НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Знать и помнить, посвящается Дню памяти жертв политических репрессий Северного района.

В жизни человека много моментов, о которых вспоминаешь с гордостью. Есть и страницы, о которых хотели бы забыть. Такими страницами являются политические репрессии. Трагедия первой половины XX века коснулась судеб многих граждан страны, попавших в жернова массовых арестов, выселений, расстрелов. За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам.
Северный район не стал исключением. В каждом нашем селе жили и живут люди, подвергшиеся репрессиям в виде лишения жизни, свободы, ссылки и высылки, признанные «врагами народа», «кулаками», «вражескими элементами», надуманными обвинениями к иностранным разведкам и другим обвинениям.
Ход политических репрессий можно условно разделить на четыре периода: сентябрь 1917 года – конец 1922 года - период «красного террора»;
- 1928 год - 1936 год - период коллективизации, декретирование и реализация репрессивных операций - «кулацкой», против «ЧСВН», социальная градация;
- сентябрь 1937 года - октябрь 1938 года - период «большого террора», усиление репрессий, реализация массовых репрессивных операций: аресты и расстрелы, интенсификация борьбы с «вредительством» в сельском хозяйстве;
- ноябрь 1938 года - по настоящее время - смягчение репрессивной политики, прекращение массовых операций, проведение мероприятий по реабилитации невинно осужденных.
Одни историки считают, что первый этап репрессий начинается с 1917 г. Другие, что начало политических репрессий было положено постановлением Совета народных комиссаров РСФСР «О красном терроре» (05.09.1918),в этот период большевики убирали со своей дороги всех, кто не был согласен с их политикой. Первый этап репрессий продолжался до 1922 года. Документы периода «красного террора» в отделе архивной службы администрации района не имеются, так как районный архив образован в 1935 году.
Второй период репрессий начинается в 1928 году с нового наступления на крестьянство. Начиная с 1929 года, коллективизация проходила и у нас в районе. Крестьянство было поделено на бедняков, середняков, зажиточных и кулаков. Эта социальная градация в основном и сказалась на всем ходе коллективизации. Большинство зажиточных крестьян и кулаков под жестким давлением вступали в колхозы. Недовольных политикой властей, потенциально опасных репрессировали или вместе с семьями ссылали в необжитые районы.
По документальным источникам можно проследить судьбы многих граждан района, подвергшихся репрессиям. В Северном районе было раскулачено 482 семьи.
В 1929 году арестовали Шуршева Еремея Калистратовича. Отсидев 8 месяцев, вернулся в Медвеженку, только начал обживаться - опять арест, через 2 года вернулся в колхоз, в 1937 г. вновь забрали, 27 октября был расстрелян. 
12 февраля 1930 года Сибкрайисполком принял постановление о начале массовой конфискации имущества кулацких хозяйств с последующей высылкой кулаков в отдаленные районы Сибири. Так, в 30-е годы в селах нашего района появились репрессированные из других регионов. Один из них - Ягусон Август Иванович, уроженец хутора Красицы Гдовского района Псковской области. Он обвинялся в том, что «является участником антисоветской повстанческой организации, был связан с эстонской разведкой».
Нельзя не вспомнить хотя бы некоторых репрессированных, находившихся у нас в ссылке. Среди учителей Северной школы было два академика: Юрий Борисович Румер — крупнейший физик-теоретик, ядерщик, в школе он преподавал арифметику и пение. Лидия Евсеевна Абрамович — биохимик, заместитель Н.К. Крупской по детским домам и приютам сирот. В школе она руководила кукольным кружком.
У жизни только на пороге,
Я еле путь наметил свой.
Но вдруг казенные дороги
Топтать погнал меня конвой.
Так в Северном районе оказался Граховский С. И.- писатель непростой судьбы. В возрасте 23 лет бы незаконно репрессирован и сослан из Белоруссии. С 1949 - 1956 г. он жил в селе Биаза. Работал на лесоповале, столярничал, принят был завхозом в школу - интернат, затем учителем немецкого языка. До преподавания литературы и русского языка «врага народа» не допускали. Он лишь имел возможность заниматься со школьниками организацией и проведением театрализованных представлений, новогодних праздников. На смотрах художественной самодеятельности биазинские ребята занимали лучшие места, но о руководителе никогда не упоминалось.
Из воспоминаний С. И. Граховского: «Трудные, горькие, оскорбительные годы в Северном районе оставили в душе неизгладимый след, закалили характер, открыли множество интереснейших судеб ярких и цельных сибиряков».
К концу 30-х репрессии набирали обороты. В 1935 году была установлена уголовная ответственность (вплоть до смертной казни) в отношении 12-летних граждан. Именно в этот период в обиход простых советских граждан входит аббревиатура «ЧСВН» - член семьи врага народа. Так, на заседании президиума Остяцкого сельсовета 28. 08.1937 рассматривался вопрос об исключении Корецкой Е., дочери члена семьи врага народа Корецкого Г. из членов сельсовета. Ее обвиняли за укрывательство отца - «врага народа» Корецкого Г., отказ пособничать. Архивные документы показывают, насколько надуманными и нелепыми были обвинения.
В 1933-1935 годах в районе было много семей, лишенных избирательных прав с конфискацией имущества. На территории Северного района до 1936 года было 16 сельских Советов, и нет ни одного сельского Совета, где бы судьба обошла жителей, не коснулась раскулачивания, лишения избирательных прав. В списках кулаков Прибелинского сельсовета за 1935 год значится семья Кудряшова Василия Матвеевича из Канашей, в которой были репрессированы 17 человек, включая престарелых родителей и 15 детей и внуков.
Многие граждане, не согласные с лишением избирательных прав, подавали ходатайство о восстановлении в избирательных правах, но почти всем отказывали в их восстановлении.
Усиление репрессий произошло с 1937 года, когда по всей стране, в соответствии с решением Политбюро ЦК ВКП(б) от 02.07.1937, началась планомерная подготовка к массовым политическим репрессиям. Сотрудники НКВД должны были немедленно взять на учет всех «возвратившихся на Родину», после освобождения и ссылки или заключения «кулаков» и уголовников, с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и расстреляны, а остальные, менее активные, но все же враждебные элементы были переписаны и высланы.
Насколько ужасающе это было, можно судить по одному только крошечному селу Остяцк, из материалов архивного следственного дела №12229 по обвинению Почепкина Герасима и других (всего 21человек). Они были признаны виновными в том, что являлись участниками контрреволюционной повстанческой шпионско-диверсионной организации созданной агентами японской разведки, занимались вредительством в колхозах, совершали диверсионные акты, готовились к вооруженному свержению Советской власти, вели среди населения антисоветскую агитацию. Виновными в предъявленном обвинении все обвиняемые себя признали. Постановлением тройки УНКВД Новосибирской области от 13 октября 1937 года приговорены к расстрелу. Приговор приведен в исполнение.
По данному делу в 1959 году было проведено дополнительное расследование. Из материалов архивного следственного дела №12229, постановление тройки УНКВД Новосибирской области от 13 октября 1937 года, в отношении Почепкина Г. М. и других граждан,-  отменить. Дело по их обвинению прекратить за отсутствием состава преступления.
Новизной в подготовке репрессивной кампании 1937 г. было то, что впервые процедуре массовых арестов и казней должна была подвергнуться сама партия. Каждому региону доводились задания. По первоначальным лимитам по стране планировалось расстрелять до 75950 человек, выслать в лагеря - до 19300 человек. Лимиты по расстрелам по Западно-
Сибирскому Краю составляли 11 тысяч человек. Не обошла стороной эта кампания и наш район.
Для организации первого показательного процесса над местным руководством был избран Северный район с широким освещением в печати. Тогда в качестве обвиняемых предстали: секретарь райкома М. И. Матросов, председатель райисполкома И. Н. Демидов, заведующий районной ветлечебницей Ф. Ф. Новгородцев, заведующий финансовым отделом райисполкома И. Н. Синев, секретарь президиума РИК А. Н. Каратаев, ветфельдшеры С. А. Промыслов и В. С. Воробьев. Подсудимые обвинялись в том, что, начиная с 1934 года, «проводили в Северном районе вредительскую шпионско-диверсионную контрреволюционную работу», выразившуюся в умышленном заражении инфекционными болезнями скота, срыве посевной кампании. Все подсудимые признали себя виновными, и по приговору Западно-Сибирского краевого суда эти «враги народа» были расстреляны 20. 09.1937, впоследствии все они были реабилитированы.
Годы «большого террора» унесли неизвестное до сего времени количество жизней наших соотечественников. Поражают даже официально опубликованные итоги: 1 344 923 арестованных, 681 692 расстрелянных.
В 1939 -1940-х годах наметилось смягчение репрессивной политики, это обуславливалось тем, что политическая борьба за власть к этому времени, практически, завершилась. Северный район получил небольшую передышку.
По состоянию на 20 января 1941 года, по Северному району арестовано 573 «врага народа», из них реабилитировано к августу 1994 года более 400 человек, в том числе и посмертно. Согласно списку КГБ по Новосибирской области, в Северном районе было репрессировано 619 человек. Из них расстреляно 339. Расстрелы северян и жителей ближних районов производились на Савкиной Гриве около г. Куйбышева. Массовое захоронение было обнаружено при строительстве ГРЭСС в 1949 г., а в октябре 1994 года над тремя ямами группового захоронения был открыт памятник жертвам репрессий.
Живыми свидетелями тех лет стали дети и внуки репрессированных, которые поделились своими воспоминаниями.
В конце 50-х - начале 60-х годов были проведены первые мероприятия по реабилитации невинно осужденных. В середине 1960-х годов эта работа была свернута и возобновилась лишь с принятием Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1.
Работа по реабилитации жертв политических репрессий в Северном районе началась с 1989 года, о чем свидетельствует постановление бюро районного комитета КПСС от 19.12.1989, в котором была утверждена первая комиссия для выявления сведений о репрессированных.
В декабре 1990 года был создан комитет по содействию реабилитации репрессированных в Северном районе, секретарем комиссии являлся Грибковский Степан Петрович, который составил списки репрессированных и расстрелянных граждан района в г. Куйбышеве.
С 2005 по 2008 г. г. председателем комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при администрации Северного района являлась Гламаздина Г. Ф.; с 2008 г. - Шуршева Л.И. , а с 2014 г. и по настоящее время комиссию возглавляет Кайгородова Г. М. Комиссия рассматривает заявления реабилитированных лиц о возврате конфискованного имущества, возмещение его стоимости, а также оказывает помощь в розыске и оформлении необходимых документов по восстановлению прав реабилитированных и пострадавших от политических репрессий граждан.
По состоянию на 15.10. 2020 в районе проживает 6 граждан, пострадавших от политических репрессий и 43 человека, репрессированных и реабилитированных.
Ежегодно в нашем районе проходят мероприятия, посвященные этой памятной дате.
В память о жертвах политического террора изданы два тома Книги памяти жертв политических репрессий в Новосибирской области, призванные восстановить историческую справедливость и увековечить память невинно репрессированных граждан. В них вошли и жители нашего района, вот некоторые из них:
Ломов Иван Никитич, 1907 г. р.; уроженец с. Северное Северного района Новосибирской области, проживал по месту рождения; крестьянин-единоличник; арестован 13.10.1934 за укрывательство членов повстанческой организации; ст. 58-12 УК РСФСР; осужден Запсибкрайсудом 01.04.1935 к 2 годам лишения свободы; реабилитирован 26.04.1995;
Петриков Федор Фомич, 1895 г. р.; уроженец с. Замшаны Ковельского уезда Волынской губернии, белорус, образование начальное, место жительства с. Томиловка Северного района, крестьянин, арестован 09.08.1937 по обвинению в «участии в контрреволюционной повстанческо-диверсионной вредительской группе» (ст. 58-2-9-10-11 УК РСФСР); осужден Тройкой УНКВД НСО 13.10.1937 к расстрелу, приговор приведен в исполнение 21.10.1937. Реабилитирован 01.09.1959.
Сегодня все те, кто незаконно репрессирован, реабилитированы. Необоснованные обвинения сняты, ошибки исправлены, людям возвращено доброе имя. Прошлое вернуть и исправить нельзя. Но его нельзя забыть, это нужно помнить, чтобы такое больше никогда не повторилось.


Автор: Тишечко Елизавета, обучающаяся объединения «Краевед» МБУ ДО Северного ДДТ.
Руководитель: Ляхнович Ольга Ивановна, педагог-организатор МБУ ДО Северного ДДТ.


Дата публикации: 12 Октября 2021

Автор: Елизавета Тишечко, Ольга Ляхнович

Отправитель: Ольга Ляхнович

Вам нравится? 6 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...