НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Версия подтвердилась

В 100-летней истории ГУ МВД России по Новосибирской области много ярких, героических страниц. Эту историю делали люди. Руководители и рядовые сотрудники. Свои эпизоды в эту летопись внесли и сотрудники органов внутренних дел Болотнинского района.

…Сейчас это уже история. Но тогда, в далёком 1992 году, это преступление имело большой общественный резонанс, стояло на контроле у руководителей УВД Кемеровской и Новосибирской областей, в прокуратуре Сибирского военного округа. Его раскрыли сотрудники уголовного розыска отдела внутренних дел по Болотнинскому району.

Как свидетельствуют протоколы допросов, они уже несколько дней присматривались к этой автомашине и, наконец, решились… А на следующий день в сводках Юргинского городского отдела милиции было отмечено, что ночью 31 октября 1991 года угнана автомашина «КамАЗ», принадлежащая одной из воинских частей…

Так уж совпало, но в этот же день, в 6 часов утра, из этой воинской части в Новосибирск и тоже на автомашине «КамАЗ» выехал майор В. А. Бондарь с водителем С. В. Цвелевым. Однако, автомашина с майором и шофером в положенное время в пункт назначения не прибыла. Юргинским РОВД было заведено розыскное дело, но первоначальные оперативно-поисковые мероприятия не дали положительных результатов.

Между тем время шло. Родственники и близкие пропавших без вести, измученные своим горем, уже теряли надежду и веру в успех поисков. И только жена водителя Цвелева, которая осталась одна с двумя детьми, продолжала тревожить должностных лиц обращениями о поисках пропавшего без вести мужа, писала в различные инстанции. Об этом свидетельствует и ее письмо, копия которого подшита в деле, к командующему Сибирским военным округом. В письме она писала: «Я поняла, что их никто уже не ищет». И просила командующего принять меры к розыску.

И неизвестно, как бы шло дело дальше. Но 14 февраля 1992 года на полях колхоза «Большевик» Болотнинского района механизаторы, вывозившие с полей сено, в небольшом околочке обнаружили занесённую снегом автомашину «КамАЗ». В кабине находился труп водителя.

Прибывшая на место оперативно-следственная группа Болотнинского РОВД установила признаки насильственной смерти. По документам, найденным в кармане погибшего, определили, что эта автомашина принадлежит воинской части города Юрга. Был опознан и сам водитель. Им оказался Сергей Васильевич Цвелев.

Поскольку преступление было совершено на территории Болотнинского района, то и поиск преступников начала вести оперативно-следственная группа Болотнинского РОВД. Прорабатывались различные версии. Это были напряженные дни для всех работников милиции и прокуратуры. Время летело быстро. Возможно, иногда кое-кому это дело казалось безнадежным.

Но вот был установлен еще один факт, зацепка, которая стала решающей в ходе всего поиска. Было установлено, что примерно в середине октября 1991 года на маршруте Юрга — Томск перевернулась автомашина «КамАЗ». Дни шли, но её хозяин не объявлялся, и она оказалась брошенной.

Итак, во всех трех случаях были автомашины «КамАЗ» одной марки. Анализируя эти факты, оперативные работники предположили такой вариант: если за попавшей в аварию машиной никто не обращается, значит, вместо нее есть другая. Не исключено, что этой другой является та, которая угнана и принадлежит воинской части. И все это каким-то образом связано с гибелью водителя и исчезновением майора. По этой версии и решили работать.

Необходимо было установить, кому принадлежала машина, потерпевшая аварию. Эта третья машина тоже имела воинский номер. 

Довольно быстро удалось установить, что эта машина из Республики Казахстан и принадлежит комитету ДОСААФ города Целинограда. Туда 20 февраля и направилась оперативно-поисковая группа. Её возглавил лично начальник отделения уголовного розыска Иван Иванович Кожемяко. Вместе с ним в состав группы были включены сотрудники: старший оперуполномоченный уголовного розыска В. Г. Вундер, старший участковый уполномоченный милиции А.Ф. Деринг, милиционер-водитель С.И. Кубасов. 

Все выехавшие в Казахстан на поиски для установления подозреваемых в тяжком преступлении прекрасно понимали, что едут уже в другое государство и работать там будет непросто.

Так оно и вышло. Оказалось, что в ДОСААФ города Целинограда машины под таким номером не значится. Снова начались уточнения, наведение справок и т. д. И когда узнали, что машина под этим номером состоит на учете в ДОСААФ Семипалатинска, туда уже ехали с сомнением: «А вдруг и здесь нет?». Но все оказалось намного удачней, чем предполагали. В этой организации имелась когда-то машина под таким номером. Она постоянно сдавалась в аренду одному кооперативу, и ее техническим состоянием никто не интересовался. Достаточно было того, что хозяева получали от арендаторов ежемесячно приличную денежную сумму. Здесь уже без особых трудностей установили фамилию арендатора машины и его напарника. Они жили в одном из сел Семипалатинской области. В это село оперативная группа прибыла уже поздно вечером.

Уже третьи сутки работали на территории другого государства. Работать приходилось, практически, нелегально, в местные правоохранительные органы за помощью не обращались, скрывали, что являются сотрудниками милиции из России и разыскивают лиц, подозреваемых в совершении тяжкого преступления.

Придя на квартиру к гражданину О., представились кооператорами, но хозяина дома не оказалось. Пришлось подождать. Хозяин приехал ночью на автомашине «КамАЗ». Через некоторое время оба подозреваемых в преступлении были задержаны. В ходе обыска у подозреваемого Б. было изъято ружье. Пыжи к его патронам оказались с таким же дефектом, как и пыж, найденный в кабине автомашины, где был найден убитый водитель.

Позже данный факт подтвердит экспертиза, но в тот момент это было важно для уверенности в правомерности ареста подозреваемых. Автомашина «КамАЗ» оказалась под другим номером (как потом выяснилось, номер этой машины был заменен два раза). И только по номеру двигателя удалось установить, что это тот самый угнанный КамАЗ.

У оперативной группы оставалась теперь одна задача — избежать всяких случайностей и побыстрее выехать на территорию России. В районном отделе милиции г. Карасука были проведены первые допросы подозреваемых. Они сразу признались в угоне машины, убийстве водителя и майора. Затем, уже в ходе последующих допросов в Болотнинском отделе, они от своих первоначальных показаний не отказались. Выходило, что первоначальная версия оперативных сотрудников ОВД Болотнинского района подтверждалась.

А дело было так. Угонщики, заправив автомашину в Болотном, выехали на трассу в сторону Новосибирска. По их словам, километрах в 10-15 от райцентра их обогнали КамАЗ такой же марки с воинскими номерами. Его водитель начал подавать сигналы, требуя остановиться. Угонщики поняли, что их, образно выражаясь «засекли». Тогда они свернули с трассы в сторону леса. Водитель с майором на КамАЗе — за ними. И началась погоня. Военные то догоняли угонщиков, то отставали. Все это продолжалось часа два, а может, и больше. Установить точное время не удалось, да в этом и не было необходимости. На полях колхоза «Большевик» угонщикам пришлось остановиться — стал барахлить мотор. И тут их настигли военные. Один из угонщиков, тот, кто управлял машиной, вышел на переговоры с майором и предложил ему оставить их в покое и уехать. На что майор ответил: «Нет. Вы оставляйте машину и идите пешком». Пока шел этот диалог, другой угонщик быстро собрал ружье и выстрелил в водителя Цвелева. Майор, увидев, в какой ситуации они оказались, бросился убегать. Гражданин Б. вышел из машины и еще раз выстрелил в шофера. Затем сел в машину и поехал догонять майора. Убегать было бесполезно. Тогда майор остановился и попросил не убивать его. Но в него также спокойно и хладнокровно было произведено два выстрела — в живот и в голову.

Уже в ходе расследования уголовного дела подозреваемые давали показания, рассказывали, как все проходило, показали место, где должен лежать убитый майор. Труп его нашли быстро, он находился неглубоко под снегом. В доверительной беседе с работниками милиции подозреваемые рассказывали, что всё это время жили под гнетом постоянного страха, нередко им приходили мысли, что рано или поздно их могут найти. Всегда закрадывалась в душу тревога, когда в своем районе видели машины с номерами Кемеровской или Новосибирской областей. И когда прибывшие к ним работники милиции представились, что они из Болотного, всё стало ясно, отказываться не имело смысла.

Эти события самоотверженной работы сотрудников милиции по раскрытию тяжкого преступления в непростых условиях являются примером отношения к службе для нынешних молодых сотрудников уголовного розыска не только Болотнинского отдела. А те сотрудники ушедшего в историю уже далёкого 1992 года тогда не думали ни о какой самоотверженности, они просто добросовестно выполняли свою работу.



Дата публикации: 03 Августа 2021

Автор: Анатолий Быстров

Отправитель: Анатолий Быстров

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...