Свой добрый след оставил на земле
25 декабря 2018 года исполнилось сто лет со дня рождения Станислава Антоновича Гудайкиса, бывшего руководителя совхоза «Тартасский», фронтовика, кавалера ордена Ленина.Наверное, не найдется в Венгеровском районе человека, который не слышал бы этого имени. А уж в ЗАО «Тартасское», в Заречье, Чаргарах, Ильинке до сих пор вспоминают его добрым словом. И хотя нет уже в живых этого замечательного человека, в памяти людской он жив до сих пор: не по должности – по добрым делам.
«Такому руководителю при жизни надо ставить памятник, – говорят пенсионеры совхоза «Тартасский». – Вот что у нас в совхозе было при нем. На каждой ферме – пилорамы, бани, в Заречье даже из Венгерово приезжали в бане помыться. В стройцехе изготавливали двери, оконные рамы, табуретки, скамейки, шкафы. Была мельница, мололи муку всех сортов, даже изготавливали манку. На своей маслобойке били рыжиковое масло. Был колбасный цех, держали свиней».
Поэт из Заречья Александр Павлович Линкевич к столетию С. А. Гудайкиса написал поэму «Судьба человека». Согласитесь, не каждому земляки посвятят проникновенные, может быть, немного неуклюжие, но от всего сердца идущие строки: «Свой добрый след оставил на земле» – это о нем, о Станиславе Антоновиче.
Давайте сегодня и мы вспомним о жизни этого замечательного человека.
Декабрь 1918-ого года. Католическое рождество. Его ещё отмечают, волны Октября и борьбы с религиозным дурманом ещё не докатились до сибирской деревни. Именно 25 декабря в семье Антона и Анны Гудайкисов родился первенец – Станислав. Затем на свет появились ещё двое детей – брат и сестренка. Но рождение сестры стоило жизни матери. В пять лет Станислав остался без самого родного человека. Отец вскоре снова женился – тяжело вдовцу с маленькими детьми. От второго брака появились ещё дети.
Молодой Советской власти нужны были образованные люди. Шла борьба с неграмотностью, открывались в селах и деревнях школы. Появилась трехлетняя школа и в Лисино. Станиславу было уже 9 лет. Смышленый парнишка окончил её за два года – тяга к учению была велика. Но долго учиться не пришлось: заболел отец, и Стасу, как старшему в семье, пришлось взвалить на себя нелегкие крестьянские заботы в полном объеме. Не до учебы, с хозяйством бы поправиться! В 1930 году не стало отца.
Что ждало бы семью, оставшуюся без кормильца, с кучей детей, случись такая беда до революции? Как ни крути, а выживать было бы тяжко, хоть и приучен парнишка к крестьянскому труду, но все ж без хозяина туго. Одна бы дорога ему была – в батраки. Видимо, это осознавал отец, когда, уже тяжелобольной, наказывал семье: вступайте в колхоз, с обществом легче. Хорошо знал сельский кузнец Антон Гудайкис все тяготы единоличной жизни, понимал, что не справятся без него родные. А тут, всё-таки, - в обществе, вместе работать будут, поддержат, не бросят. Для таких семей коллективное хозяйство, действительно, становилось спасением.
Четырнадцать лет было Станиславу, когда он стал членом колхоза имени Чкалова в деревне Байсоголово. Правление колхоза направило его в районную школу сельскохозяйственных кадров, организованную в Венгерово. После ее окончания Станислав Гудайкис работал ветфельдшером колхоза «Литовский труд». В 1938 году вступил в комсомол, организовал в колхозе комсомольскую ячейку и стал её первым секретарем. Новоиспеченный вожак молодежи активно взялся за дело. Что только не придумывали комсомольцы! Антирелигиозные вечера, художественная самодеятельность, соревнования. И непременный атрибут того времени – сдача норм ворошиловского стрелка, ПВХО, ГСО. Но в круговерти забот думал комсомольский вожак и о людях – негоже без отдыха трудиться! Именно Станислав добился того, чтобы воскресенье стало для молодежи колхоза выходным днем.
В сентябре 1939 года С. А. Гудайкис был призван в ряды Красной Армии. Попал в артиллерию. Вот когда пригодилась ему специальность ветсанитара, ведь основной тягловой силой в артиллерии были тогда лошади. Служил в Славгороде Алтайского края. В июле 1941 года старшина С. А. Гудайкис был направлен на фронт. Боевое крещение принял под Ельней. Воевал в составе Калининского фронта, оборонял, а затем освобождал города Ельня, Калинин, Дорогобуж, Ржев, Великие Луки, Торжок. При взятии города Белого в июле 1942 года был ранен. Ранение оказалось тяжелым, и в ноябре 1942-ого его комиссовали.
Приехал в родной район. Получил назначение в Воробьево, затем – в Меньшиково. Там, в колхозе «Гигант» проработал 12 лет. В 1947 вступил в ряды КПСС. Коммунисты доверили ему пост неосвобожденного секретаря партийной организации колхоза. Главный ветврач, потом секретарь парткома Меньшиковской МТС – вот этапы его работы в Меньшиково.
В 1958 году райком партии направил коммуниста Гудайкиса парторгом в совхоз «Рямовский». Директором совхоза был тогда Яков Макарович Скрыпник, бывший председатель «Гиганта», талантливый руководитель, воспитавший целую плеяду замечательных руководителей хозяйств: А. И. Штейзель, Л. Н. Удалова, А. Ф. Подцепилов – все это «птенцы гнезда Скрыпника». В их число попал и Станислав Антонович. Сработались легко, понимали друг друга с полуслова. Опыт работы с людьми, накопленный в «Рямовском», пригодился С. А. Гудайкису, когда ему предложили возглавить совхоз «Тартасский».
1963 год. Август. Нелегкие думы одолевали свежеиспеченного директора совхоза. Не совершил ли ошибку, согласившись возглавить хозяйство. Год выдался трудным. Вначале жесточайшая засуха буквально выжгла поля и луга, а после зарядили дожди. Кормов заготовили мало. Как зимовать, чем кормить животных, как не потерять поголовье? Причем, беда коснулась не отдельно взятого района – всей области.
Выход взялись искать сообща. Созвали общеколхозное собрание, обсудили ситуацию. Решили косить траву где только можно, заготавливать камыш, беречь буквально каждую соломинку, скот поить теплой водой, словом, делать все, чтобы сохранить животных. И сохранили! Пережили труднейшую зиму, выдержали испытание.
А потом были дальнейшие заботы и тревоги нового директора: острая нехватка жилья, не на всех фермах имелись школы, медпункты, надо строить животноводческие корпуса, склады… Нужно удержать молодежь, заинтересовать, чтобы не бежала она из села. В совхозе разворачивается строительство. Строят много. Растут новые улицы, возводятся школы, медпункты, детские сады. Главный инициатор всего нового, передового – директор. Налажены связи с Бердским радиозаводом. Соединил берега Тартаса единственный в районе подвесной мост – правда, это было уже позднее, в 1979-ом. Но,истоки дружбы с бердчанами именно с 60-х годов. Именно с их помощью в 1968 году была смонтирована установка для пневматического удаления навоза в телятнике на центральной усадьбе совхоза. Через два года была закончена теплофикация Заречья. В это же время специалисты завода смонтировали две установки по производству витаминно-травяной муки, через пару-тройку лет на центральной ферме – цех по производству комбикормов. Растет поголовье скота, повышается продуктивность, каждый год тартассцы заканчивают с прибылью. А праздники, проводимые в совхозе, гремели по всей округе! На проводы зимы собирались в Заречье жители окрестных сел, в том числе, райцентра. Лихие тройки, молодецкие забавы, песни и пляски – все это до сих пор помнят участники того веселья.
В марте 1966 года Станислав Антонович Гудайкис удостоен высокой награды – ордена Ленина, в апреле 1971 ему вручили орден «Знак Почёта». Среди его наград – орден Отечественной войны 3 степени, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За освоение целинных земель», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.», «За трудовую доблесть». Не раз избирали его членом Венгеровского РК КПСС, членом бюро райкома, депутатом сельского и районного Советов.
В 1979 году ушел на пенсию. Без дела не сидел – когда же крестьянину отдыхать! В последние годы увлекся поделками из дерева. У многих стоят в домах самодельные деревянные шкатулки, вышедшие из рук мастера.
Человек, много сделавший для района, не почивший на лаврах, не зазнавшийся и не "зазвездившийся". Не нажил роскошных дворцов, не кичился своей должностью. Был рядом с людьми, уважал и ценил их. Наверное, поэтому помнят и уважают его земляки. Добрый след оставил на сибирской земле Станислав Антонович Гудайкис, потомок тех, кто когда-то, переселившись из Прибалтики в Сибирь, основал деревню Байсоголово.
- Комментарии
Загрузка комментариев...