Суровая правда о войне языком рисунка
Недавно я решил, наконец-то, перебрать свои фотоархивы. Среди многочисленных фотографий, занимающих несколько ящиков письменного стола, обнаружилась и фотокопия картины художника Алексея Жабского под названием "Хлеб войны.1943 год". Пришлось отмотать в памяти свыше 35 лет назад, чтобы вспомнить, как попала ко мне эта фотокопия...В середине 80-х годах прошлого столетия я работал заместителем редактора газеты "В бой за уголь" города Киселевска Кемеровской области. Однажды в редакцию пришла невысокая миловидная женщина средних лет и показала репродукцию вышеназванной картины из журнала "Огонек". Анна Александровна, так она назвалась, поведала, что эту картину нарисовал ее родной брат, Алексей Жабский, и на ней показана вся ее семья в далеком 1943 году. То есть, картина эта автобиографическая. Худенькая маленькая женщина, изображенная на рисунке, это мама, принесшая буханку хлеба, а вокруг стола все ее шестеро голодных детей - мал мала меньше. Маленькая девочка справа -это сама Анна Александровна (Нюрка, как ее звали в детстве). На столе сидит младший брат Васятка, который долго не мог ходить, а только ползал, потому что обварил однажды ноги кипятком, пытаясь снять чугунок с печки. Сам же художник стоит вторым слева с братьями и еще одной сестренкой, Райкой…
На основе рассказа Анны Александровны я написал и поместил в газете "В бой за уголь" статью, в которой поведал историю семьи Жабских и сюжета, отображенного на картине. К сожалению, с переездом в 1988 году из Сибири на Урал сохранить вырезку, либо текст той статьи, мне не удалось. Киселевский адрес и телефон Анны Александровны тоже утерял. Чтобы узнать, как сложилась дальнейшая судьба Жабских, пришлось обратиться к услугам интернета. Оказалось, что материалов о художнике Алексее Жабском и его богатом творческом наследии помещено в сети немало. Узнал я телефон и созвонился с московским искусствоведом Эльвирой Чуриловой, составительницей нескольких альбомов и устроителем выставок (в том числе совместно с вдовой художника Людмилой Жабской) картин Алексея Жабского в столице и в других городах России. Благодаря Эльвире Геннадьевне (она, оказывается, была ознакомлена в свое время с моей публикацией в газете «В бой за уголь»), удалось вновь восстановить в памяти историю семьи, узнать судьбу Жабских…
Семья путевого обходчика Александра Жабского жила перед войной в будке на транссибирской железной магистрали возле городка Каргат Новосибирской области. Жена, Ульяна, воспитывала шестерых детей. Алексей, будущий художник, был вторым по возрасту, родился он 20 марта 1933 года. На всю жизнь ему запомнился отцовский подарок – красный карандаш, привезенный из Москвы. Этот подарок, очевидно, во многом определил дальнейшую судьбу мальчика, разжег вспыхнувшую в нем тягу к «изящным искусствам».
В 1940 году отец трагически погиб. Ульяна Гавриловна переселилась с детьми в шахтерский город Киселевск, в Кузбассе. Вскоре началась война. Жить пришлось, по сути, в землянке, потолок которой подпирал деревянный столб. «Мы, дети, вокруг этого столба бегали наперегонки, - поведала, как сейчас помню, Анна Александровна.- В продуваемом ветрами тесном помещении землянки размещались стол, небольшая печка, на которой стояли котелок или чугунок, да еще имелась пара детских книжек – вот и вся обстановка. Спали на полу, постелив какие-то тряпки. Даже на улицу зимой не выходили: нечего было надеть и обуть. Мама с утра варила нам в чугунке жидкий супчик из чего придется, обычно без признаков мяса, и уходила до позднего вечера на работу. Хлеб для нас был лакомством, мы с нетерпением ждали, когда придет мама и принесет пайку. Жили очень бедно и всегда голодно. Росли мы худыми и бледными (как и показано на рисунке-Н.Ф.), но с годами тянулись к знаниям, читали, рисовали, мечтали о лучшей жизни…»
Вот это суровое голодное военное детство и вылилось впоследствии у Алексея Жабского в серию картин под названием «Дети войны». Детская мечта стать художником воплотилась у него в реальность. В возрасте 16 лет Алексей Жабский поступил в Свердловское художественно-ремесленное училище, а затем окончил в том же городе художественное училище, организовав при общежитии изостудию. Далее был государственный художественный институт имени В. И. Сурикова в Москве, по окончании которого в 1965 году, он работал в комбинате живописного искусства. Одновременно выполнял не только заказы по объектам соцкультбыта, но и рисовал полотна, признанные творческими удачами (некоторые из его картин на историческую тему находятся сейчас в Третьяковской галерее). В 1967 году Алексея Александровича приняли в Союз художников СССР. По отзывам искусствоведов, его художественное творчество отличается широким жанровым разнообразием. Оно вобрало масштабные многофигурные композиции, портреты, натюрморты, пейзажи, изображения храмов, полотна на разные исторические темы. Причем, он воспитал десятки учеников…
- Я долгое время занималась творчеством Алексея Жабского, -сообщила Эльвира Чурилова. - К сожалению, при жизни у него почти не было персональных выставок – он весь отдавался работе. Скончался художник в возрасте 75 лет в 2008 году. Его братьев и сестер, получивших образование и ставших достойными людьми, тоже, к сожалению, уже нет в живых. Велик сейчас список городов России, а также за рубежом, да и частных коллекций, где представлены работы Алексея Жабского. Они удостоены многих дипломов, премий и других наград самого высокого уровня. Даже трудно перечислить его наследие, ставящее Алексея Жабского на уровень выдающихся художников России. Очень много материалов передано семьей и на родину - в Каргатский историко-краеведческий музей, где к 85-летию мастера в 2018 году была открыта выставка его творчества под названием «Алексей Жабский. Судьба на холсте». Лично я занималась составлением альбома «Свет души», вышедшем в 2016 году, а также других альбомов и организацией выставок художника, например, в музее Победы на Поклонной горе в Москве…
И все-таки, по мнению Эльвиры Чуриловой и других искусствоведов, самой пронзительной, искренней и выстраданной является у Алексея Жабского серия рисунков «Дети войны». С этим лично я полностью соглашаюсь. В этих картинах небольшого формата (размер рисунка «Хлеб войны», например, всего 39 на 47 см) отображена вся горькая и суровая правда о войне, которая прошлась по судьбам многих семей военного поколения…
- Комментарии
Загрузка комментариев...