-громкоговоритель) давали, потом уже пошли динамики.
Самая первая контора находилась между ветучастком и старой весовой – в домике две комнаты. Одна для председателя (на ту пору им был Шамрай), в другой - счетовод. Затем построили новую контору , где сейчас стоит дом на въезде в Верх-Урюм.

Но пришла беда на нашу землю, грянула Великая Отечественная война, - продолжает свое повествование Евдокия Николаевна. - В семье Никипеловых Абрама Михайловича и Ефросиньи Павловны было десять детей, которые проживали в селе Сильнягино, ныне село Верх-Урюм, - шестеро сыновей и четыре дочери. Пятеро из сыновей были участниками Великой Отечественной войны.
Первым ушел на фронт Сергей Абрамович, остались жена и четверо детей. Погиб во время войны и похоронен в Германии.
Вторым ушел Кузьма Абрамович, прошел всю войну и вернулся домой раненый, с контузией, прожил не долго, похоронен в селе Светлом.
Третьим ушел на фронт Макар Абрамович и после войны вернулся домой. Работал в Барабинске машинистом.
Призвали в армию и Ивана Абрамовича, очень смелый был, весельчак и юморист. Погиб и похоронен в Литве.
Пятым пошел на фронт Михаил Абрамович, участвовал в войне с Японией. Остался жив и продолжил служить на Востоке.
Шестому сыну, Василию Абрамовичу, досталась работа в тылу. Весь труд лег на плечи детей и женщин. Только солнышко всходило, - все на работу: косили, вязали снопы, молотили хлеб.
Четыре сестры - Александра, Елизавета, Таисия и Вера - тоже трудились в тылу. Вечером коров подоят, а утром ведут, чтобы запрягать на работу, лошадей не хватало.
Каждой весной женщины сами пахали и сеяли, умели выполнять любую мужскую работу. В селе была организована рыболовецкая бригада, рыбачили неводом зимой и летом. И в лютый мороз нужно было выполнять план по сдаче рыбы. Одежды не было, обмораживали руки и ноги, но рыбу перерабатывали и все отправляли на фронт.
«Все для фронта, все для победы!» – в этот лозунг люди верили, жили, работали и победили! Низкий поклон, всем землякам - погибшим и пришедшим с войны, всем работникам тыла за их самоотверженный подвиг!
Великая Отечественная Война принесла много горя: она разорила десятки тысяч городов и сел, уничтожила десятки миллионов людей. И пусть в Сибири не шли бои, но славилась она бойцами. Бойцы были не только на фронте, но и в тылу. Вся страна встала на защиту Родины, стар и мал. Уходят поколения, знающие о войне не понаслышке. Остаются только книги, кинофильмы...
Мы, современное поколение, помним, благодарим, гордимся и в память о тех, кто победил, вновь и вновь перелистываем страницы истории. Без крепкого тыла не было бы Победы.
Также, хотим рассказать о наших земляках - тружениках тыла. Именно они приближали Победу своим непосильным трудом в тылу. В первые дни войны вся тяжесть легла на женские плечи. Женщины и дети выполняли мужскую работу: от обработки полей до заготовки леса.
  В нашем селе Верх – Урюм с началом войны жизнь кардинально изменилась. Для простых сельских жителей война – это большая беда, ведь в сельской местности без сильных мужских рук порой выжить было невозможно, но они выжили, выстояли и победили!
Сурину Леониду Васильевичу на момент начала войны было 13 лет (умер 1 июня 2020года). Он рассказывал, что работать начал еще до войны, с 10 лет, так как мама умерла рано, жили с мачехой. Отец заболел и умер – от тяжелой работы в 1940 году, в семье было пятеро детей.
  О войне узнал из уст бригадира, которого через неделю забрали на фронт – это дядя Леонида Васильевича, Сурин Григорий Михайлович. Впоследствии пришло письмо от санитарки Плотниковой, в котором говорилось, что шел жаркий бой, Сурин Григорий, минометчик, был тяжело ранен в голову немецким снайпером, его отправили в госпиталь, через два дня он умер.
Работа в тылу продолжалась. В колхозе возили сено в копнах. Леня работал на граблях, дрова возил на быках. Все работали с утра до ночи, спали прямо в поле. "Ранним утром в 5 часов, только солнце всходило, – подъем. Роса, холодно… Босиком, обуви нет, присядешь, ноги погреешь в сене, и дальше работать. О еде, также, говорить не приходилось - жили впроголодь".
Если появлялась свободная минутка, Леня бежал домой, ведь там ждали младшие братья и сестра, маме (мачеху называли мамой) полоть колхозную пшеницу нужно идти, а самой маленькой сестренке Лиде 1 годик. Ее пауты заедают, они с братом Ваней их отгоняют, а сами картошку пропалывают на огороде.
Была корова, Тонькой звали. Запрягали ее в тележку на колесиках маленьких железных, которую сами смастерили, и возили воду. Накосят камыш и везут домой – зимой печь топили камышом и кизяком. К весне совсем есть было не чего, хлеба не было. Ели камыш молодой - «кулики», в воде растет. После войны парня призвали в армию. Командир поглядел на Леонида и говорит: «Кто тебя в армию послал? Ты же умрешь!». Такой он был худой. Жизнь Леонида Васильевича была не из легких, но его оптимизму и силе духа можно только позавидовать!
Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как они не совместимы… Матери, жены, сестры, невесты, дети – все, кто не на фронте, – это есть тыл. Тыл должен работать на фронт: победа ковалась и в тылу.
  Дмитриенко Нине Григорьевне вначале войны было 10 лет, она уроженка села Верх – Урюм. Из рассказа ныне здравствующей Нины Григорьевны (теперь умерла): «О войне узнала от мамы, колоски под Нижним Урюмом собирали, а самолеты летят, летят...  Отца призвали на фронт сразу. Пришел с войны весь израненный, умер в Верх–Урюме». Днем мама Нины работала на маслозаводе, а ночью веяла хлеб в колхозе и ее с собой брала в клуню (помещение, где молотят). Нина вместе с женщинами веяла пшеницу. "Крутишь веялку, а отходы сыплются от зерна, а взять нельзя, хотя кушать очень хочется. Потом на трудодни давали эти отходы, их мололи и кашу варили, да лепешки стряпали, столько радости! Ешь, а на зубах земля хрустит". Приходили с колхозной работы под утро, маме Нина помогала снять пимы и не могла, ноги у мамы распухшие…
Шла война, маленькая Нина подрастала. В школу ходила. Вместо книг носила ложку, да чашку. Книг не было. В школе кормили похлебкой и кусочек хлеба давали, а она его не ест: у нее дома мама да Валя, сестричка младшая. Принесет домой кусочек и разделит на всех. Наступало лето, и жить стало легче: собирали ягоды, грибы, траву. Из крапивы и лебеды варили суп.
Война подходила к концу, колхозы поднимали женщины и дети. В ту пору Нина Григорьевна уже умела пахать на быках и боронить, грести сено граблями. Лето, жара, пауты заедают, бык упадет и лежит, а она сидит и плачет рядом. В колке, в холодке бы отдохнуть, а бригадир кричит: «Работать надо!».
Обуви нет, попадет в пятку заноза, вытащит - и дальше работать.
После войны молодая, хрупкая девушка Нина стала работать дояркой. 15 коров набрала, доила руками. Всегда была в передовиках. Бригадиром тогда была Ульяна Никифоровна Кривошапова. В Новосибирск Нина летала на самолете для награждения за хорошую работу. Вручали почетную грамоту и денежную премию. Сколько было радости и гордости за нашу маленькую деревеньку!
Еще  в селе работало следующее производство:
Промартель им. «Покрышкина» - заведовал Акиньшин Николай Сидорович. Бригадирами были: Герасимов Петр Васильевич и Смердов Варфаламей Степанович.  Летом изготовляли кирпичи, зимой валенки. Мужчины катали, женщины "заращивали".
  Рыбный пункт – заведовал Бондаренко, эвакуированный из Ленинграда.
 Сельпо–бойня, принимали продукцию от населения, руководил Смердов Иван Иванович.
Имелась пожарная часть, все называли пожарка. Совсем недолгое время функционировал курятник,  бригадиром был Аксенов.
  Хлебопекарня (уже после войны) - пекли хлеб для рабочих и служащих, считалось - если пшеницу колхозникам отпускают, то хлеб они должны печь сами.
Функционировал сельский клуб, заведующий клубом Цыпкин Владимир Иванович. Привозили кино, смотрели сидя на скамейках.
Тяжелое было время. Со слов очевидца Кеслер Александра Александровича (сейчас ему 86 лет), который после войны работал в колхозе «Красный боец» (председатель колхоза Канев Петр Фомич). С рыбного пункта возили рыбу на станцию Чаны. Рыбаками были одни женщины, они же нагружали рыбой транспорт. Бригадиром работал Алябьев.  Женщины на больших баркасах переплывали на другой берег, а часть из них оставалась на противоположном берегу, забрасывали невод и тянули по реке Чулым. Женщины сами пластали рыбу, икру отдельно, все засаливали в бочках. Позже, копали ямы, цементировали, там солили рыбу и накрывали досками. Рыбный пункт работал еще долго после войны, рыба ловилась хорошо: щука, язь, окунь.
Где–то в 1957 – 1958 годах посевная площадь, вместе с Алексотово и Новогорнасталями, составляла около 14000 га. Создали две полевые бригады. В одной из них работал бригадиром Богомолов Григорий Ефимович.
На то время все выстраивал колхоз – это начало 70–х, председатель Мутюгин, отстраивали фермы, увеличивали скот (базы уже построили в 80–х годах), а при Попенко И. А., в основном, строили жилые дома.
Из рассказа очевидицы Перемикиной Екатерины Игнатьевны (сейчас ей 91 год): "Конец 40- х, начало 50-х работала дояркой, доили вручную три раза в день по 12-14 коров. Пасли скотину дежурная доярка и скотник, находились там и день и ночь. Чабаном работал Батраков Павел Антонович. Было пять колхозов в каждом свой скот: овцы, коровы и кони.
   Примерно, в 70-х годах построили молочный завод. Возили молоко со всех близлежащих деревень. Молоко сепарировали, делали масло, сливки, мороженое, которое приносили в школу и продавали, стоило оно три копейки. С города Куйбышева приезжали большие машины за молоком".
Деревня Новогорнастали – хорошее было село. Две улицы, построили новый магазин, дома брусчатые и кирпичные. Контору перенесли в школу. Школа деревянная. В селе проживало примерно 150-200 человек. Было развито животноводство - дойный гурт, 3-4 базы молодняка. Сеяли поля: пшеница, овес. Заготавливали сено. Заведующим участка тогда был Квашнин Михаил Абрамович, после - Исаков Михаил Александрович.
Сельский клуб находился в деревянном здании, заведовала клубом Самарина Галина, многие участвовали в художественной самодеятельности. Проводили «голубые» огоньки, шили себе костюмы. Работала комсомольская организация. Жили очень дружно.

Незаметные герои тыла рано познали цену труда. С детства в них сформировались такие чувств, как ответственность за порученное дело, сострадательность, товарищество и взаимовыручка, которые остались на всю жизнь.
Называя имена тружеников тыла - наших земляков, мы словно перелистываем страницы огромной книги, в которой наша история и их судьба. Вслушайтесь в шорох этих страниц! Книга жизни - самая великая книга. Долг живых – не забывать о той страшной войне, о тех, кто спасал Родину, не жалея себя. Мы гордимся своими земляками, незаметными героями земли Верх–Урюмской!
«Березы, осины, прохлада и озеро манит подчас!
 Нам Черного моря не надо,
Урюм - санаторий для нас».
Слова этой песни, написанные Котловой Ниной Владимировной, стали гимном нашей земли !


По воспоминаниям старожилов села Перемыкиной Е. И., Кеслер А. А., Дмитриенко Н. Г., Сурина Л. В., Никипеловой Н. К., Жарковой Е. Н.






Дата публикации: 18 Января 2022

Автор: Людмила Кривошапова

Отправитель: Алёна Максимова

Вам нравится? 5 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...