НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Как у космонавтов

В далеком 2006 году от Сибирского политехнического техникума меня направили на производственную практику в ГК‑1 на второй участок. Пятнадцать лет назад я вошел именно в этот кабинет, где сидел начальник второго участка и где теперь сижу я. Тогда я даже подумать не мог, что буду здесь работать и стану начальником участка.
Но это случится потом, а в те дни практики мне поначалу было страшновато, мне предстояло влиться в трудовой коллектив, первый раз в жизни моими товарищами должны были стать не учащиеся – мои ровесники, а рабочие люди, мужики взрослые, самостоятельные и крепкие. Меня удивило, что все в бригаде общаются на равных, по именам, старше ты или опытнее – не важно, все равны.
И начальник цеха понравился, тогда цех возглавлял Петр Кузьмич Лоза, он мне напомнил актера из фильма «Любить по-русски» Евгения Матвеева – такой же деловой, решительный. Звонит, помню, кому-то и договаривается, мол, ты мне краску дашь насосы покрасить, звонит другому – кисточки давай – все решал. Понравился мне начальник, хороший человек.
После практики предложили остаться, я продлил договор и продолжил работать слесарем АВР – это аварийно-восстановительные работы. И перешел на участок по большим коллекторам.
Был у нас фургон специальный переделанный из ПАЗика, мы в нем, как в штабе, ездили по участку, а занимались внутренним обследованием коллекторов диаметром два и два с половиной метра, чистили протоки. А попал я в бригаду Григория Анатольевича Гладышева – очень работящий человек, многому меня научил. Шли годы, я уже закончил учебу в техникуме, факультет ВВ – водоснабжение и водоотведение. И после техникума попал уже на седьмой участок, которым руководил Конопелько Евгений Борисович – тоже деловой, организованный. А мне и хотелось попасть на участок по большим коллекторам, так и случилось. Я оказался в бригаде по устранению аварийных засоров на сетях канализации и график удобный – день-ночь через 48. Меня назначили мастером. Начал работать, а как наработать опыт? Нужно самому брать и делать.
Если ты будешь только слушать бригадира, который знает что делать или водителя, который знает куда ехать, то ты ничего не запомнишь, ничему не научишься. Если сам не купишь карту, и не выучишь название улиц, и не попробуешь руками свое дело – грош тебе цена. А не ученого подстерегают всякие опасности. У меня пару таких случаев было: ночь, зима приехали на Авиастроителей 1/3, около пятиэтажки полный колодец воды, открылись, слесарь остался с багром щупает трубу в колодце, а мы пошли искать следующий колодец. Нашли пустой, возвращаемся назад, а еще издали видим, что слесаря нету, мы бегом. Подбежали, возле колодца стоит багор, а от слесаря только голова торчит из воды, он за край траншеи держится. А получилось, что вода подмыла и земля около колодца провалилась, хорошо что слесарь успел оттолкнуться и за край траншеи схватится. Мы его вытащили, место провала огородили.
И такой случай не единственным был. Помню на улице Новосибирской, приехали на засор. Идем спокойно, лето, день, все видно и ясно, подходим к люку, крышка на месте, закрыта, рядом лужица маленькая, слесарь подходит к колодцу наступает ногой в эту лужу и проваливается по шею, мы его успели за загривок схватить и вытащить. Пока мы барахтались, крышка люка вместе с основанием набок завалилась. Достали товарища, все вымокли и вымазались, огородили место потопа и переодеваться поехали.
Учился я в политехническом вместе с супругой, после учебы привел ее в Горводоканал, и устроилась она в тот же цех ГК – 1 и проработали мы вместе с нею рядом почти шестнадцать лет. Недавно уволилась, буквально в этом году. И я не все время в цехе работал. Когда поженились, о детях задумались, надо и квартиру, и обстановку и многое без чего жить семье нельзя. А денег-то немного, вот и ринулся я в грузоперевозки, полтора года ездил по городам и чужим весям. В 2013 году у нас в стране случился очередной кризис, бизнес рухнул и вернулся я в свой родной ГК‑1. А Петр Кузьмич Лоза к тому времени уже ушел. И определил меня Конопелько Евгений Борисович на седьмой участок больших коллекторов подменным мастером в бригаду Гладышева Григорий Анатольевича, у которого когда-то я учился и уму-разуму набирался.
А Гладышев Григорий Анатольевичем человек с характером! Имеет своё мнение и умеет его отстоять, пашет до последнего, до победного конца, всегда работает на качество. Если что не так, всем мозги вынесет. Я это к чему рассказываю, когда я попал к нему в бригаду, меня спрашивают: как ты будешь с ним работать? Тебе доплачивать будут или молоко выдавать за вредность? А я им объясняю, что у меня с ним прекрасные отношения и работать мне с ним комфортно. А занимались мы делом серьезным – всеми аварийными ситуациями, то есть все раскопки, все порывы были наши. На седьмом участке работает коллектив более опытный, разряды у всех 5–6, люди, которые на опыте, их отправляют на самые сложные аварии. Гладышев Григорий Анатольевич – большой мастер – это династия у него отец и дед работали здесь в Горводоканале, он и сына суда привел, тот сейчас бригадиром на его участке работает.
Мы занимаемся внутренним обследованием коллекторов. Например, есть участок протяженностью в 2.5 км трубопровода диаметром 1840 по улице Московской и до Краеведческого музея. Работают сразу три бригады. Первая – провожает, вторая – встречает, а третья идет по трубопроводу. На глубине под землей всякое бывает, у нас есть туннельный самоспасатель – это такой, образно говоря, термос небольшой, литровый, в котором химические реагенты при вскрытии они начинают вырабатывать кислород и у тебя есть 40 минут, чтобы подышать в случае загазованности или отсутствия кислорода. То есть можно вскрыть его, он одноразовый, подышать. В коллекторе на глубине ощущение не как на подводной лодке, хоть ты и в трубе, а как в космосе, только еще тяжелее – кругом пустота и звезд нету.
Помню, Конопелько Евгений Борисович нас инструктирует, ставит задачу, и мы идем обследовать внутреннее строение трубопровода. Инструктаж получили, расписались, а дальше сами за себя отвечаете, все – вперед и прямо в коллектор. Связь с внешним миром есть, но только в камерах, где смотровые люка, а в коллектор волны мобильной связи не проникают, так что все по-взрослому. Хорошо если труба высотой два метра – идешь в полный рост, а если полтора метра – то в трипогибель, скрюченным, а если меньше, то уже, как говорят, на карачках ползешь.
Идем мы с Григорием Анатольевичем, смотрим за трубой, записываем дефекты в блокнотик, а на мозг сигнализатор давит, пищит, сообщает, что уровень кислорода падает и ты думаешь: возвращаться обратно эти 400 метров или всё-таки тут 50 метров осталось и мы ещё чуть-чуть потерпим и дотянем. А на нас защитные костюмы, которые не «дышат» и очень тяжело идти, весь мокрый, несколько килограммов за раз теряешь пока пройдёшь заданные метры. Кроме тяжести самого пути, нехватки кислорода, отсутствия звезд, еще крысы, которые кидаются на тебя. Григорий Анатольевич всегда шел первым, отпинывался, а я за ним плелся.
Вот так мы работаем, но кроме производственных всяких ситуацией еще и мужики сами шутят. Помню, устранили засор на Новосибирске Главном, всех посадил в будку газика, вроде все сели, вроде все взрослые мужики, я сел в кабину, поехали. Едем, вдруг звонит диспетчер, а мы полгорода уже проехали
– Максим, где твоя бригада?
– Как где, – отвечаю, диспетчеру Нине Михайловне, – в будке сидит, где ж ей быть.
– Остановись, посмотри.
Останавливаюсь, смотрю, а будка пуста. Они, значит, все вылезли и остались на адресе. Я обратно за ними еду и спрашиваю Каргаполова:
– Саня, что за дела?
– Да, мы в туалет пошли…
– Все разом? Или один пошел, а другие держать?
Лехвар мне потом рассказал, что такая история не первый раз случилась. Виктор работал в Пашино и бригаду там забыл, а телефонов еще не было, приехал в цех, а бригады нет, пришлось возвращаться на адрес.
Потом нам предложили участвовать в конкурсе Лучший по профессии, сложилась бригада: Гладышев Григорий Анатольевич, я, сын его (имя), Конопелько Евгений Борисович – начальник участка и Чурки Сергей Никоалевич – начальник цеха. Мы выигрывали не раз. Также Гладышев Григорий Анатольевич от Городецкого получал всякие награды, медали. Было за что его уважать. Руки у него такие здоровые больше моих. Хотя он ростом метр шестьдесят всего, но из-за того что он очень много работал руками у него руки просто огромные, порой на складе дают перчатки, а они ему на руки не налазят. А он ещё и рыбак. Живет на Владимировской, вот она – Обь, лодка. Он на Оби и дом себе построил. Лес таскали и с Оби с лесоперевалки, работящий такой рукастый мужик,. работал всегда до победного. По стечению обстоятельств подорвал здоровье, да, то есть пришлось перейти на другой вид работы.
Я считаю, что наша работа очень тяжелая, постоянно в воде, мороз-не мороз в тех же болотниках стоять в воде… простываешь, у Гладышева сколько раз голос пропадал, а он все равно на работе. И устраняли аварию, несмотря на непогоду, теми средствами которые у нас были, но в ватниках в траншее с водой особо не поплаваешь. Помню, дюкер вскрывали под мостом улицы Кирова, уже ближе к вечеру. Сварщик отверстие режет в трубе под давлением, от нее столб воды десять метров. Он режет, вырезает квадрат, но как не режь по воде же газом сильно не прорежешь, он черепушку наметил сколько смог, вода хлещет до самого моста, но нам надо вскрыть прорез, чтобы вода пошла из трубы, чтобы она освободилась, потом откачать воду, только тогда можно сделать переключение. Лезем вскрывать, берем кувалду и начинаем по намеченному сварщиком квадрату долбить, чтобы черепушку сбить. Я Григорию Анатольевичу говорю:
– Пойдем, переоденемся, гидрашки оденем.
– Да что тут делов-то на 5 минут, – отвечает.
А у нас всегда так – на 5 минут. Ладно, хорошо, и пошел он лупить по черепушке – бац, бац, а ничего не получается, пробить не может, весь мокрый, вода же хлещет. Пошёл я за ним тоже – бац, бац – не получилось. Смотрю Григорий Антонович переоделся в гидраш, залез на эту трубу бил бил чуть-чуть приоткрылась, но мало, устал, думаю, надо менять. Пошел выбивать эту черепушку, да поскользнулся на трубе, а кругом вода. Короче, вынырнул я, вытащили меня, сижу весь мокрый до нитки. Григорий Анатольевич – он половчее будет меня, у него телосложение, как у Джеки Чана. Он залез на эту трубу, добил его пока черепушку не сбил, да тоже поскользнулся на трубе, но уловчился на островок отпрыгнуть, перевернулся и сухой вышел из ситуации.
А потом домой. Дома хорошо, жена и две девочки. У нас, как у космонавтов – девочки. Старшей Женечке восемь лет, а младшей Настеньке – шесть.


Дата публикации: 06 Декабря 2021

Автор: Максим Попов

Отправитель: Ольга Вялкова

Вам нравится? 1 Да / 2 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...