Герой Советского Союза Кожемякин Пётр Павлович
Кожемякин Пётр Павлович - командир взвода 877-го отдельного саперного батальона (36-й стрелковый корпус, 31-я армия, 3-й Белорусский фронт), старший сержант.
Родился 27 июня 1917 года в поселке Изосимки ныне Каргатского района Новосибирской области в семье крестьянина. С 1922 года, оставшись сиротой, рос и воспитывался у родственников в селе Дубрава Чулымского района Новосибирской области. Окончил 3 класса. С 1929 года работал в колхозе «14-я годовщина Октября». Профессию плотника получил до войны.
24 июня 1941 года призван в Красную Армию и зачислен в саперы.
С ноября 1941 года на фронте. Боевое крещение получил на подступах к Москве. Награжден медалью "За отвагу".
В 1942 году вступил в ВКП(б)/КПСС, стал командиром сапёрного отделения. Когда началось наступление, саперы шли с передовыми частями, строили блиндажи и землянки, минировали и разминировали дороги, строили мосты и переправы. Летом 1944 года сержант Кожемякин уже командовал саперным взводом. Особо отличился в боях за освобождение Белоруссии.
В июле 1944 года взвод под командованием старшего сержанта Кожемякина навёл паромную переправу через реку Березину в районе деревни Новоселки (Борисовский район Минской области), построил мосты через протоку между озёрами Бяле (Белое) и Рыбница в местечке Езеры (деревня Озёры, Гродненский район Гродненской области) и через реку Неман на подступах к городу Гродно.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему сержанту Кожемякину Петру Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6506).
На войне у каждого свой счет. Летчик-истребитель считает сбитые вражеские самолеты, артиллерист — число подожженных танков, автоматчик — отправленных на тот свет гитлеровцев, разведчик — захваченных «языков», а сапер-мостовик ведет счет переправам, которые ему пришлось наводить через реки.
Всякие бывали случаи. Во время наступления под Оршей отделению старшего сержанта Кожемякина предстояло проникнуть в глубокий тыл противника, захватить, совместно с разведчиками, мост и удерживать его до подхода главных сил. Ночью саперы с разведчиками перешли линию фронта, совершили 40-километровый марш по тылам врага и вышли в назначенный район. На рассвете вплавь переправились на западный берег реки и, перебив охрану, захватили мост, уже подготовленный гитлеровцами к взрыву. Четыре часа продержались разведчики и саперы, отбивая атаки противника, но мост сохранили. За эту операцию Кожемякина наградили орденом Красной Звезды.
При подходе к реке Березине старший сержант Кожемякин уже командовал взводом. В ночь на 1 июля 1944 года в районе деревни Новоселки саперы подошли к реке, спустили на воду понтоны, соорудили из них паром и до самого рассвета переправляли войска. Трудной была эта ночь. Гитлеровцы непрерывно обстреливали переправу из артиллерии и минометов. Правда, били вслепую. Но снаряды и мины рвались совсем рядом, вода у бортов поднималась стеной, а саперы, мокрые до нитки, с кровяными мозолями на руках, продолжали свое нелегкое дело. До рассвета они успели переправить около пятисот человек и больше ста повозок с боеприпасами. Кожемякина наградили орденом Отечественной войны II степени.
А через две недели строили мост через протоку между озерами в районе местечка Рыбница. Пехоты впереди, почему-то, не было. Гитлеровцы обнаружили саперов и пошли в атаку. Их было около роты, а саперов только двадцать два, вместе с Кожемякиным. Но не отдавать же врагу почти законченный мост! Саперы, отложив топоры и пилы, вступили в неравный бой. В течение двух часов отбивали атаки, пока не подошла подмога.
16 июля 1944 года, когда саперы подошли к Неману, на противоположном берегу с трудом удерживали небольшой плацдарм только переправившиеся вплавь автоматчики. Командир корпуса, ставя задачу саперам, предупредил: - Теперь все зависит от вас. Не построите мост до рассвета — погибнут люди!
Кожемякин и сам понимал, что без артиллерии и танков автоматчики долго не продержатся. Но это ведь Неман! Ширина больше ста метров! Командир батальона гвардии майор Ивин распределил обязанности между взводами. Кожемякин получил задачу построить прибрежную часть моста длиною 30 метров.
Сразу же приступили к работе, а вернее - к штурму. На берегу готовили опоры и на руках подносили к реке. Старшина и с ним еще несколько бойцов, по грудь в воде, принимали опоры и устанавливали на дно Немана. У самого берега, где грунт был твердым, ставили рамные, потом пришлось делать ряжевые опоры и заполнять их камнями, чтобы не снесло.
Противник, видимо, догадывался о строящейся переправе, нервничал. Над рекой то и дело вспыхивали ракеты, и тотчас же начинался артиллерийско-минометный обстрел. Снаряды рвались на восточном берегу, в реке. Близкими взрывами срывало опоры. Саперы ловили их и снова устанавливали, и закрепляли. Перед самым рассветом налетела авиация. Кожемякин и его голые солдаты о себе не думали. Главное - удержать опоры. И они удержали. Потом налетела вторая партия самолетов... третья... четвертая.
Растревоженные взрывами, ревущие воды Немана обрушивались на солдат, выворачивали опоры. Творилось невообразимое. Такого Кожемякин еще не видал. Шесть часов он и его солдаты, презирая опасность, самоотверженно работали в воде и к намеченному сроку приказ командира выполнили. Но, едва доложили о том, что мост готов, как снова налетели вражеские бомбардировщики, и он был разбит.
Саперы так и не успели одеться. Пришлось все начинать сначала: лезть в воду, заменять разбитые опоры, укладывать настил. Это был нечеловеческий труд. Старшина Кожемякин видел своих обессилевших бойцов и, хотя сам едва держался на ногах, брал самую трудную, самую опасную работу. Следуя его примеру, работали и солдаты.
Гитлеровские летчики, конечно, зафиксировали прямое попадание бомбы и доложили своему командованию, что мост разбит. Так оно и было на самом деле. Враги не учли одного — мужества и героизма наших воинов. Через три часа разрушенный мост был полностью восстановлен. По нему переправились через Неман два стрелковых и один кавалерийский корпус.
Отважный сапер с честью дошел до Победы. Был тяжело ранен и контужен. В сентябре 1945 года был демобилизован. Вернулся на родину. Вновь стал работать в колхозе «14-я годовщина Октября», а в 1950-х годах восемь лет бессменно трудился председателем этого колхоза.
В 1964 году, когда здоровье стало подводить, переехал в город Чулым Новосибирской области и устроился монтёром пути на Чулымскую дистанцию пути Западно-Сибирской железной дороги.
В 1977 году ушёл на заслуженный отдых. Много лет был народным заседателем Чулымского районого суда. Жил в городе Чулым.
Боевые награды:
- орден Ленина;
- орден Отечественной войны 2-й степени;
- орден Красной Звезды.
Именем Героя названа одна из самых больших улиц города Чулым. В этом же городе установлены мемориальные доски в память о нём на доме, в котором жил П. П. Кожемякин и на административном здании 10-й Чулымской дистанции пути (2005).
Скончался 21 октября 1983 года. Похоронен на кладбище города Чулым.
- Комментарии
Загрузка комментариев...